Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье





Скачать 150.28 Kb.
НазваниеВзаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье
Дата публикации13.01.2015
Размер150.28 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Информатика > Закон


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

« Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье

(реферат)

Исполнитель:

Хуснутдинова Людмила Николаевна,

заведующая структурным подразделением Кайчакским детским садом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада № 4

Консультант:

Мельник Елена Ивановна,

методист кафедры дошкольного образования


Кемерово 2013

Содержание

Введение 3

1 Этапы взаимодействия детского сада и семьи 6

2 Формы взаимодействия педагогов с родителями 8

3 Взаимодействие администрации ДОУ с родителями 11

Заключение 13

Список литературы 15

Приложение 16

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими .

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 17 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Семейный кодекс РФ в статье 56 определяет ответственность родителей (законных представителей) на защиту прав своего ребенка, а одно из прав ребенка - право на воспитание в образовательных учреждениях.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей.


1.Этапы взаимодействия детского сада и семьи.

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию в системе «детский сад - семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех этапах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

1 этап. Открытие.

Задачи. Знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 этап. Прояснение ожиданий.

Задачи. Выяснение семей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 этап. Согласование.

Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 этап. Оформление документов.

Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 этап. Проектирование взаимодействия.

Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.

6 этап. Социально-педагогический мониторинг.

Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи; анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

7 этап. Рефлексия.

Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

Переход к продуктивному, развивающему взаимодействию затрагивает все уровни управления детского сада:

  • Заведующий, Совет ДОУ;

  • Медико-психологическая служба, старший воспитатель;

  • Педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;

  • Детский коллектив.

В рамках функционирования каждому звену системы управления можно и нужно находиться в рамках должностных обязанностей, инструкций. Однако для рассматриваемого направления работы – взаимодействие детского сада и семьи, в дошкольном учреждении этого недостаточно. Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участвующего в управлении субъекта будут направлены на преодоление разрыва между существующими отношениями с семьей, а также, что очень важно, достигнутыми и требуемыми результатами развития детей, их физического, психологического, социального здоровья.

2.Формы взаимодействия педагогов с родителями.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы :

  • Коллективные – родительские собрания, конференции, «Круглые столы», лекции, практикумы

  • Индивидуальные – педагогические беседы с родителями, тематические консультации, «заочные» консультации.

  • Наглядно- информационные – записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды , ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей приложение 1.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: *оригинальность, *востребованность, *интерактивность. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.  Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги). А досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

3.Взаимодействие администрации ДОУ с родителями.

При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. Родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников. Родители пишут заявление. Родителей знакомят с правилами приема в учреждение, уставными документами, снабжают памятками с различной информацией , заключается договор, берется согласие на обработку персональных данных .

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям задаются вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы), прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей.

При зачислении с родителями заключается договор, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми педагогами, родителями), обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. По согласованию с педагогом родители могут присутствовать на занятиях группы, которую посещает их ребенок.

Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.

Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:

  • Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;

  • Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.

  • эффективно организовать общение с ребенком в семье;

  • повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.


Заключение

Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи рассматривает три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;

  • учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОУ;

  • социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.)

  • использование разнообразных форм работ с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей);

  • систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействии с семьей;

  • стремление к диалогу при организации работы с родителями;

  • выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания;

  • «открытость» ДОУ для родителей;

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

  • стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников;

  • минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

  • изучение социального профиля семей родителей (без активного использования полученных данных в работе);

  • сочетание использования во взаимодействий с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы;

  • организации открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников.

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

  • формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

  • отсутствие учета в работе интересов и потребностей родителей;

  • изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

  • бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

  • организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;

  • отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников;

  • отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей;

  • неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.

Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу поделиться опытом успешного общения с. родителями, а также, обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной теме.
Такой правильный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи
Список литературы

1. Закон « Об образовании» Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации.

3. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья [Текст]: методика работы с родителями/ Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А.Кудрявцева.- Москва: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.-134с.

4. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст]: методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.- Москва: Изд-во Творческий Центр, 2007.-110с.

5. Тавберидзе, В.А. Организация и содержание работы с родителями [Текст]: из опыта родительского клуба «Светлячок» / В.А. Тавберидзе, В.А.Калугина.- Москва: Изд-во Школьная Пресса, 2008.- 79с.

6. Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] /А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина.- Москва: Изд-во Творческий Центр, 2011.-121с.

Приложение 1
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

формы

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Социологический срез

Социологический опрос

«Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги

Праздники

Участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы

Педагогический брифинг

Педагогическая гостиная

Собрания, консультации в нетрадиционной форме

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные;

Информационно- ознакомительные;

Информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей,

дни открытых дверей,

ткрытые просмотры занятий

выпуск газет

организация мини-библиотек

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школы в государственных, муниципальных, общественных органах управления, а также, наряду с родителями (законными представителями),...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПорядок возникновения, изменения, прекращения и восстановления образовательных...
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, приказом Минобрнауки РФ...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение является локальным актом школы и обязательно для выполнения сотрудниками, обучающимися и их родителями (законными...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconОбразовательная программа начального общего образования м коу курловская...
Образовательная программа разработана педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся с учётом
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москвы средней общеобразовательной школе №1007 (далее Учреждение), регулирует отношения, возникающие между школой – Исполнителем,...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconСлайд Ежедневное взаимодействие с родителями – это неотъемлемая часть...
...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПоощрение и наказание как методы воспитания Дата
Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПланирование Внутришкольного контроля на 2013 2014 учебный год I. План работы
Планирование процесс определения основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения модельной...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПланы бесед с родителями План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconДействующим законодательством Российской Федерации (п ст. 33 Закона...
«Надежда» Городского округа «Якутск» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п ст. 33 Закона...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПлан работы городского методического объединения проблемная группа...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПоложение Об организации питания учащихся муниципального бюджетного...
Действие настоящего положения определяет отношения между органами самоуправления школы, организацией общественного питания, родителями...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconМуниципального казенного общеобразовательного учреждения Порошинской...
Школы в 2011-2012 учебном году, способствовать развитию партнерских отношений между школой и родителями (законными представителями),...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconРассмотрено и одобрено
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с действующим законодательством рф, Уставом Общества, должностными инструкциями и...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconН. А. Семенова Приказ №47 а от 08. 2013
Основная образовательная программа моу «Шилекшинсой основной общеобразовательной школы» разработана в соответствии с действующим...
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прием детей, взаимодействие с родителями, игровая деятельность детей, индивидуальные, подгрупповые, дидактические самостоятельные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск