Скачать 498.1 Kb.
|
Пояснительная записка
Пояснительная записка к федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. (Образовательная область – информатика.) // Вестник образования России. – 2004. №12
http//www.ed.gov.ru/ob-edunoc/rub/standart/mp/06/doc
II. Общая характеристика учебного предмета. Цели изучения курса. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информационных - коммуникационных технологий выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных компьютерных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных компьютерных технологий для решения значимых для школьников задач. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится к технологической среде, и сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.). После знакомства с информационными компьютерными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизации информации. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса. Одним из важнейших понятий курса информационных – коммуникационных технологий основной школы является понятие программа. В работе на компьютере используются: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. С самого начала курса работа учеников поддерживается компьютером. Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. Изучаются телекоммуникационные технологии мультимедиа технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информационных компьютерных основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для отработки пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ. Цели Изучение информационных компьютерных технологий направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в Х-XI классах – по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты: ученик должен знать и понимать основные факты о: • главных устройствах средств информационных и коммуникационных технологий и их функциях, в частности: о центральном процессоре, устройствах памяти, периферийных устройствах, интерфейсах, программном принципе работы компьютера; используемых в деятельности учащегося носителях информации; • источнике и приемнике информации, сигнале, кодировании и декодировании, единицах измерения количества и скорости передачи информации, скорости обработки информации; • восприятии, запоминании и обработке информации человеком; • информационной деятельности человека, языке как способе представления и передачи информации; естественных и формальных языках; • простейших примерах информационных моделей реальных объектов; • алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах; • роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах; • средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования. Уметь (владеть способами познавательной деятельности): • оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (интерфейсе), используя имеющиеся знания об устройстве компьютера, в том числе - создавать, именовать, сохранять объекты, создавать удобные для использования индивидуальные каталоги, разархивировать информацию; - пользоваться меню и окнами; - пользоваться экранной справочной системой; - соблюдать права собственности на информацию; - предпринимать меры антивирусной безопасности; • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости действия; - объем памяти, необходимый для хранения информации; - скорость передачи информации;' • создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса: - создавать тексты (школьные сочинения и рефераты по различным предметам и т.д.) посредством квалифицированного клавиатурного письма (беглого или вслепую), используя базовые средства текстовых редакторов для выражения содержания и восприятия произносимой или записанной устной речи;
- создавать записи в базе данных (типа заполнения анкет), в частности, относящиеся к информации об учащемся, объединяемые в индивидуальные записные книжки; создавать комплексные объекты, включая связанные между собой информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа сочинения), экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в том числе индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы проектов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - выполнять простейшие операции, связанные с ^пользованием современных средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе о неполадке); загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги в лоток принтера, иллюстрации в сканер, загрузке дискеты, компакт-диска, видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и гигиенических упражнений; • передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной почтой (применяя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной почты); • искать информацию с применением конструкций и правил поиска (в том числе построения запросов): в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях, каталогах, библиотеках (периодика, литература и др.) при выполнении заданий и проектов по различным дисциплинам; • оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать и сопоставлять различные источники; • представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок; готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; использовать в устном выступлении микрофон, проекционный экран; использовать экран в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты. |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 6 класс Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального... | ||
Приказ от 5 марта 2004 года n 1089 Об утверждении федерального компонента... Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа по геометрии 11 класс Пояснительная записка Приказ Минобразования России от 03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | ||
Рабочая программа по физике для 9 класса Пояснительная записка Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа по физике для 7 класса Пояснительная записка Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов... | Пояснительная записка основание для разработки программы Приказ Минобразования РФ от 03. 2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,... | ||
Пояснительная записка основание для разработки программы Приказ Минобразования РФ от 03. 2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05 марта 2004 года "Об утверждении федерального компонента государственных... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05 марта 2004 года "Об утверждении федерального компонента государственных... | Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка статус документа рабочая программа по литературе... Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... |