Скачать 317.74 Kb.
|
Тема опыта: «Метод проектов как средство развития внутренней мотивации школьников в изучении английского языка» Авторы опыта: Соловьёва Анна Владимировна, Кучерова Ирина Фёдоровна учителя, английского языка муниципального общеобразовательного учреждения средняя школы посёлка Искателей города Нарьян-Мара. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема невостребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении английского языка. Все выше перечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационную сферу обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.. Проектная методика позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении английского языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка. Необходимость работы над данной темой возникла потому, что процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, мышление, самостоятельность. А наличие элементов поисковой деятельности и творчества создает условия для общения, как на родном, так и на английском языке. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Новизна опыта в комбинации элементов данного метода и в их оптимальном использовании в отношении учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Цели обучения, его содержание, уровень знаний, умений и навыков определяются через речевую, языковую, социокультурную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции. Теоретической базой опыта является метод проектов на уроках иностранного языка, разработанный Е.С.Полат. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии). Особенности метода в том, что это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В основе опыта лежат следующие педагогические идеи: идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия, идея индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей. Работа над темой длилась в течение 3 лет и основывалась на следующих принципах проектной работы:
Технология опыта Цель опыта – развитие познавательных навыков учащихся, критического самостоятельного мышления, умений самостоятельно оперировать своими знаниями, а также умение ориентироваться в информационном пространстве. Основными задачами, вытекающими из цели, являются:
В практике работы применяются следующие дидактические подходы:
Метод проектов используется в рамках программного материала по любой теме, поскольку отбор тематики осуществляется с учетом практической её значимости для школьника. Работа над проектом проводится в четыре этапа: - ценностно-ориентационный; - конструктивный; - оценочно-рефлексивный; - презентативный. На первом этапе создаются условия для осознания школьниками мотивов и целей выполнения проектов, формируются представления о личностной значимости и практической важности этого проекта. Этот этап связан с выделением приоритетных компонентов проекта, определяющих его содержание и характер деятельности его участников. На конструктивном этапе осуществляется планирование проектной деятельности, распределение обязанностей и видов работ между участниками коллектива, непосредственное выполнение проекта. Оценочно-рефлексивный этап связан с самооценкой или взаимооценкой промежуточных и конечных результатов проекта и коррекцией деятельности по выполнению проекта. Презентативный этап проекта – это его презентация общественности и защита. Особенности деятельности учителя и учащихся на каждом из этапов работы над проектом представлены в таблице.
Использование проектного метода предусматривает работу самого учителя над темой проекта. В связи с этим выстроился следующий алгоритм педагогической деятельности: 1 шаг – мотивация. Работа над любой темой начинается с установки на проблему, с создания ситуации общения. В качестве предмета обучения выдвигаются проблемы, не имеющие однозначного решения и интересующие самого учащегося. 2 шаг – информационное обеспечение. Происходит информационная загрузка. При этом используются все компоненты УМК, материалы газет, журналов, телевидения, Интернета. Учащимся дается возможность познакомиться с большим объемом информации по данному вопросу. 3 шаг – личностная первичная обработка информации. Происходит первичный анализ изучаемого материала согласно опыту, знаниям и интересам учащихся. Один и тот же материал воспринимается учащимися по-разному. 4 шаг – коллективная первичная обработка информации. Продолжается сбор информации, обмен мнениями, появляются первые идеи, которые могут заинтересовать собеседников. Происходит формирование групп по интересам. Учитель ставит цель, предлагает систему поиска новой информации. Определяется тема, формируются основные мысли и составляется первоначальный план работы. 5 шаг – вторичная обработка информации. Организуется работа групп над мини-проектами. Происходит обмен информацией на более конкретном уровне, корректируется план, уточняется основная мысль и тема, составляются обобщающие таблицы. 6 шаг - дополнительная информация. Предполагается формирование умения сопоставить имеющиеся знания и новую информацию. Ученики в процессе работы в группах сталкиваются с проблемой «нехватки» материала и с материалом проблемного характера. Это еще раз позволяет учащимся обратиться к объекту изучения. 7 шаг – анализ, сравнение, осмысление, коррекция. Ребята учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, а также проводить коррекцию. Они отстаивают не только свою точку зрения, но и признают ошибки и исправляют их. Следует отметить, что это очень важно в работе, так как ребята вырабатывают свое понимание проблемы. 8 шаг – презентация проекта. Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом к работе, ведет к успешному овладению английским языком. Но иногда при работе над проектом у учащихся возникают трудности:
Важно вовремя заметить и оказать помощь в преодолении названных трудностей. Например, обозначить тему так, чтобы учащиеся сумели подхватить идею, развить тему, воплотить ее в проект, используя свои знания. В связи с этим в опыте работы большое значение отводится применению обучающей эпистемы:
Использование эпистемы: - позволяет расширить учащимся свои знания с помощью дополнительных источников; - развивает творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности школьников; - реализует потребность учащихся в саморазвитии (ученики могут сами выбирать темы для изучения по названным блокам). Информационное обеспечение эпистемы формируется на основе процесса объемного раскрытия содержания изучаемого знания, явления, проблемы (см. Приложение 2). Структурный состав эпистемы представлен в виде блоков:
В соответствии с выбранной структурой занятия выработана следующая классификация эпистем (см. Приложение 4): - тематические (учебно-трудовые, бытовые, культурные, общественно-политические). Пример: «Роль иностранного языка в мире», «Молодежь в современном обществе»; - проблемные (состояние окружающей среды, проблемы общества и личности человека). Пример: «Окружающий мир вокруг меня»; - социально-ролевые (эпистемы общения с ближайшим окружением, общение в социуме). Пример «Герои»; - общекультурные (формы бытия и общения людей различных культур, форма свободного решения своей судьбы, форма собственного бытия и бытия предметов, людей). Пример: «Легко ли быть молодым». В ходе работы учащимся предлагаются этапы познания эпистемы:
В ходе работы над эпистемой, особое внимание уделяется новой лексике. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетание. В карточке дается ключ для проверки правильности ответов. Учащиеся работают парами, меняясь ролями. Затем пары объединяются в четверки и тренируются в написании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют правильность написания. Если кто-то ошибся, то должен написать слово несколько раз до запоминания. После этого группе дается письменное упражнение, которое является своеобразным отчетом о проделанной работе (см. Приложение 6). При изучении грамматики используется вариант «Учимся вместе». Каждой группе выдаются карточки с предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла случаи употребления времени – описала действия, вторая нашла указатели, слова – помощники, третья – составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, заполняя таблицу, ребята сами выводят правило для заучивания. На следующем уроке предлагаются различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике (см. Приложение 7). Опыт работы показывает, что для полноценного общения необходимо сформировать у учащихся коммуникативно-речевые умения. Одним из используемых приемов являются коммуникативные мероприятия, которые помогают предупредить возникновение языкового барьера. Большинство коммуникативных мероприятий имеют соревновательный характер, что позволяет стимулировать учащихся к неподготовленному высказыванию. Для соревнующихся команд очень эффективна система штрафов за употребление родного языка. В рамках коммуникативных мероприятий используются следующие приемы:
Цель проблемных заданий – научить кратко высказывать свое мнение, сравнивать, вносить предложения, запрашивать информацию, соглашаться или опровергать утверждения других участников. К проблемным заданиям относятся головоломки, шарады, игры с элементами угадывания, составление предложения или диалога из отдельных слов или реплик, отгадывание названия предметов по его описанию. Дискуссия носит более сложный характер и для ее проведения необходимо, чтобы учащиеся имели определенный лингвистический опыт и умение аргументировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения и, следовательно, продуцировать более распространенное высказывание, нежели в проблемных заданиях. Темой для обсуждения становится прочитанный текст, общеизвестное событие, просмотренный фильм или телепередача, школьный вечер. При организации в классе дискуссий учащимся предлагается держать в руке карандаш или другой предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим. Эта игра приучает высказываться всех, так как по условиям игры нельзя передать предмет, ничего не сказав. Каждый учащийся отстаивает свою точку зрения. Работа строится по следующему алгоритму:
Составление рассказа стимулирует учащегося к связному высказыванию, активизирует употребление не только изучаемых структур и выражений, но и сопутствующего языкового материала. Отправной точкой для составления рассказа являются данные учителем предложения, слова, сюжеты, картинки, фильм, сказка. Интересно проходит соревнование на составление рассказов. Для его проведения необходимо количество карточек, превышающее количество участников в два раза. На каждой карточке дано название темы и обязательное начало высказывания. Класс делится на две команды. Представители команд выходят к столу по одному, по очереди берут карточки и без подготовки в течение минуты говорят на заданную тему, начав с предложения, написанного в карточке. Использование ролевых игр – является одним из эффективных способов вовлечения учащихся в коммуникацию. Учащемуся предлагается роль другого человека, либо он изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию. Ролевые игры могут быть различного вида. Их цель – создать в классе условия для использования лексики, употребление которой в другой ситуации было бы невозможным или искусственным и неинтересным. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребята целенаправленно обучаются коммуникативным речевым штампам. Вначале учащиеся выражают свое собственное мнение: «Я думаю…», «Мне кажется…», «Я уверен …», «Насколько я понимаю …», «По-моему мнению…», «Что касается меня …». Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия:
При работе над проектом учащимся первоначально предлагается готовый план деятельности, а в последующем учащиеся планируют свою деятельность самостоятельно (см. Приложение 8). При подготовке к защите проекта ученики знакомятся с памяткой «Как подготовить выступление?» (см. Приложение 9). Таким образом, использование метода проектов позволяет формировать у школьников внутреннюю мотивацию при изучении английского языка, глубже понимать и усваивать отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии. Результативность опыта Сравнительный анализ качества знаний по английскому языку показывает положительные результаты. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами районных предметных олимпиад и творческих конкурсов. Критерием результативности опыта является преобладание коллективистских и личностных мотивов участия школьников в деятельности. Увеличилось количество детей, у которых преобладают личностные и коллективистские мотивы совместной деятельности. Одним из показателей эффективности использования метода проектов является развитие коммуникативных склонностей учащихся. Увеличилось количество учащихся, которым нравится создавать фантастические проекты, участвовать в новом деле, находить решения в трудных ситуациях. Вырос уровень творчества учащихся. Учащиеся стремятся проявить творчество в деле и организовать своих одноклассников на интересные дела. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики. Увеличивается скорость чтения. В 7 классе увеличилась скорость чтения до 500-600 знаков в минуту. Улучшается качество перевода текста, уменьшается время поиска слова в словаре. Наблюдается положительная динамика техники речи с 7 по 11 класс:
Наблюдения показывают, что совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ученик учится отстаивать свое мнение и приводить аргументы. Все выше названные параметры можно считать составляющими внутренней мотивации учащихся. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование метода проектов при обучении английскому языку приводит к высокой эффективности процесса обучения школьников. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
П Р И Л О Ж Е Н И Я Приложение № 1 – Обучающая эпистема Приложение № 2 – Информационное обеспечение эпистемы Приложение № 3 – Структурный состав эпистемы Приложение № 4 – Классификация эпистем Приложение № 5 – Этапы познания эпистем Приложение № 6 – Карточки для работы в группах над лексическим материалом по теме «Охрана окружающей среды» Приложение № 7 – Материал для работы в группах по варианту «Учимся вместе» Приложение № 8 – Планирование проектной деятельности учителя и учащихся Приложение № 9 – Памятка «Как подготовить выступление» Приложение № 10 – Методика изучения мотивов участия школьников в Деятельности Приложение 11 - Проекты учащихся Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Приложение № 5 Приложение № 6 Карточки для работы в группах над лексическим материалом по теме «Охрана окружающей среды». Карточка № 1. Лексика вводится фронтально (слова даны на английском языке с транскрипцией). Карточка № 2. Ведущий сначала называет предложение, фразу, словосочетание по-английски; партнер повторяет ее и переводит на русский язык. Английский Русский Protect nature охранять природу Тhrow away Iitter бросать мусор Destrov wiIdIife разрушать дикую природу spoiI the environment портить окружающую среду Never put down baby trees не ломай маленькие деревья
Русский Английский Сажайте деревья и цветы PIant fIowers and trees. Не бросайте мусор в воду Don,t throw qarbaqe in water. Не сорить RecycIe! Берет природу Keep your country tidy Карточка № 3 Правописание (диктует капитан команды). Переведите на английский язык. Природа (nature) Охранять (protect) Загрязнять (poIIute) Беспокоить (disturb) Выбрасывать (throw away) Дикая природа (wiIdIite) Садить (pIaut)) Уменьшать загрязнение (reduce poIIution) Карточка № 4. Контрольное задание группе, выполняемое по цепочке. Переведите на английский язык по цепочке.
Приложение № 7 Материалы для работы в группах над грамматическим материалом «Страдательный залог в настоящем времени» по варианту «Учимся вместе». Карточка № 1. Заполните таблицу:
Карточка № 2 (для группы, заполняющей графу «Случаи употребления») Деревья не вырубают. Вода и воздух загрязняются. О дикой природе заботятся. Климат изменяется. Карточка № 3 (для группы, заполняющей графу «Указатели») Реки загрязняются мусором. Животные истребляются охотниками. Леса уничтожаются пожарами. Карточка № 4 (для группы, заполняющей графу «Схемы»). Проанализируйте формы подлежащего и сказуемого, обращая внимание на тип предложения. Реки загрязняются. Реки не загрязняются Реки загрязняются? Карточка № 5. Исходная таблица для проверки.
Приложение № 8 Подготовка проекта.
Дата ___________________________________ Класс __________________________________ Ф.И.____________________________________
Схема устного сообщения:
Приложение № 9 Как подготовить выступление?
Приложение 10 Урок «Экология и окружающая среда». Кучерова И.Ф.,учитель английского языка Соловьёва А.В.,учитель английского языка. Цели урока: Развивающая- 1) повышение интереса к языку; 2) развитие умений и навыков владений языком; 3) развитие языковых и познавательных способностей; 4) формирование активной жизненной позиции, желания быть полезным своей стране, городу, школе. Воспитательная – 1) воспитание потребности в практическом использовании языка; 2) воспитывать любовь к природе, нетерпимости к нарушению жизни на Земле, воспитание заинтересованного отношения ко всему, что происходитвокруг. Практическая – развитие навыков всех видов речевой деятельности. Задачи урока: Практиковать языковые навыки; Закрепить речевые образцы и новые слова по теме «Экология и окружающая среда»; Тренировать в употреблении языковых структур. Оборудование и наглядные пособия: -магнитофон -плакат с девизом -аппликация в виде дерева с листочками -компьютер с проектором. |
Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на... Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | 6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация исследовательской деятельности как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка | Мурашева Т. В. Учитель английского языка В статье определены пути повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка, обозначены различные методы наблюдения для... | ||
Проектная работа в области изучения иностранного языка как средство... Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют... | Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Использование Интернет–Ресурсов для формирования устойчивой мотивации... Основная задача учителя в настоящее время повысить эффективность использования икт и Интернет ресурсов на уроке английского языка... | Итоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки... Итоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки «Метод проектов как средство развития познавательной активности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: урок английского языка в 10 классе проводится для ознакомления учащихся со страной изучаемого языка США и городом- побратимом... | Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство... 1 Теоретические основы метода проектов как средство формирования речевых умений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование опыта «Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Типология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое... Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... |