Скачать 38.48 Kb.
|
Урок № 30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени. Цели: познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в тексте; определять написание суффиксов -ом- (-ем-), -ым-(-им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени, раскрепощая мышление, развивая чувство юмора; воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник, тетрадь. Ход урока I. Организационный момент. П. Проверка домашнего задания. 1. Сначала записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем - с действительными причастиями прошедшего времени. Указать основы записанных предложений (упражнение 98). 2. Дать толкование слова силуэт. - Подобрать к этому слову действительное причастие настоящего и прошедшего времени. - Перестроить словосочетание таким образом, чтобы причастие стало главным словом. III. Сообщение новой темы урока, запись темы в тетрадь. 1. Чем отличаются действительные причастия от страдательных? 2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)7 3. Повторение личных окончаний глаголов. Орфографическая диктовка с грамматическим заданием. Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа. Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, разговаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату. - Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причастий и суффиксы причастий. 4. Выпишите из диктанта действительные причастия настоящего времени. - От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы? Бушующим – бушует – бушуемый. Заходящим – заходит. О строящемся – строит – строимый. Взбирающимся – взбирается. - Образуйте страдательные причастия настоящего времени. - Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени. 5. Изучение материала на с. 48-49 IV. Закрепление изученного
Сначала выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов I спряжения, затем – от глаголов II спряжения; выделите окончания и суффиксы причастий; объясните пропущенные орфограммы. 2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания. Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить. V. Динамическая пауза. 3. Выполнение упражнения 104 (устно). Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте. После такой замены вы получите афоризм* в той форме, в которой использовал его автор. (Афоризм - краткое выразительное изречение.) 4. Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени. Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу. - От какого глагола образовано причастие ищущий! (Искать (I спр.) —» ищущий, искомый.) - Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу: нести —> несомый, вести —»ведомый. - Объясните лексическое значение слова лелеемый. (Лелеять - нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.) 5. Игра «Энтомологический словарь». (Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».) Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов. Например: нелепица - некачественный пластилин. Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий. (Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы) VI. Подведение итогов урока. - В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных? - Как образуются страдательные причастия настоящего времени? VII. Домашнее задание: выучить правило (с. 48-49), упражнения 110. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Урок русского языка в 7 классе по теме «Выделение запятыми причастного оборота» «Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени» | ||
Урок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие» Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия... | Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий.... Метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота» | ||
"БуквыЕиЁ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Мбоу «контошинская сош» Косихинский район Алтайский край Урок новых... Задачи: а познакомить ребят с образованием страдательных причастий прошедшего времени | ||
Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Partizip I partizip II Образуйте причастия настоящего и прошедшего времени (Partizip I, II.) и переведите их | ||
Тема: «Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени» Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия,... | ||
Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) | Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | ||
Конспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Сопоставление настоящего неопределенного и настоящего длительного времени» | ||
Урок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?» Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества | Урок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные» Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты |