Скачать 171.37 Kb.
|
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Факультет стоматологии и медицинских технологий Кафедра стоматологии П Р О Г Р А М М А производственной практики по ортопедической стоматологии (VIII семестр) Учебно-методические указания для студентов 4 курса Факультета стоматологии и медицинских технологий Санкт-Петербург 2011 Введение Важнейшим звеном в числе задач по подготовке медицинских кадров является усиление подготовки выпускников медицинских вузов, в частности стоматологов, и, в первую очередь, для обеспечения работы первичного звена здравоохранения. Производственная практика студентов составляет неразрывную часть учебного процесса и является важнейшим звеном в подготовке врача-стоматолога. Цель летней производственной практики – расширить и закрепить знания, полученные студентами при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, провести дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в вузе, ознакомить с организацией стоматологической помощи и условиями работы врача в городе и на селе, а также с основными организациями здравоохранения; научить студента давать правильную оценку философским и социально-политическим проблемам медицины с учетом современных достижений, решать соответствующие медицинские задачи, сформировать у них глубокое понимание большой социальной роли профессиональной и общественной деятельности врача. Данная цель достигается сочетанием профессионально-трудового и нравственно-деонтологического воспитания. Студенты проходят производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях с дифференцированной врачебной помощью по основным специальностям стоматологического профиля. Такими учреждениями являются, как правило, стоматологические поликлиники в Санкт-Петербурге, Ленинградской области или по месту постоянного жительства студента, а также другие сертифицированные и лицензированные ЛПУ г. Санкт-Петербурга. Во время прохождения практики студенты участвуют во всех общественных мероприятиях лечебного учреждения, проводят беседы с пациентами учреждения по широкому спектру вопросов, касающихся проблем диагностики и ортопедического лечения патологии жевательно-речевого аппарата, ведут научно-исследовательскую работу. которую представляют на экзамен по практике в виде реферата, слайдов, презентации и т.д.. Практическая работа студентов слагается из ежедневной (6 часов) работы в стоматологической поликлинике (ортопедическое отделение). Работая в поликлинике, студент, наряду с выполнением обязательного объема лечебной работы, должен ознакомиться с ее санитарным состоянием, с ее хозяйством, с особенностями работы регистратуры, с порядком приема, постановки на диспансерный учет и санации больных (поступление, заполнение паспортной части истории болезни, заполнение талона посещений, выписка направлений к специалистам, составление этапного эпикриза, составление выписки из истории болезни, оформление больничного листа и т.д.), с внутренним порядком поликлиники, с медицинской отчетностью. За время производственной практики, помимо лечебной работы, студент принимает участие в санитарно-просветительных и профилактических мероприятиях, проводимых поликлиникой, в производственных совещаниях, научных и клинических конференциях. При прохождении производственной практики студент должен помнить и выполнять основы деонтологии: а) чутко и внимательно относиться к больному и его родственникам; б) внушать больному уверенность в правильности поставленного диагноза, плана лечения и благоприятном исходе заболевания; в) строго соблюдать принципы профессиональной этики, правильно строить свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения; г) сохранение врачебной тайны; д) уделять особое внимание ведению медицинской документации (история болезни и т.д.). Работа студента оценивается врачом-куратором ежедневно по пятибалльной шкале и заверяется подписью. 1. Порядок и задачи проведения практики 1. В течение 2 недель студент работает в качестве помощника врача-стоматолога-ортопеда под руководством куратора (врача ортопедического отделения стоматологической поликлиники) и заведующего отделением/старшего врача смены. Руководитель базы практики корректирует и контролирует деятельность. Продолжительность рабочего дня - 6 часов, работа проводится в соответствии с графиком рабочего процесса лечебного учреждения, как правило, в 2 смены (с 8 00 до 14 00 и с 14.00 до 20.00) или в одну смену. 2. Приступая к прохождению практики, студент должен ознакомиться со структурой стоматологической поликлиники (ЛПУ), работой регистратуры, дежурного кабинета, организацией работы врачебных кабинетов ортопедического отделения и других функциональных подразделений, нормой нагрузки врачей-ортопедов. Студент знакомится с оборудованием и оснащением, инструментарием и материалами врачебного кабинета и зуботехнической лаборатории. 3. На протяжении всей практики студент ведёт прием больных под наблюдением непосредственного руководителя - опытного и квалифицированного врача ортопеда-стоматолога. Ежедневно должно быть принято 3-4 пациента (первичных или повторных). При этом студент соблюдает правила внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактического учреждения, активно участвуя в проведении всех мероприятий (совещаний, консилиумов, врачебных конференций и пр.). 2.Основные обязанности студента в период производственной практики
3. Основные задачи летней производственной практики 1) изучение основных принципов организации ортопедической стоматологической помощи населению; 2) изучение вопросов организации работы стоматологического кабинета, ортопедического отделения стоматологической поликлиники и зуботехнической лаборатории; 3) изучение, совершенствование и закрепление теоретических и практических навыков при обследовании и ортопедическом лечении больных с различной патологией жевательно-речевого аппарата; 4) правильное оформление различной медицинской учетно-отчетной и др. документации; 5) получение и закрепление навыков общения с пациентами, в том числе и при проведении санитарно-просветительской работы; Решение всех указанных выше задач направлено на развитие у студента основ клинического врачебного мышления, создания позитивной мотивации для учебно-исследовательской работы при изучении ортопедической стоматологии. Таким образом, после летней производственной практики по ортопедической стоматологии студент должен знать: - вопросы организации стоматологической помощи населению, ее роль и значение в системе здравоохранения страны; организационно-экономические аспекты деятельности стоматологических поликлиник и отделений; - нормативное оснащение рабочих мест; санитарно-гигиенические требования и условия труда врачебного и среднего мед. персонала; - стоматологическое материаловедение, организацию и правила работы с драгоценными металлами; устройство и принципы действия стоматологического инструментария и вспомогательного оборудования; - особенности взаимоотношений основных протетических материалов и организма больного; - место ортопедической стоматологии в здравоохранении страны; основные директивные документы, принимаемые в этой области; правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием; вопросы охраны труда и окружающей среды; - роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта; методы и средства гигиены полости рта; - принципы обследования больных врачом-стоматологом; значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний; рентгеновскую семиотику заболеваний зубов и околозубных тканей; - способы препарирования твердых тканей зуба; методы обезболивания и реанимации в условиях стоматологической клиники; показания и противопоказания к амбулаторным стоматологическим операциям; -клиническую картину и методы ортопедического лечения больных с патологией твердых тканей, частичной и полной потерей зубов, заболеваниями пародонта, повышенной стираемостью, патологией височно-нижнечелюстного сустава; - принципы профилактики, обследования, диагностики и комплексного лечения при зубочелюстных деформациях и аномалиях зубов и челюстей; - морфологические изменения жевательно-речевого аппарата при ортопедическом и ортодонтическом вмешательствах; механизмы действия, особенное конструирования и элементы технологии ортодонтических аппаратов; основные технологические процессы ортопедических конструкций; - вопросы адаптации к протезам и ортодонтическим конструкциям и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции; показания к протезированию; принципы подготовки полости рта к ортопедическим вмешательствам; студент должен уметь: - проводить обследование жевательно-речевого аппарата, включая обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, региональной лимфатической системы; зондирование зубов, патологических зубодесневых карманов, перкуссию и термодиагностику зубов; оценку окклюзионных контактов; антропометрическое исследование лица и моделей челюстей; определение подвижности и податливости слизистой оболочки полости рта, а также степени патологической подвижности зубов и атрофии тканей при функциональной перегрузке пародонта; - проводить анализ обзорных панорамных, прицельных