Утверждаю:
Приказ № от 57/2 11.11.2011г.
Директор школы _________М.А. Овчинникова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М КОУ Курловская средняя общеобразовательная школа№2
г. Курлово
2011г I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Курловской СОШ №2 Гусь- Хрустального района Владимирской области (далее - Образовательная программа) является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в МКОУ Курловской СОШ №2 Гусь- Хрустального района Владимирской области. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа разработана педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся с учётом:
типа и вида образовательного учреждения;
потребностей и запросов обучающихся;
концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования;
требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;
особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:
словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Целью реализации образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В качестве дополнительной составляющей целевого компонента программы (с учетом особенностей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Школа России») необходимо назвать оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
К числу планируемых результатов освоения образовательной программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Уточняя и дополняя планируемые результаты освоения образовательной программы, необходимо отметить, что средствами УМК «Школа России» отнесены:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач. В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Образовательная программа предназначена для обучающихся 1 - 4 классов, 179 обучающихся. Программа предусматривает различные степени готовности детей к ее освоению. Школа принимает детей в 1 – 4 классы по желанию родителей (законных представителей). В 1 класс принимаются дети с 6,5 лет. Во 2 – 4 классы принимаются дети по желанию родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест на основании документов:
заявление родителей (законных представителей);
медицинская карта;
личное дело обучающегося в случае перевода из общеобразовательного учреждения посёлка или переезда в город;
копия свидетельства о рождении ребенка;
копия страхового свидетельства ребёнка;
согласие родителей на обработку персональных данных ребёнка;
МКОУ Курловская СОШ №2 осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года).
Образовательный процесс на 1 ступени строится на следующих принципах:
ориентация школьного образования на достижение выпускниками 4 класса требований стандарта начального общего образования;
реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
Цели образовательного процесса в 1 – 4 классах:
Обеспечить усвоение обучающимися обязательного минимума содержания начального общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
Сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению на основе личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
Гарантировать преемственность образовательных программ между первой и второй ступенями образования.
Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка
Обеспечить социально-педагогические условия, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
Воспитание и формирование общей культуры личности ученика.
Модельная характеристика выпускника начальной школы:
владеет чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля;
имеет коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности;
любознательный, инициативный, активный во всех сферах школьной жизни, заинтересованный в своей успешности в учении;
владеет культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Организационно – педагогические условия образовательного процесса:
Права и обязанности участников образовательного процесса, порядок приема, перевода, отчисления обучающихся, отношения школы, обучающихся и их родителей (законных представителей) регламентируются Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения МКОУ Курловская СОШ №2
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. В 1 классе – 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы в 3 четверти.
Обучающиеся 1 классов занимаются в режиме 5-дневной учебной недели согласно учебного плана, 2-4 классы в режиме дневной учебной недели согласно учебного плана.
Занятия проводятся в две смены. Начало занятий в 8.00, окончание - в зависимости от расписания уроков.
Продолжительность урока в 1 – х классах согласно САНПину, 2-4 классах- 40 минут.
Количество обучающихся в классе – до 25 человек.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Педагогические кадры начальной школы.
№
| Фамилия, имя, отчество
| Образование
| Специальность по диплому
| Квалификац категория
| Пед. стаж
| Стаж по преподав дисц.
| Повышение квалификации
| 1.
| Пьянова Алла Юрьевна
| Высшее педагогическое
| учитель начальных классов
| 1 кв .кат.
| 24
| 24
| образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
| 2.
| Квасова Татьяна Сергеевна
| среднее специальное,
| учитель начальных классов,
| 2 кв.кат.
| 20
| 20
| образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии»,
| 3.
| Малашкина Елена Геннадьевна
| Высшее педагогическое
| учитель начальных классов,
| 1 кв .кат
| 20
| 20
| « Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
| 4.
| Касаткина Марина Владимировна
| Высшее педагогическое
| учитель начальных классов,
| 2 кв. кат
| 15
| 15
| образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
| 5.
| Сидорова Наталья Витальевна
| Высшее педагогическое
| учитель начальных классов,
| 1 кв .кат
| 20
| 20
| образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
| 6.
| Осипова Наталья Викторовна
| Высшее педагогическое
| учитель начальных классов,
| 1 кв .кат
| 24
| 24
| « Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»
| 7.
| Епифанова Елена Петровна
| среднее специальное,
| учитель начальных классов,
| 1 кв.кат
| 25
| 25
| образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
| 8.
| Агафонова
Лидия
Юрьевна
| Высшее педагогическое
| Учитель начальных классов
| 1 кв. кат
| 24
| 24
| образовательные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии», ………….
| С обучающимися 1 – 4 классов работают администрация школы, учителя, педагог – организатор.
Кабинетов начальных классов – 4( 2 приспособлены)
Библиотека -1
Компьютерный класс – 1
|