От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев





Скачать 126.28 Kb.
НазваниеОт егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев
Дата публикации25.07.2013
Размер126.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

От ЕГЭ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе

А.А. Бабаев


Введение

Успешная профессиональная деятельность информатика-экономиста невозможна без знания прикладных программ и умения работать с ними. Экономический факультет СПбГУ предоставляет студентам возможность обучения работе с программными продуктами крупнейшей компании – разработчика Microsoft.1 Обучение происходит как за счёт детального изучения специфики имеющихся на факультете программ, так и за счёт знакомства с новейшими разработками Microsoft посредством организации семинаров и встреч с представителями компании.2

В частности, на последней встрече были представлены презентации, посвященные обзору возможностей операционной системы Windows Vista и пакета приложений Microsoft Office 2007, а также применению инструментальных средств Microsoft для решения прикладных экономических задач. Студенты познакомились с последними программными разработками компании в таких предметных областях, как создание компьютерных игр и робототехника. Кроме того, участники встречи получили ценную информацию об условиях прохождения стажировок в компании Microsoft.3

Технология электронного сопровождения учебных курсов

Одним из составляющих спектра фундаментальной подготовки студентов в сфере экономической информатики является цикл курсов, посвященных изучению современных информационных технологий.4 Авторская методика преподавания учебных дисциплин этого цикла включает следующие основные аспекты.5 Изучение дисциплин проводится лекционным методом с использованием мультимедийного проектора и в форме практических занятий в компьютерных классах. Лекционный материал в виде презентаций размещается в компьютерной сети факультета и доступен студентам. Каждому студенту во время практического занятия предоставляется возможность быть индивидуальным пользователем компьютера, самостоятельно отрабатывать учебные вопросы и задания преподавателя.6

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости с использованием программы компьютерного собеседования.7 В период экзаменационной сессии организуется и проводится итоговое занятие в форме электронного экзамена.8 Технологией электронного экзамена предусмотрена возможность досрочного освобождения преподавателем от итогового занятия студентов с выставлением отличной оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличную оценку по защите своевременно выполненного реферата и отличные знания по результатам компьютерного собеседования по учебному материалу изучаемой дисциплины.

Форма проведения выпускного квалификационного экзамена

Логически завершающим этапом в образовательном процессе является выпускной квалификационный экзамен. Традиционная схема такого экзамена всем известна. При переходе к электронной форме экзамена важно сохранить преемственность методики. Этот момент учтён в выполненном исследовании «Проектирование и разработка информационной системы проведения электронного выпускного квалификационного экзамена по направлению (специальности) на ЭФ СПбГУ». Актуальность проекта определяется постановлениями Учёного совета экономического факультета по компьютеризации учебного процесса и внедрению новых информационных технологий в подготовке студентов. Преемственность методики достигается тем, что в электронных билетах сочетаются компьютерные формы проверки знаний и практических навыков с заслушиванием ответов по теоретическим вопросам.9

Организационные вопросы внедрения системы решаются соответствующими распоряжениями заведующего кафедрой и касаются практического использования, обслуживания, обновления, корректировки и сопровождения информационной базы.

Выпускной квалификационный экзамен для специальности «Прикладная информатика в экономике» предлагается проводить по билетной компьютеризированной методике, которая включает:

автоматизированную раскладку электронных билетов на экране монитора;

выбор каждым студентом одного из представленных на экране электронных билетов;

хронометраж момента получения билета студентом и момента завершения ответов на вопросы билета;

проверку знаний понятийного аппарата дисциплины в форме компьютерного собеседования по первому вопросу билета;

проверку знаний студентами теоретических положений изученной дисциплины в виде электронного текста с развёрнутым ответом на второй теоретический вопрос билета;

проверку практических навыков работы на персональном компьютере с инструментальными средствами Microsoft Office, разработки фрагментов программ для анализа прикладных экономических ситуаций по третьему вопросу билета;

выставление общей оценки фундаментальной подготовки каждого студента по специальности;

подведение результатов выпускного квалификационного экзамена со студентами специальности (направления) за учебную группу.

Содержание электронных билетов

Каждый из электронных билетов содержит три вопроса. Электронный билет предоставляется студенту в его личную пользовательскую папку Z:\CSE* \****** \ Экзаменационный лист №* или выдается ему в виде принтерной распечатки.

Первые вопросы билетов формируются системой компьютерного собеседования и включают модули по тематике понятийного аппарата дисциплин области применения (Экономический блок): «Экономическая теория», «Экономика предприятия и предпринимательства», «Теория кредита и финансового менеджмента», «Экономико-математические методы», «Теория бухгалтерского учёта», «Экономическая история России».

Вторые вопросы билетов формулируются в традиционной постановке и посвящены проверке знаний студентами теоретических положений блока специальных дисциплин.

Третьи вопросы билетов содержат проблемные ситуации и практические прикладные задачи, отрабатываемые в ходе изучения дисциплин специализаций на практических занятиях, и включают работу с инструментальными средствами Microsoft Windows XP, Microsoft Office, MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access, MS Project, MS Share Point и др.

Оценка за первый вопрос билета

Оценка за первый вопрос билета выставляется в экзаменационную ведомость автоматически программным комплексом компьютерного собеседования и контроля знаний – программа Z:\CSE* \COMMON \ Экзамен \Вопрос 1 - Компьютерное собеседование \sipkzum.exe.10 Компьютерное собеседование позволяет дать оценку знаний конкретного материала и только по конкретным вопросам, при этом большая роль принадлежит разработке и составлению тестов и ответов на них, исключающих двоякое толкование, разночтение и т.п.11

Оценка за второй вопрос

Ответ на второй теоретический вопрос оформляется в электронном виде и сохраняется в файле Z:\CSE* \COMMON \ Экзамен \Вопрос 2 - Вопросы по теории \Билет №*.doc. По окончании ответа на второй вопрос члены комиссии могут задавать дополнительные или уточняющие вопросы по любой теме учебных программ, вынесенных на экзамен. Следует заметить, что тестирование должно быть только составной частью экзаменационного задания, так как только в процессе расширенного устного ответа студент может продемонстрировать эрудицию, глубину знаний, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Пример проблемной ситуации и оценка по третьему вопросу

Центр информационных технологий экономического факультета в период зачётной недели выделяет 203 компьютерный класс профессору П.В. Конюховскому для проведения зачёта в форме компьютерного тестирования студентов по учебной дисциплине «Математические методы исследования операций». В 203 классе студенты могут заниматься на 19 компьютерах. Для работы за компьютером прибывают в среднем 24 студента в час. Средняя продолжительность тестирования одного студента составляет 42 минуты.

Оценить с помощью инструментальных средств эффективность работы компьютерного класса как системы массового обслуживания и дать ответы на следующие вопросы:

Какова вероятность возникновения очереди для прохождения тестирования?

Какова средняя длина очереди студентов, желающих получить зачёт у П.В. Конюховского?

Сколько в среднем времени (минут: сек) студент будет находиться в очереди, прежде чем он попадёт в компьютерный класс?

Результаты расчётов сохранить в файле Z:\CSE* \COMMON \Выпускной экзамен \Вопрос 3 - Проблемная ситуация \Билет 6.xls.

Проблемную ситуацию требуется формализовать в виде некоторой математической модели, найти решение с помощью имеющихся инструментальных средств и дать ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы заносятся в соответствующую таблицу экзаменационного листа и вводятся в программу проведения электронного экзамена на компьютере секретаря ГАК, раздел - \Ввод ответов по ситуации. Оценка за третий вопрос выставляется студенту в электронную ведомость автоматически программным комплексом контроля знаний после ввода в компьютер ответов по выполненному заданию (решённой задаче) проблемной ситуации.

Общая оценка по результатам выпускного экзамена

Роль методики оценки знаний велика, так как только с её помощью можно судить о системе подготовки выпускника, тенденциях её развития, выявить слабые и сильные стороны, определить пути совершенствования структуры и способов приобретения знаний, умений и навыков. С этой целью использовался как отечественный, так и зарубежный опыт.12

При определении общей оценки студента по существующей шкале оценок в программный комплекс итогового занятия заложен следующий алгоритм:

«5 - отлично» – если по всем трём вопросам билета получены отличные оценки или получены две отличные и одна хорошая оценка, а время на подготовку и ответы по вопросам не превысило одного часа;

«4 - хорошо» – если по двум вопросам билета получены отличные или хорошие оценки и одна оценка не ниже удовлетворительно, а время на подготовку и ответы по вопросам не превысило полутора часов;

«3 - удовлетворительно» – если по всем вопросам билета получены положительные оценки, а время на подготовку и ответы по вопросам не превысило двух часов;

«2 - неудовлетворительно» – если получена неудовлетворительная оценка хотя бы по одному вопросу билета или время на подготовку и ответы превысило два часа.

В экзаменационную ведомость и в зачётную книжку студента выставляется соответствующая оценка, если компьютерная система положительно оценила знания, умения и практические навыки студента. В противном случае в экзаменационную ведомость выставляется результат «неудовлетворительно».

Перевод традиционных оценок на болонскую систему

При определении общей оценки студента по экспериментальной шкале оценок (Болонской системе13) используется частные оценки за вопросы, выставленные компьютерной системой по существующей традиционной шкале.14 Общая экспериментальная оценка определяется по следующему алгоритму:

«A - отлично» – если получена оценка «5 - отлично» по традиционной шкале;

«B - очень хорошо» – если по трём вопросам билета получены одна отличная и две хороших оценки, или получены две отличные оценки и одна удовлетворительная, а время на подготовку и ответы по всем вопросам не превысило одного часа;

«C - хорошо» – если получена оценка «4 - хорошо» по традиционной шкале;

«D - удовлетворительно» – если по всем вопросам билета получены положительные оценки, а время на подготовку и ответы по вопросам не превысило полутора часов;

«E - посредственно» – если получена оценка «3 - удовлетворительно» по традиционной шкале;

«F - неудовлетворительно» – если получена оценка «2 - неудовлетворительно» по традиционной шкале.

Полученная на экзамене оценка студента по экспериментальной шкале оценок выставляется в дополнительную экспериментальную экзаменационную ведомость и не заносится в зачётную книжку.15

Заключение

Система компьютерного собеседования по учебному материалу используется и развивается на экономическом факультете СПбГУ с 2002 года.16 Элементы электронного экзамена апробированы на экономическом факультете:

  • в библиотеке учебных курсов Microsoft Developer Network Academic Alliance;17

  • по курсам «Экономическая история России»,18 «Теория бухгалтерского учёта»,19 «Информационные технологии в науке и образовании»,20 «Информационные технологии и методы принятия решений»21, «Информатика»,22 «Информационные системы в экономике»23 и др.;

  • при проведении тематических конкурсов «300 лет Санкт-Петербургу» среди факультетов СПбГУ,24 «65 лет ЭФ» среди сотрудников кафедр факультета,25 «Базовые понятия экономических знаний» среди преподавателей кафедр,26 «День Майкрософт в СПбГУ» среди студентов экономического факультета.27

Несколько слов о проведении тематических конкурсов. Информация о предстоящих конкурсах размещалась на сайте факультета. В конкурсную программу заложены элементы интерактивного общения и состязательности. В ней предусмотрена выдача на экран монитора соответствующих разъяснений, комментариев и рекомендаций для ведения диалога с компьютером и использование метода случайной выборки для постановки контрольных вопросов по соответствующим модулям базовых понятий конкурсной тематики. Программа осуществляет хронометраж ответов на контрольные вопросы, проверку правильности ответов, оказание помощи и выдачу подсказок при неправильных ответах, оперативную обработку статистики ответов и выставление оценок. Критерием для определения победителей в личном и командном зачёте являются: сумма полученных оценок по всем модулям; при равенстве суммы оценок – сумма баллов по всем блокам всех модулей; при равенстве суммы баллов – затраченное время на ответы по всем модулям.

Например, на «Дне Майкрософт» такими модулями являлись: операционная система Windows Vista, MS Word-2007, MS Excel-2007, MS PowerPoint-2007, MS Access-2007.

Литература

1 http://www.microsoft.com/rus/windows/default.mspx Краткое описание программных продуктов компании Microsoft.

2 http://www.spbumag.nw.ru/ 2008/05/5 Кутикова К. Лучше один раз увидеть… //Санкт-Петербургский университет, № 5, 2008. С. 15-16.

3 https://www.microsoft.com/rus/student/ Информация о студенческих мероприятиях компании Microsoft.

4 Халин В.Г., Юрков А.В., Бабаев А.А. и др. Прикладная информатика в экономике //Сборник программ учебных дисциплин по специальности 080801 (351400). – СПб.: ОЦЭиМ, 2008. 260 с.

5 Бабаев А.А. Информационная система промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов //Материалы учёного совета «О состоянии и перспективах развития информационной системы экономического факультета». – СПб.: ОЦЭиМ, 2004. С. 35-40.

6 Бабаев А.А. Электронное сопровождение учебной дисциплины //Материалы III Межвузовской конференции «Математическое моделирование и информационные технологии в сфере обслуживания потребителей». – Сочи: СГУТиКД, 2007. С. 15-16.

7 Бабаев А.А., Кочетов А.А. Применение технологии изучения и компьютерного собеседования по учебному материалу //Сб. «Современное образование: содержание, технологии, качество». – СПб.: СПбГЭУ, 2006. С. 128-134.

8 Бабаев А.А. Технология электронного экзамена //Материалы XII Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 2. – СПб.: СПбГЭУ, 2006. С. 105-106.

9 Бабаев А.А. Технология проведения электронного государственного экзамена //Материалы XIV Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 1. – СПб.: СПбГЭУ, 2008. С. 132-134.

10 Бабаев А.А. Технология построения компьютерных тестов //Информационный бюллетень № 4. Оценочные средства и тесты по направлениям подготовки и специальности УМО на базе СПбГУ. – СПб.: СПбГУ, 2005. С. 139-141.

11 Бабаев А.А. Компьютерное собеседование как форма тестирования знаний //Материалы XI Международной конференции «Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции». Т. 1. – СПб.: СПбГЭУ, 2005. С. 41-43.

12 http://www.spbumag.nw.ru /2007/15/17 Бабаев А., Немыгин Н., Павлов П., Степанова О. Первые шаги к общеевропейской интеграции //Санкт-Петербургский университет, № 15, 2007. С. 33-35.

13 http://195.70.221.2:9081/wps/wcm/resources/file/eb767c002b039ec/present1172497006.ppt Бабаев А.А. Отчёт о стажировке в Гамбургский университет, Германия.

14 Бабаев А.А. Электронный экзамен у магистрантов по новой шкале оценок //Материалы XIII Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 1. – СПб.: СПбГЭУ, 2007. С. 105-107.

15 Бабаев А.А. Технология проведения электронного экзамена. //Материалы научно-методической конференции «Магистратура: состояние и перспективы». 1-2 ноября 2007 года. – СПб.: ОЦЭиМ, 2007. С. 83-85.

16 http://www.spbumag.nw.ru/ Бабаев А.А., Васенёв Ю.Б. Компьютерные технологии в учебный процесс //Санкт-Петербургский университет, № 17, 2003. С. 16-19.

17 http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/Default.mspx Бабаев А.А. Учебный курс «Информационные технологии и методы принятия решений». Методические материалы: учебная программа, презентации лекций, технология итогового занятия, зачётные и экзаменационные листы. Библиотека учебных курсов Microsoft Developer Network Academic Alliance /Управление информацией.

18 http://www.spbumag.nw.ru /2007/19/18 Орлова И. И вот уже второй курс… и третья сессия! Санкт-Петербургский университет, № 19, 2007. С. 52-53.

19 http://www.spbumag.nw.ru/ 2004/19/8 Павлов П. Автоматизированный экзамен на экономическом факультете //Санкт-Петербургский университет, № 19, 2004. С. 20-22.

20 http://old.econ.pu.ru/struct/chairs/cse/news/n7683/ Юрков А.В. Компьютеризированный экзамен у магистрантов. 9.01.2007.

21 Бабаев А.А. Информационные технологии и методы принятия решений. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ОЦЭиМ, 2008. 198 с.

22 http://www.spbumag.nw.ru/2004/30/14 Бабаев А.А. Интерактивное общение и состязательность //Санкт-Петербургский университет, № 30, 2004. С. 34-35.

23 http://www.econ.pu.ru/cse/photogalery/26_05_06/report/ Компьютеризированный зачёт по курсу «Информационные системы в экономике».

24 http://www.spbumag.nw.ru/ 2003/17/10 Колотова А. Конкурс, посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга //Санкт-Петербургский университет, № 17, 2003. С. 20-21.

25 http://old.econ.pu.ru/info/news/n5195/ Бабаев А.А. Результаты конкурса «Экономическому факультету – 65». 13.01.2006.

26 http://www.spbumag.nw.ru/2006/02/5 Бабаев А.А. Пока студенты на сессии – преподаватели сдают экзамен компьютеру на «отлично» //Санкт-Петербургский университет, № 2, 2006. С. 15-16.

27 http://www.econ.pu.ru/wps/wcm/connect/Econ/ «День Майкрософт в СПбГУ». 13.02.2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев icon«История русской культуры»
Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся гуманитарных классов, гуманитарных средних школ и классов с углубленным...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconВопросы к выпускному экзамену (практическая часть) клиническая ординатура...
Провести оценку степени морфо-функциональной зрелости, определить гестационный возраст
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconПроект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования
Ляет расширение проекта «Развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основы инновационного образования» [1], дополняя...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconИнструкция по выполнению работы 9 5 Рекомендации по подготовке к экзамену 9
Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ по математике. Сайт предназначен для подготовки учащихся к экзамену. Имеются: on-line тестирование в форме егэ, конспекты по...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconЭкзаменационные вопросы по специализированному квалификационному...
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconДмитрий Юрьевич Суслин Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни

От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconИнструкция по выполнению работы 9 5 Рекомендации по подготовке к экзамену 9
Темы и задания, вызвавшие затруднения при выполнении экзаменационной работы. Примеры заданий, вызвавших затруднения при ответе на...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconУважаемые участники егэ, родители, учителя!
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconИнформация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconИнформатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconСоветы выпускникам: Как подготовиться к сдаче егэ по математике Подготовка к экзамену
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconО егэ: администратор егэ в школе (Ф. И. О.) Акимова Наталья Витальевна тел
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», письмами Министерства образования и науки...
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconСоциальная работа в вузе
Социальная работа в вузе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. А. Раицкий. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 15 с
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев iconIi день чтений 23 марта 2012 г. – преподаватели, аспиранты, соискатели
Секция Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка в школе и вузе (к п н., доц. Спичко Наталья Александровна)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск