Скачать 208.89 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 г.ПЕНЗЫ АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ДОГАДИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ПЕНЗА.2010г. Программа факультативного курса «Будем беречь здоровье» 7-9 класс.34часа Пояснительная записка. Статус документа. Программа факультативного курса «Будем беречь здоровье» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Президентской программы «Дети России», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» направление развития общего образования «Сохранение и укрепление здоровья школьников». Она составлена с учетом положений федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне по предмету. Программа дополняет содержание предметных тем образовательного стандарта по биологии, раскрывает методологические аспекты преподавания курса с целью пробуждения в детях желания заботится о здоровье, основанное на их заинтересованности в учебной деятельности, предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя. Структура документа. Программа включает: пояснительную записку; примерное планирование с распре- делением часов по разделам курса, основное содержание с рекомендуемой последовательностью изучения тематических разделов, тематическое планирование, требования к уровню подготовки, ожидаемые результаты факультативного курса, формы контроля уровня достижений учащихся, критерии индивидуальной оценки учителем за доклад, критерии итоговой оценки деятельности группы, технологические карты уроков (как один из вариантов учебного процесса), в которых спланирована деятельность учителя, работа ученика, направленная на достижение знаний, умений и навыков, список литературы. Общая характеристика факультативного курса. Факультативный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 7-9 классов. Курс способствует:
Цель факультативного курса. Предложить методологический подход для моделирования различных видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе преподавания курса. Задачи:
Главная идея курса: здоровье выступает как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и к тому же как индикатор правильности выбора пути. Авторская программа создает единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии служит самопознанию, самовосприятию и самоуважению. Реализация программы направлена на углубление знаний о здоровом образе жизни и его составляющих, формирование критического мышления, собственных стратегий и технологий, прогнозирование последствий нарушения здоровья школьника. Примерное планирование курса. «Будем беречь здоровье»(34часа)
Основное содержание (34часа). Тема1.Самопознание. Знание своего тела. Телосложение. Гомеостаз как условная норма состояния организма. Функции основных систем организма. Физиологические и психические процессы процессы в различные периоды взросления.Самопознание через ощущение, чувство, образ. Эмоциональная сфера личности. Самооценка. Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Тема2. Я и другие. Положение личности в группе. Виды и формы общения. Конфликты. Тактика взаимодействия. «Инструменты» общения. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Тема3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена тела. Возрастные особенности кожи. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил личной гигиены. Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта. Заболевания зубов, десен, меры профилактики. Гигиена труда и отдыха. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Профилактика инфекционных заболеваний. Источники возбудителей. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание во время болезни. Тема4.Питание и здоровье. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда, их значение. Составление индивидуального меню. Пищевые риски, опасные для здоровья. Традиции национальной кухни. Ядовитые грибы и растения. Гигиена питания. Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд. Тема5.Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Безопасное поведение на дорогах. Ситуация самостоятельного движения ребенка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора. Безопасное поведение в транспорте – зоне повышенного риска. Бытовой и уличный травматизм. Правила пользования пиротехническими средствами. Правила безопасности на экскурсиях, в походах, экипировка туриста. Поведение в экстремальных ситуациях. Тема6.Культура потребление медицинских услуг. Выбор медицинских услуг. Критическое отношение к рекламе и выбору медицинских товаров. Типы учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Альтернативная медицина. Обращение с лекарственными препаратами. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Тема7.Предупреждение употребления психоактивных веществ.«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества.История распространения психоактивных веществ. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Тема8.Защита авторских работ по здоровому образу жизни. Продукты творческой деятельности учащихся: рефераты, проекты, презентации. Тематическое планирование уроков
Требования к уровню подготовки. Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Большую значимость приобретают навыки по определению степени нарушения собственного здоровья: наблюдение, измерение, тестирование, выдвижение гипотез, проведение опытов и самонаблюдений на основе полученных данных делаются выводы, планируется дальнейшая деятельность. Организация факультативного курса направлена на развитие практических умений самоанализа и самооценки, формирование собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поиска информации из различных источников, владение основными видами деятельности. Ожидаемые результаты изучения факультативного курса.Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития в повседневной жизни, формирование у детей ценностного ответственного отношения к здоровью, готовность соблюдать законы здорового образа жизни; следование социально поведенческим нормам, регулирование собственного поведения, прогнозирование последствий негативного воздействия, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и социальное благополучие, формирование критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья. Учащиеся должны: Знать:
Уметь:
Система форм контроля достижений учащихся. Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: опрос, тестирование, подготовка сообщений (индивидуальных, результата работы в группах). По окончании изучения каждого раздела осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляются качество усвоение учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение применять знание для сохранения и укрепления здоровья человека. Итоговой зачетной работой по факультативному курсу может стать индивидуальный «Дневник здоровья», портфолио ученика, то есть самостоятельно выполненные и подготовленные работы: реферат, проект, презентация. Оценка может выставляться в форме зачтено или по бальной системе. Критерии индивидуальной оценки учителем за доклад: -актуальность выбранной темы; -полнота изучения вопроса; -логичность и последовательность изложения; -привлечение знаний из других областей; -использование жизненных наблюдений учащихся; -многообразие источников информации. Критерии итоговой оценки деятельности группы: -активное участие всех членов группы в реализации проекта; -активность общения и взаимопощь участников; -объем изучаемого материала и качество анализа собранной информации; -соответствие оформления результатов работы стандартным требованиям; -качество сообщения о результатах проекта; -полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы; -достижение поставленных целей. Технологическая карта урока№1 раздела№1 «Самопознание»
Технологическая карта урока№5 раздел№2 «Я и другие»
Технологическая карта урока№11 раздела№3 «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».
Технологическая карта урока№16 раздел№4 «Питание и здоровье»
Технологическая карта урока№23 раздел№5. «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»
Технологическая карта урока№27 раздела№6 «Культура потребления медицинских услуг»
Технологическая карта урок№30 раздел№7«Предупреждение употребления психоактивных веществ»
Список литературы.
Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс,2003 Интернет ресурсы:
2.Технология проектирования авторских программ- http://depobr.aginskoe.ru/ipk/metod/metod_7.htm 3.Технология создания авторских программ- http://rmobio-nn.3dn.ru/publ/9-1-0-24 |
Будем беречь здоровье Рассмотрено и рекомендовано к печати научно-методическим советом средней общеобразовательной школы №28 г. Томска | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня на уроке мы с вами будем учиться решать задачи на нахождение дроби от числа, познакомимся с правилом нахождения дроби от... | ||
Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | Программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов по биологии «Я и мое здоровье» Отдел образования и молодёжной политики комитета по социально-культурным вопросам администрации муниципального образования | ||
Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение». Это широкое понятие связано с необходимостью... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воде, о её значении. Поговорим о том, как надо беречь, охранять воду. Беречь воду- значит беречь жизнь. А также попробуем сделать... | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На сегодняшнем занятии мы поговорим о привычках. Мы будем беседовать, рассматривать картинки, будем учиться определять понятия аккуратности... | «Беречь природу значит беречь Родину» Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение | ||
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждый человек хочет быть здоровым. А почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для воспитания чувства здоровья и радости быть здоровым, желанием беречь здоровье | Программа факультативного курса «Углубление основного курса математики» Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района |