детальных и контрастных рентгенограмм, телерентгенограмм, томограмм, миограмм; снятие оттисков и получение моделей челюстей; - определять центральную окклюзию и центральное соотношение челюстей; - осуществлять ортопедическое вмешательство при дефектах, деформациях и аномалиях зубов и челюстей, выбирая метод лечения и конструкции аппаратов и протезов; - моделировать из воска аппараты и протезы и готовить индивидуальные ложки, - производить проверку, коррекцию и фиксацию различных аппаратов и протезов (искусственных коронок, полукоронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных съемных протезов, временных и постоянных шинирующих конструкций и ортодонтических аппаратов); проверять их конструкции, снимать искусственные коронки и мостовидные протезы; - оформлять различную медицинскую и финансовую документацию; - осуществлять организационно-методическую работу; осваивать новые эффективные методы и приемы диагностики и лечения; обеспечивать профилактический уход за стоматологическим инструментарием и оборудованием и устранять мелкие неисправности; - руководить деятельностью среднего и младшего медицинского персонала; вести санитарно-просветительную работу среди населения; - использовать медицинскую, учебную и нормативную справочную литературy для решения профессиональных задач; - соблюдать правила охраны труда и техники безопасности. 4. Перечень примерных тем по санитарному просвещению
P.S. За время практики каждый студент должен провести не менее 1 беседы с больными или участвовать в подготовке санлистков, стенгазет и пр.мероприятий, проводимых лечебным учреждением в плановом порядке.. .Комментарии руководителя базы практики по активности студента в такой работе должны найти свое отражение в характеристике.. 5. Перечень примерных тем для написания реферативного сообщения для врачебной конференции на базе практики Обезболивание в ортопедической стоматологии. Сравнительная оценка методов обезболивания. Уменьшение эмоционального напряжение больных на стоматологическом приеме.
P.S. За время практики каждый студент должен подготовить 1 реферат объемом не менее 10 с формата А4, выступить с ним на врачебной конференции лечебного учреждения и представить на зачет за подписью руководителя базы практики .Комментарии руководителя базы практики по реферативному сообщению должны найти свое отражение в характеристике студента. 6. Формы контроля прохождения практики 1. В течение практики студент ежедневно заполняет дневник по рекомендованной кафедрой форме: - нумерация принятых больных - сквозная на протяжении всей практики; - на первичного больного все графы дневника заполняются полностью; - на повторного больного в данной графе после фамилии делается пометка «повторный» и ссылка на номер, под которым этот больной значится при первичном приеме. Например: см. № 7. Из последующих граф при повторном приеме заполняется лишь - «что сделано». Объем проделанных манипуляций излагать кратко, но четко. 2. Руководитель практики, заведующий отделением ежедневно контролируют лечебно-диагностическую работу студентов. 3. По окончании практики студент получает характеристику от непосредственного руководителя, где он работал, подписанную главным врачом и заверенную круглой печатью организации. 4. Итоговый уровень практической подготовки студентов будет оцениваться во время зачета. 7. Проведение зачета по производственной практике Место, время и дата проведения зачета по окончании производственной практики проходят в сроки согласованные с учебным отделом. Проведению зачета по практике предшествует оформление документации, включая отзыв и сводный отчет базы практики, заверенный подписью и печатью руководителя учреждения. На зачет студент представляет: 1) «Дневник производственной практики по ортопедической стоматологии», оформленный соответствующим образом (см. ниже). Оформление дневника играет существенную роль, поскольку это позволяет определить уровень зрелости клинического мышления студента факультета стоматологии и медицинских технологий и его аккуратность ведения документации; 2) материалы научно-исследовательской работы в виде реферата (слайдов, презентации пр.), которые, также как и дневник, характеризуют мотивированность в получении знаний и умений студента. Таким образом, фактически зачет предусматривает обсуждение со студентом в пределах 30 - 45 мин: - результатов его деятельности, изложенных в «Дневнике производственной практики по ортопедической стоматологии» и в реферате (презентации и пр.), - знание 3 - 4 практических вопросов (см. ниже) с комментариями на примерах, отраженных в дневнике практики. Оценка за практику («зачтено», «незачтено») фиксируется куратором-руководителем летней производственной практики в специальной ведомости с последующим своевременным представлением ее в деканат факультета. Производственная практика не засчитывается в случае: - грубого нарушения студентом правил внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения; - нарушения норм этики и деонтологии в лечебном учреждении, - отсутствия дневника по практике; - при невыполнении минимума манипуляций, предусмотренных программой практики. При незачтенной практике куратор-руководитель летней производственной практики по ортопедической стоматологии представляет на имя зав.учебным отделом Факультета стоматологии и медицинских технологий служебные записки на следующий (после зачета) день. Перечень вопросов, имеющих выраженную практическую направленность для подготовки к зачету по практике:
8. Список литературы, рекомендованный для использования во время летней производственной практики 1. Трезубов В.Н., Арутюнов С.Д., Мишнев Л.М. и др. Стоматология: Учебник для системы послевузовского профессионального образования врачей-стоматологов /Под ред. проф. Трезубова В.Н.и проф. Арутюнова С.Д.. М.: МедКнига. 2003 – 580 с.ил. 2. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнёв Л.М. Ортопедическая стоматология (Факультетский курс): Учебник для медицинских вузов -8-е изд., перераб. и доп. –- СПб: «Фолиант». – 2010. - 656 с. 3. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса. Учебник для медицинских вузов- Изд-е 4-е, испр. и доп. М., МЕДпресс-информ – 2011. - 416 с. 4. Трезубов В.Н., Мишнёв Л.М, Незнанова Н.Ю., Фищев С.Б Ортопедическая стоматология. Технология лечебных и профилактических аппаратов: Учебник для медицинских вузов. Изд-е 3-е, испр. и доп. М., МЕДпресс-информ –– 2011. - 320 с. 5. Трезубов В.Н., Мишнев Л.М., Жулев Е.Н., Трензубов В.В. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение. Изд-е 4-е, испр. и доп. М., МЕДпресс-информ -2011. - 384 с. 6. Трезубов В.Н., Мишнёв Л.М., Сапронова О.Н. Энциклопедия ортопедической стоматологии:/ Под ред. з.д.н. РФ, проф. В.Н. Трезубова. – СПб: «Фолиант»- –– 2007. - 664 с. 7. Трезубов В.Н., Мишнёв Л.М. Прикладная анатомия жевательного аппарата. Учебное пособие./под ред.проф.В.Н.Трезубова. СПб.: СпецЛит – 2001. -78 с. 8. Ортопедическое лечение с применением металлокерамических зубных протезов. Учебное пособие / Под ред. з.д.н. РФ, проф. В.Н. Трезубова, М., ООО «МИА», 2007, 200 с 9. Трезубов В.Н., Мишнёв Л.М., Соловьёв М.М., Краснослободцева О.А Диагностика в амбулаторной стоматологии Учебное пособие:/под ред.проф. В.Н.Трезубова. СПб.: СпецЛит –– 2005. - 77 с 10. Трезубов В.Н., Мишнёв Л.М., Соловьёв М.М., Краснослободцева О.А Стоматологический кабинет: материалы, инструменты, оборудование. /Под ред. проф. В.Н.Трезубова, - 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит –– 2006. - 140 с. |
Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников... | Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения... | ||
Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | Методические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой... Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей... | ||
Методические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики... | Методические указания по дисциплине «Английский язык» Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях... | ||
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,... | Методические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)... Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,... | ||
Методические указания для выполнения контрольных заданий для студентов... Методические указания предназначены для студентов I курса фдо инженерных специальностей. В методических указаниях содержатся контрольные... | Методические указания и контрольные задания для студентов первого... Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого | ||
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических... Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для... | Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Методические указания к расчетно-графическому заданию для студентов... Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»... | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, экзаменационные... | Методические указания и контольные работы по английскому языку для... Учебно-методические указания разработаны преподавателем кафедры английского языка гуманитарных факультетов В. В. Гогенко, преподавателем... |