Скачать 141.41 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Отдел образования и молодёжной политики комитета по социально-культурным вопросам администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское Иркутской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Авторская педагогическая разработка (адаптационная, учебная) Я и мое здоровье. (программа факультатива для учащихся 8-9 классов) Разработал: Евсевлеева Элина Александровна учитель биологии МОУ «СОШ №6» ВКК 2010г. Программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов по биологии «Я и мое здоровье». 34 часа. Пояснительная запискаНеобходимость создания и ведения факультативного курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Программа курса научит, как правильно организовать режим дня, повысить работоспособность, соблюдению требований личной гигиены, расширит кругозор учащихся и позволит сформировать навыки по самооценке здоровья и оказания первой помощи. Программа факультативного курса «Я и мое здоровье», была составлена на основе авторской программы по экологическому образованию в основном и среднем звеньях общеобразовательных школ Степанчук Н.А. «Экология человека. Культура здоровья», 2004 год. Актуальность программы: Данная программа актуальна в современных условиях, так как каждому человеку важно знать, как сохранить и укрепить здоровье. Изучая программу, учащиеся научаться исследовать собственное здоровье, разрабатывать и применять меры для сохранения и укрепления здоровья на практике. Факультативный курс развивает умение самостоятельно работать, владеть методами проектной деятельности, анализировать информационные источники и делать выводы, а это актуально в современной школе и на последующих ступенях обучения. Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что она содержит знания, которые вызывают у учащихся познавательный интерес и представляю ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Полученные знания способствуют формированию социально активной личности. Новизна программы: Новизна разработки заключается не только в формировании навыков по самооценке здоровья и оказанию первой помощи, но и в использовании новых форм (проектная деятельность, практические и исследовательские работы), методов преподавания (проектное обучение) и новых форм контроля (защита проектов, компьютерных презентаций, буклетов). Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков. Основная цель факультативного курса: формирование санитарно-гигиенической компетенции учащихся, развитие навыков экспериментальной деятельности. Программа факультативного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
Факультативный курс для предпрофильной подготовки учащихся 8-9-ых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа. Программа факультативного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Программа состоит из шести разделов, содержание распределено по времени с учетом его достаточности для качественного изучения материалов и получения запланированных результатов. Курсом предусмотрено выполнение двадцати практических работ, что позволит учащимся сформировать навыки практической деятельности в изучаемой области знаний. Контроль, уровня овладения материалом, осуществляется через тестирование, проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Занятия организуются с использованием следующих форм: составление проектов, проведение исследований и составление презентаций по темам исследования, оформление и защита исследовательских работ, проведение научно- практической конференции по теме факультативного курса. При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья. К концу изучения курса учащиеся: - должны знать: причины, сохраняющие и разрушающие здоровье, мотивы здорового образа жизни, отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка, пути формирования здорового образа жизни. - должны уметь: оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике; организовывать и самостоятельно проводить исследовательскую работу, работать с дополнительной литературой и другими информационными источниками, оформлять результаты собственного исследования и докладывать о них; воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. Тематическое планирование. 34 часа. Раздел I. Введение.(1 ч.) “Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни. Здоровье человека. Факторы здоровья. Окружающая среда как важнейший фактор здоровья. Глобальная проблема сохранения здоровья. Ответственность каждого человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Раздел II. Гигиена и здоровье. (13 ч.) Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Роль физического воспитания в укреплении здоровья. Питание и здоровье. Роль закаливания в укреплении здоровья. Гигиенические основы учебного труда и рекомендации к выполнению домашних заданий. Гигиена зрения. Гигиена слуха. Личная гигиена подростка. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Инфекционные заболевания и их предупреждение. Встреча с врачом СПИД- кабинета. Практическая работа № 1.Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. Практическая работа № 2. Оценка гибкости тела. Практическая работа № 3.Составление дневного рациона. Практическая работа № 4.Оценка качества продуктов питания. Практическая работа № 5. Влияние холода на частоту дыхательных движений. Практическая работа № 6. Влияние условий труда на работоспособность. Работа над проектами, буклетами, презентациями. Раздел III. Вредные привычки, их профилактика. (3ч.) Алкоголизм. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Курение. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Встреча с врачом – наркологом. Практическая работа № 7 Работа со статистическими данными. Практическая работа № 8 Влияние никотина на ферменты слюны. Практическая работа № 9 Работа со статистическими данными. Работа над проектами, буклетами, презентациями. Раздел IV. Оценка состояния здоровья учащихся. (7ч.) Оценка состояния физического здоровья. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Оценка состояния сердечно сосудистой системы. Оценка состояния дыхательного аппарата. Оценка состояния пищеварительной системы. Оценка состояния кожи. Оценка состояния центральной нервной системы. Практическая работа № 10. Оценка состояния физического здоровья. Практическая работа № 11. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Практическая работа № 12. Оценка состояния сердечно- сосудистой системы. Практическая работа № 13. Оценка состояния дыхательной системы. Практическая работа № 14. Определение типов кожи на разных участках лица. Практическая работа № 15.Определение типа темперамента. Практическая работа № 16.Определение хронологического типа. Раздел V. Первая медицинская помощь(8ч.) Значение первой медицинской помощи. Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них. Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них. Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них. Реанимация. Травматический шок и противошоковые мероприятия. Ожоги и обморожения. Практическая работа № 17.Правила наложения повязок. Практическая работа № 18. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях. Практическая работа № 19. Оказание первой медицинской помощи при переломах. Практическая работа № 20. Оказание первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Экскурсия в медицинское училище. Раздел VI. Обобщение: “За здоровый образ жизни”. (2 ч) Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, буклетов. Календарно-тематическое планирование
Литература для учителя: Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004. Баенбаева Н.Б. Основы медицинских знаний. Элективный курс.- Волгоград. Учитель.2008. Колесов, Д. В. Здоровье и укрепляющие его факторы. – М.: Журнал «Биология в школе». № 3, 1989. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П. А. Курцева. – М.: Просвещение, 1991. Пугал Н.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.- М.: ВЛАДОС, 2003. Степанчук Н.А. Экология. 7-8 классы: практикум по экологии человека. - Волгоград: Учитель, 2009. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ.-М.: Вентана-Граф, 2004. Литература для учащихся: Гоголев М.И., Гайко Б.А., Шкуратов В.А. Основы медицинских знаний учащихся. -М.:Просвещение, 1991. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 1983. |
Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | ||
Элективный курс по биологии для учащихся 6 классов составители: Шадренкова Ольга Валентиновна Она включает в себя знания по биологии и экологии. Программа курса обучения составлена для учащихся 6 классов из расчета 34 учебных... | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии Домашнее обучение Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | «Моё тело, моё здоровье» Кузовлев В. П. и др. Английский язык: Учебник, рабочая тетрадь и cd для 6- го класса. Москва: Просвещение, 2007 | ||
Рабочая программа курса «биология» Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и программы курса биологии... | Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | ||
Рабочая программа по биологии 11 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки |