Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени





Скачать 38.48 Kb.
НазваниеУрок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени
Дата публикации10.09.2014
Размер38.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок № 30 Русский язык 7 класс
Тема: Страдательные причастия настоящего времени.

Цели: познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфо­грамму в тексте; определять написание суффиксов -ом- (-ем-), -ым-(-им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использо­ванием страдательных причастий настоящего времени, раскрепо­щая мышление, развивая чувство юмора; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

1. Сначала записать предложения с действительными причас­тиями настоящего времени, затем - с действительными причастия­ми прошедшего времени. Указать основы записанных предложений (упражнение 98).

2. Дать толкование слова силуэт.

- Подобрать к этому слову действительное причастие настоящего и прошедшего времени.

- Перестроить словосочетание таким образом, чтобы причастие стало главным словом.

III. Сообщение новой темы урока, запись темы в тетрадь.

1. Чем отличаются действительные причастия от страдатель­ных?

2. Как образуются действительные причастия настоящего вре­мени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)7

3. Повторение личных окончаний глаголов.

Орфографическая диктовка с грамматическим заданием.

Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа.

Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, раз­говаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату.

- Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причас­тий и суффиксы причастий.

4. Выпишите из диктанта действительные причастия на­стоящего времени.

- От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы?

Бушующим – бушует – бушуемый.

Заходящим – заходит.

О строящемся – строит – строимый.

Взбирающимся – взбирается.

- Образуйте страдательные причастия настоящего времени.

- Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.

5. Изучение материала на с. 48-49

IV. Закрепление изученного

  1. Выполнение упражнения 101.

Сначала выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов I спряжения, затем – от глаголов II спряжения; выделите окончания и суффиксы причастий; объясните пропущенные орфо­граммы.

2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдатель­ные причастия настоящего времени. С причастиями, образованны­ми от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редакти­ровать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить.

V. Динамическая пауза.

3. Выполнение упражнения 104 (устно).

Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, изме­ните падеж зависимого слова в причастном обороте.

После такой замены вы получите афоризм* в той форме, в ко­торой использовал его автор.

(Афоризм - краткое выразительное изречение.)

4. Перестройте данные словосочетания, заменив дейст­вительные причастия страдательными настоящего времени.

Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий ли­тературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; ар­хитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу.

- От какого глагола образовано причастие ищущий! (Искать (I спр.) —» ищущий, искомый.)

- Найдите еще такие устаревшие формы страдательных при­частий и запишите их по образцу: нести —> несомый, вести —»ведомый.

- Объясните лексическое значение слова лелеемый. (Лелеять - нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.)

5. Игра «Энтомологический словарь».

(Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».)

Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталки­ваясь от внешней формы слов.

Например: нелепица - некачественный пластилин.

Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ру­чающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.

(Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; ли­шившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы)

VI. Подведение итогов урока.

- В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных?

- Как образуются страдательные причастия настоящего време­ни?

VII. Домашнее задание: выучить правило (с. 48-49), упражне­ния 110.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Выделение запятыми причастного оборота»
«Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени»
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУрок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия...
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУрока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий....
Метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота»
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени icon"БуквыЕиЁ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconМбоу «контошинская сош» Косихинский район Алтайский край Урок новых...
Задачи: а познакомить ребят с образованием страдательных причастий прошедшего времени
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconPartizip I partizip II
Образуйте причастия настоящего и прошедшего времени (Partizip I, II.) и переведите их
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconТема: «Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени»
Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия,...
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Сопоставление настоящего неопределенного и настоящего длительного времени»
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУрок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?»
Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества
Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени iconУрок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные»
Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск