ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке обществознания в 11 классе по теме «Патриотизм и гражданственность»
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации
«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Выполнила: Токмина Светлана Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 22 г. В.Новгорода
Великий Новгород
2013 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: обществознание
Раздел: Духовная культура
Урок №: 65
Тема урока: Патриотизм и гражданственность .
Тип урока: урок передачи и усвоения новых знаний, умений и навыков. Деятельностная цель: формирование способности учащихся сравнивать различные объекты, предъявлять информацию различными способами (схема, таблица и т.п.) Образовательная цель: расширение представлений учащихся о сущности понятий «патриотизм» и «гражданственность». Формирование УУД:
Личностные действия: учащиеся получат возможность осознать свою национальную идентичность (принадлежность к российской нации в контексте её современного понимания через призму гражданственности). Регулятивные действия: учащиеся получат возможность научиться целеполаганию, анализу условий достижения цели, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные действия: учащийся научится давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом (патриотизм) к понятию с большим объёмом (гражданственность). Коммуникативные действия: учащийся научится аргументировать свою точку зрения.
Этап урока
| Действия учителя
| Деятельность обучающихся
| Организационный момент (1-2 минуты)
| Приветствие учителем учащихся.
| Подготовка к уроку
| Актуализация знаний
| Мотивационный блок.
Проблемное задание
Вам дан перечень слов: верноподданичество, отчизнолюбие, патриотизм, любовь к отечеству, гражданственность. Оцените (определите, установите характер, сущность )
данный список.
|
Варианты ответов:
Эти слова являются синонимами.
Слово гражданственность является лишним, т. к. все остальные слова имеют общий смысл — определённое чувство по отношению к родной земле.
| Постановка учебной задачи
| - Ваши мнения разошлись. Как мы можем разрешить противоречие?
Объявление темы: Патриотизм и гражданственность на примере Отечественной войны 1812 года в России
Вашей учебной задачей сегодня на уроке будет сравнение понятий «патриотизм» и «гражданственность»
| -Необходимо сравнить два понятия. Обратиться к толковому словарю.
Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.
| Организация поиска и открытия нового способа действия
| -Если у вас в наличии нет толковых словарей, можно иначе выйти из ситуации? -Как удобнее будет выполнить данную работу? Какую форму работы вы выберите?
-Каков будет результат вашей групповой работы?
| -Нам знакомы эти слова. Можно самим составить определение понятий и сравнить их.
-Можно поработать в группах.
-Сравнительная характеристика двух терминов.
| Организация решения частных задач
| -Хорошо, приступайте. На выполнение задания вам даётся 7-8 минут Организация предъявления результатов работы
Я прошу группы познакомить друг друга со сравнительными характеристиками двух терминов.
| Учащиеся самостоятельно формируют группы и выбирают форму предъявления результата работы (схема, таблица....).
Выступление групп.
Возможные варианты:
Уважение к
достижениям
Родины 1) Схемы -кластеры к понятиям, состоящие из ассоциаций к ним и последующий анализ:
Любовь
к Родине Готовность
служить
и
защищать
ПАТРИОТИЗМ
Забота о
процветании
Отечества Гордость
за страну
Преданность,
готовность к
Самопожерт
вованию
Ответственность
за свои деяния законопослушность
гражданственность
Активное
отношение
к происходящему
в стране Совокупность прав
и
обязанностей
В данных схемах представлены составляющие понятий. По нашему мнению, эти термины близки. Многие ассоциации перекликаются. Например, совокупность прав и обязанностей гражданина предполагает необходимость защищать страну патриотом.
2) Таблица и последующий анализ:
Патриотизм
| Гражданственность
| 1. Чувство любви к Родине
| 1.Активное, ответственное отношение к стране, обязанности перед государством и обществом
| 2. Гордость за страну, забота о памятниках истории и культуры, о природе
| 2. Осуществление прав и несение обязанностей, участие в выборах
| 3. Воспитание в семье, школе
| 3. Ознакомление с гражданским долгом в семье, школе, через деятельность государства по установлению правовых норм
| 4.Памятники истории и культуры, природа, хозяйство страны, границы государства в случае военной опасности...
| 4.Повседневная жизнь граждан в правах и обязанностях; личность, общество, государство, природа
| План сравнения:
1.Сущность
2. Формы проявления
3. Источники формирования
4. Объекты воздействия На основании проведённого сравнения мы пришли к выводу о том, что понятия «патриотизм» и «гражданственность» имеют ряд различий по представленным критериям.
| Организация контроля и коррекции выполнения учебной задачи учащимися
| Формулировка прямого вопроса:
-Правильно ли я поняла, что первая группа подтвердила мнение о том, что два рассматриваемых нами понятия являются синонимами?
-Правильно ли я поняла, что вторая группа пришла к выводу, что эти понятия различны? Итак, противоречия не сняты окончательно.
-Каие действия помогут вам сделать свои аргументы более убедительными?
Формулировка задания
-Составьте ситуации, в которых будут проявляться патриотизм и гражданственность участников. Ответьте на вопрос: «Должен ли патратриот являться гражданином, а гражданин не быть патриотом?»
| -Не совсем! Они близки по значению. Но мы пришли к выводу, что патриотизм предполагает скорее чувства, эмоции, отношения, выражаемые словами «любовь», «готовность к...», «преданность»,«желание заботиться» и т. п. Таким образом, эти слова не являются синонимами. - Да, это так. Но они связаны друг с другом. Если патриот действует из любви к Родине, то гражданин помимо этого, сознаёт свою ответственность перед ней, неся обязанности.
-Нужно проанализировать конкретные события, факты, в которых раскрываются эти термины и посмотреть как они связаны между собой.
Варианты:
1) Патриотизм — защита Родины от наполеоновских войск в 1812 году
Гражданственность — обязанность гражданина знать и уважать законы своей страны, выполнять их требования, содержащиеся в обязанностях.
Таким образом, уважительное отношение человека к законам своей страны, их выполнение демонстрирует положительное, патриотическое отношение к ней. Гражданин не может не быть патриотом. Но любовь к Родине у кого-то может лишь ограничиваться восхищением русским пейзажем и не предполагает необходимость беречь её. Т. е. Не обязательно патриот — это истинный гражданин. 2) Патриотизм - чувство беспокойства за судьбу страны в ситуации политического кризиса.
Гражданственность — реализация активного избирательного права гражданина РФ на муниципальных выборах.
Гражданственность подразумевает проявление положительных чувств к родной стране, но не обязательно это будет любовь. Но человеку, не испытывающему это чувство трудно будет осознанно выполнять обязанности гражданина, быть ответственным. Таким образом, гражданственность включает в себя патриотизм.
| Организация развёрнутого оценивания
| Спасибо группам за работу!
-А теперь я попрошу вас ещё раз проговорить в какой форме вы составляли сравнение двух терминов. Проанализируйте, правильную ли форму, способ вы выбрали для выполнения учебной задачи.
Хорошо. Спасибо!
-В заключении нашего урока я попрошу вас, ребята, продолжить предложения:
1) Я считаю себя (не считаю ) патриотом, т.к....
2) Я проявляю …...(уровень) гражданственности, т. к. - Сопоставьте ваше превоначальное представление о сущности двух изученных терминов.
Организация домашнего задания:
-Выберите событие из отечественной истории, которое бы иллюстрировало развитие патриотизма и гражданственности у населения страны. Покажите на примере действий населения проявления этих двух понятий. Оцените правоту вывода о том, что гражданственность включает в себя патриотизм на примере этих событий.
| Варианты:
1) Мы составляли схему-кластер из ассоциаций с терминами. Проводили параллели по полученным ассоциациям. Но данная форма работы не позволила нам более полно соотнести два понятия. Увидеть, что они не просто близки, а определённым образом соотносятся. Как у второй группы было показано, что гражданственность включает патриотизм.
2) Форма таблицы была удобна для сравнения, мы сразу обратили внимание на сущность понятий и сравнили их по критериям. Данный способ позволил нам понять, что гражданственность включает в себя патриотизм, нуждается в нём.
Варианты:
1) Я считаю себя патриотом, т. к. мне не безразлично как развивается страна, я активный спортивный болельщик и горжусь победами российских спортсменов, я уважительно отношусь к россиской истории и культуре.
2) Я проявляю невысокий уровень гражданственности, т. к. ещё недостаточно осведомлён о своих правах и обязанностях, не участвовал в выборах, т. к. не достиг возраста 18 лет, иногда игнорирую правила дорожного движения.
- Мои представления изменились. Я считал, что эти термины имеют одинаковое значение. Но работа в группе над составлением сравнительной характеристики помогла мне узнать, что понятие гражданственность более крупное, чем патриотизм.
- Записывают домашнее задание. Задают вопросы на понимание задачи.
| |