Скачать 5.19 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области «Утверждаю» «Согласовано» Директор МБОУ СОШ №4: на заседании педагогического совета _______________ (Т.В.Причепа) МБОУ СОШ №4 приказ № 1/23 от 01.09.2011 протокол № 5 от 24.05.2011 Образовательная программа начального общего образования по реализации федеральных государственных образовательных стандартов МБОУ СОШ №4 г. Гусь-Хрустальный 2013 год Пояснительная записка В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4» реализуются программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей: • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты; •г. Гусь-Хрустальный — в сохранении и развитии традиций города как промышленного и культурного потенциала России. Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Образовательная программа начального общего образования удовлетворяет целям и задачам «Проекта перспективного развития МБОУ СОШ №4 г. Гусь-Хрустальный на 2011-2015 г.г.» Цель проекта – создание модели новой школы, обеспечивающей повышение доступности качественного образования через реализацию конкретных мероприятий по приоритетным направлениям развития и создания необходимого ресурсного обеспечения. Задачи по достижению цели проекта: 1) Разработка и апробация содержательного компонента образования, формируемого участниками образовательного процесса через: - введение ФГОС начального и основного общего образования, - реализацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, - совершенствование системы профильного обучения через расширение и необходимое программно-методическое обеспечение элективных курсов, востребованных учащимися и родителями; - дальнейшая реализация программы профессиональной подготовки по специальности «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»; - развитие системы профессионального самоопределения через расширение взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования; - расширение спектра образовательных услуг за счет развития внутришкольной системы дополнительного образования учащихся и взаимодействия с городскими учреждениями дополнительного образования по реализации образовательных программ дополнительного образования учащихся. 2) Развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей через: - развитие конкурсной активности учащихся путем увеличения числа участников и разнообразия конкурсов различного уровня; - разработка модели устойчивой социализации для обучающихся группы риска; - усиление межведомственного взаимодействия с учреждениями социокультурной сферы; - разработка модели организации внеурочной деятельности на основе интеграции общего и дополнительного образования, - отработка технологии обучения на основе индивидуального учебного плана, - широкая ретрансляция технологий проектной, исследовательской деятельности в образовательном процессе, - организация межшкольных сетевых форм работы с детьми (очно-заочная школа, профильные лагеря); - позиционирование одаренных детей и результатов их работы в рамках проведения единого школьного дня презентации исследовательских работ учащихся, индивидуальных и групповых проектов; - расширение применения новых подходов в оценке достижений учащихся, в т.ч. портфолио учащихся. 3) Развитие здоровьесберегающей образовательной среды в школе на основе: - соблюдения федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся; - создание на базе школы физкультурно-оздоровительного центра микрорайона Эстакада; - достаточного медико-валеологического обеспечения в части укомплектования школы средними медицинскими работниками и лицензирования медицинского кабинета; - изменений в объеме и качестве физической активности учащихся: содержание уроков физкультуры, расширение возможности внеурочной спортивной занятости, обеспечение физ. нагрузки учащихся на переменах, дальнейшее оборудование спортзала; - изменения в финансовой политике школы по вопросам, касающимся здоровья: увеличение доли средств, привлечение дополнительного финансирования; -изменения психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах. - изменения в отношении к проблеме здоровья в школе в сторону приоритетности: позиционирование проблем здоровья, мероприятия по данной тематике, наглядная агитация и т.д. 4) Развитие кадрового потенциала, повышение профессиональной компетентности путем: - отработки модульного принципа повышения квалификации с учетом потребностей развития школы и запросов отдельных категорий педагогических кадров; - расширения дистанционной модели повышения квалификации отдельных категорий педагогических кадров; - обобщения опыта педагогов на муниципальном уровне через организацию и участие в городских семинарах, конкурсах; - повышения ИКТ-компетентности педагогов через самообразование и индивидуальное консультирование; - закрепления молодых специалистов через создание особо благоприятных условий труда в рамках индивидуальной программы административного сопровождения педагогической деятельности; - оптимизации педагогической нагрузки педагогов; - гармонизации социально-психологического климата в педагогическом коллективе; - использования прозрачной системы морального и материального стимулирования. 5) Обновление инфраструктуры школы через: - реализацию программы информатизации; - реализацию программы развития школьного стадиона, как спортивно-досугового центра микрорайона Эстакада; - развитие взаимодействия школы с городским социокультурным комплексом; - введения платных дополнительных образовательных услуг; - концентрации ресурсов по реализации образовательных программ дополнительного образования и профессиональной подготовки; - кооперации ресурсов с учреждениями социокультурной сферы, учреждениями дополнительного образования. 6) Разработка и апробация механизма самостоятельности и открытости школы на основе: - расширения компетенции Совета школы, перехода в статус управляющего совета; - оптимизации организационной структуры управления, - отработки механизма соуправления в условиях социального партнерства с учреждениями социокультурной сферы, - развития Интернет-сайта школы, оперативного размещения информации о деятельности школы; - участия в интернет-мониторингах системы образования. Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками МДОУ «Детский сад №36», «Детский сад №38» и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий. Однако, среди дошкольников есть дети, не посещающие МДОУ, что продлевает адаптационный период первоклассников к обучению в школе. С целью подготовки детей к школе, сокращения адаптационного периода в школе реализуется «Программа будущего первоклассника». Специфика кадров 1 ступени обучения МБОУ СОШ №4 определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли курсовое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Статус МБОУ СОШ №4 как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие. Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе. Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья путем изменения и обновления содержания образования, целенаправленной работы с обучающимися с высоким уровнем образовательных потребностей. Задачи программы: 1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. 2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. 3. Развивать коммуникативные качества личности школьника. 4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся. 5. Продолжать создание в МБОУ развивающей предметной среды. 6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество). 7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре. 8. Обеспечить выполнение новых подходов к системе оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
•систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. Ведущие технологии, используемые в образовательном процессе в начальной школе:
В учебном процессе используются как проникающие технологии для реализации отдельных дидактических задач, способствуют формированию умений работать с информацией, развитие коммуникативных способности обучающихся, формируют исследовательские умения. Предполагают использование в учебном процессе аудио-, видео - материалов, компьютера для представления образовательных электронных ресурсов. 2. Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения. Они способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья и безопасного образа жизни.
Направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся, способствует развитию умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; обеспечивает мотивацию на успех. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий и способствует личностному развитию обучающихся. 4. Технология личностно-ориентированного обучения Позволяет:
5. Проблемно-диалогическая технология Предполагает творческое овладение знаниями, умениями и навыками усвоение способов самостоятельной деятельности развитие познавательных и творческих способностей. 6. Игровые технологии Создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию универсальных учебных действий. 7.Технологии уровневой дифференциации Позволяют создать условия для обучения детей с разным уровнем сформированности познавательной сферы, в том числе как одарённых обучающихся, так и обучающихся с особыми образовательными потребностями. Используемые технологии ориентированы на:
Использование любой технологии проходит преимущественно с использованием активных форм обучения: обучение в сотрудничестве с использованием групповой и парной формы работы. Ведущими методами обучения являются частично – поисковый и исследовательский, метод проектов. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Деятельностный подход позволяет:
деятельность, но и продуктивную, созидательную;
Поставленные программой цели и задачи реализуются через образовательную систему ««Школа России». Выбор УМК обоснован тем, что:
Данный УМК позволяет:
В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса: первый этап - предъявление ученику системы заданий поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия; второй этап - сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий; третий этап - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее; Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с МО учителей начальных классов. Используемый УМК позволяет достичь планируемых результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное), которые подробно отражены в «Программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 по реализации ФГОС». Характеристика состава участников образовательного процесса Школа, являясь муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и их образовательных потребностей. Школа укомплектована педагогическими кадрами, численность педагогов составляет 33 чело-века, из них 4 совместителя. Уровень образования практически не меняется в течение ряда лет - 30 педагогов имеют высшие педагогическое образование, что составляет 91% от общего количества преподавателей, 3 - средне-специальное (9%). Также остается практически неизменным и уровень квалификации: 3 педагога (9%) имеют высшую квалификационную категорию, 24 (73%) – первую квалификационную категорию, 3 (9%) – вторую квалификационную категорию, не установлена квалификационная категория 3 учителям, из них 2 молодых специалиста. Обобщение опыта педагогов проходит на муниципальном уровне в рамках семинаров, проводимых на базе школы. Профессиональная переподготовка педагогов ведется системно, в том числе за счет выездных курсов; перспективным направлением, по-прежнему, остается освоение дистанционной формы обучения через Интернет. Школа имеет прикреплённый микрорайон Эстакада. Состав родителей по уровню образования: Основное общее образование- 22% Начальное профессиональное образование – 18% Среднее 19% Среднее специальное 26% Высшее 15% Вместе с тем в школе обучаются семьи: - находящиеся в социально опасном положении - многодетные семьи -малообеспеченные семьи -неполные семьи Состав обучающихся: В первый класс зачисляются дети, достигшие на 1 сентября возраста 6,5 лет. Дети, не достигшие необходимого возраста, зачисляются в 1 класс по решению управления образования МО г. Гусь-Хрустальный на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с заявлением родителей. Условия реализации программы |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «сош №3». Цель посещения уроков, занятий в начальной школе было изучение использования в учебном процессе интерактивного оборудования,... | Статья по теме «Применение физкультурно-оздоровительных технологий... Автор: учитель физической культуры мбоу «сош №5» г. Инты, Республики Коми, Шишкина Екатерина Михайловна | ||
Пояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего... | Публичный доклад Сочи создано в целях реализации права граждан на образование, гарантий общедоступности, бесплатности начального общего, основного... | ||
Целевой раздел Пояснительная записка Основная образовательная программа предназначена для определения перспективных направлений развития начальной школы на основе реализации... | О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного... Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных... Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена... Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных... | ||
Услуг для реализации гражданами РФ гарантированного государством... Рф гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» | ||
Особенности фгос начального общего образования Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования основная задача федеральных государственных... | Управление образования Администрации зато северск Томской области «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального... | ||
Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная... Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации... | Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная... Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации... | ||
1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... | Ргппу Федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) начального, среднего и высшего профессионального образования |