Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Южный Федеральный Университет»
Ростовский Государственный Университет
Факультет филологии и журналистики
Кафедра Романо-германской филологии
Вводно-фонетический курс немецкого языка Методические указания по практике немецкого языка
(как второго иностранного) для студентов второго курса
факультета филологии и журналистики
(специальность - романо-германская филология)
Ростов-на-Дону
2006
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского Государственного Университета. Протокол
Составители: доц. Бутусова А.С., доц. Фатымина В.Е., преп. Никитина М.В. Ответственный редактор: проф. Норанович А.И.
Данные методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики РГУ, романо-германского отделения, изучающих немецкий язык как второй иностранный. Целью методических указаний является помощь студентам в изучении практических основ фонетики немецкого языка.
Структура методических указаний предполагает комплексный и дифференцированный подход в изучении студентами предложенной темы как самостоятельно, так и под контролем преподавателя. Материал представлен следующим образом: система гласных немецкого языка, система согласных немецкого языка, ударение в слове, ударение в фразе и мелодика, тренировочные упражнения к данным разделам, направленные на закрепление полученных навыков.
Вводно-фонетический курс НЕМЕЦКИЙ АЛФАВИТ
A a Ä ä
[a:] [ε:]
|
B b
[be:]
|
C c
[tse]
|
D d
[de:]
|
E e
[e:]
|
F f
[εf]
|
G g
[ge:]
|
H h
[ha:]
|
I i
[i:]
|
J j
[jot]
|
K k
[ka:]
|
L l
[εl]
|
M m
[εm]
|
N n
[εn]
|
O o Ö ö
[o:] [ø:]
|
P p
[pe:]
|
Q q
[ku:]
|
R r
[εr]
|
S s
[εs]
|
T t
[te:]
|
U u Ü ü
[u:] [y:]
|
V v
[fao]
|
W w
[ve:]
|
X x
[iks]
|
Y y
[ypsilon]
|
Z z
[tsεt]
|
ЧТЕНИЕ НЕКОТОРЫХ БУКВ И БУКВОСОЧЕТАНИЙ сk читается как «k»: der Block
ch читается подобно русскому «х»:ах – auch,
либо подобно русскому «х’»: химия – das Licht
sch читается примерно как русское «ш»: die Schwiegermutter
st, sp читаются в начале слога примерно как русские сочетания «шт, шп»; в конце слога примерно как русские сочетания «ст, сп»: stehen, springen, но der Pianist, der Krisp
ß пишется после долгих гласных и читается как «s»: der Großvater
chs, x читаются как «ks»: wachsen, faxen
qu читается как «kw»: das Aquarium
dt читается как «t»: die Stadt
ti читается как «zi» в суффиксе –tion и в иностранных словах: die Konstruktion, der Patient
rh читается как «r»: Rhein
ph читается как «f»: der Philosoph
v читается как «f»; в иностранных словах перед гласной как «w»: der Vater, die Vase
Комментарий:
Гласные звуки
Немецкий язык относиться к языкам с богатой системой гласных звуков. В немецком языке имеется 16 гласных [a], [ə], [ε], [i], [o], [υ], [œ], [y], [a:], [e:], [ε:], [i:], [o:], [u:], [ø:], [y:] и 3 дифтонга [ai], [ao], [oø].
В отличие от русских гласных немецкие гласные различаются:
- по долготе, ср. Staat [∫ta:t] – Stadt [∫tat];
- по раствору, существуют закрытые и открытые гласные звуки, например, Beet [be:t]– Bett [bet];
- по наличию твердого приступа «Knacklaut», т.е. если немецкое слово или слог начинаются с гласного звука, то оно произносится жестко вследствие смычки, образуемой голосовыми связками, например, Affe [’afe], Anna [’ana], Ilse [’ilzə]. Гласный произносится долго, если: • он находится в открытом слоге: der Va-ter, die Stra-ße;
• он находится в закрытом слоге, который можно открыть – такой слог называется относительно закрытым: der Freitag –die Freitage, schön – schön; при произнесении производных форм слов необходимо отталкиваться от основной формы: fragt – fragen;
• после гласного следует h: der Sohn, fahren;
• гласный является двойным: der Staat, das Meer,das Boot;
• в сочетаниях ie или ieh: sie, das Vieh;
• гласный находится в конце слова: das Kino, das Klima, Amerika, da, so;
• в однослоговых неизменяемых словах за ним следует сонант: dem, den, er, wer, für, vor, но здесь есть много исключений, например, an, ab. Гласный произносится кратко, если: • стоит перед двойным согласным: die Mutter, der Neffe, kommen;
• в корне слова за гласным следуют два и более согласных, ck или х: die Tochter, der Onkel, der Enkel, die Nichte, der Zucker, das Taxi;
• в иностранном слове он находится в открытом безударном слоге: Phi-lo-so-phie, Re-pu-blik. [a:] – долгий открытый звук a der Vater
ah die Bahn
aa der Staat
[a] – краткий открытый звук a die Klasse, an, ab
Прочтите стихотворения вместе с преподавателем, выучите их наизусть.
a) Lieber das Halbe ganz als das Ganze halb. b)Herr von Kragen, c)Der Hase saß auf einer Bank,
darf ich´s wagen, Sein kleines A war etwas krank.
Sie zu fragen, Der Hase staunte wunderbar,
wieviel Kragen sie getragen Dass er nun eine Hose war.
als Sie lagen,
krank am Magen
im Spital von Kopenhagen? [e:] – долгий закрытый звук e der Weg
eh zehn
ee das Meer [ε:] – долгий открытый звук ä die Universität
äh die Ähre [ε] – краткий открытый звук e die Schwester
ä älter [ə] – краткий закрытый звук be- besprechen
ge- das Gedicht
в –en после m, n, η, l, r nehmen, nennen, singen, zahlen, hören
2. Прочтите стихотворения и найдите все звуки е. a)Eberhard Eben b)Heile-heile Segen,
Lebt von Reben. Sieben Tage Regen,
Von Reben? Sieben Tage Schnee.
Na eben. Es tut mir nimmer weh! c)Man muß das Leben eben nehmen, wie das Leben eben ist. e)Schläft der Schäfer, f)Auf dem Kähnchen fährt das Hähnchen,
dieser Schläfer, dreht ein Fähnchen sich im Wind.
sind die Schäfchen in Gefahr. Kähnchen, Hähnchen, Fähnchen
Fahren hin geschwind. [i:] – долгий закрытый звук i die Liga
ie sieben
ih ihr
ieh die Beziehung [i] – краткий открытый звук i bitte [о:] – долгий закрытый звук о groß
oh wohnen
oo das Boot [о] – краткий открытый звук о der Opa, die Oma 3. Прочтите стихотворение и выучите его наизусть. Hoch oben hängt der Mond,
Er hängt schon lange dort.
Man ist ihn schon gewohnt,
Doch oft ist er auch fort.
Nach H. Oess [u:] – долгий закрытый звук u der Bruder
uh die Kuh
[υ] – краткий открытый звук u die Suppe 4. Прослушайте стихотворение и поговорки, запишите их и выучите наизусть. a)Kurt gab Julchen einen Kuß
Unteräm Schirm beim Regenguß.
Julchen wurde sehr verlegen,
nahm es dann entsetzlich krumm.
Schaut sich nun, ist Kurt zugegen,
immerzu nach Regen um. b)Wer am Tage Gutes tut, hat am Abend guten Mut. c)In Ulm und um Ulm und um Ulm herum wachsen die uralten Ulmen. [ø:] – долгий закрытый звук ö schön
öh die Höhe [œ] – краткий открытый звук ö die Rolle 5. Повторите поговорку. Ehrgeiz und Flöhe springen gern in die Höhe. [y:] – долгий закрытый звук ü natürlich
üh der Frühling [y] – краткий открытый звук ü füllen
y Ypsilon
6. Прочтите поговорку. Die glühenden Hügel glühten natürlich vor der müden Mühle. Der Bach führte wie üblich viel kühles Wasser. Дифтонги [] ei mein [] au auch [] eu neun
ai Mai äu Häuser
ey Meyer
ay Bayern 7. Прослушайте стихотворение и поговорки, запишите их и выучите наизусть. a)Wenn Mai ist, soll Mai sein. b)Sogar heute gibt es viele schöne Leute.
Wer nicht frei ist, soll frei sein.
Abends soll Wein sein.
Wer liebt, soll nicht allein sein- c)Klaus und seine Frau haben Aussicht
Im Oktober sind die Äpfel reif auf eine Neubauwohnung.
Und die Trauben.
Wer zwei Hände hat, greif
Und brate sich zwei Tauben. 8. Прочтите вместе с преподавателем, обратите внимание на долготу и краткость гласных. [a:] [a] [o:] [o] da dann Ofen offen
Wahn wann Sohn Sonne
Kahn kann Wohne Wonne
Kam kamm Bohrt Bord
Tat Takt bog Bock
[ε:] [ε] [e:] [ε] Väter Vetter Beet Bett
Näht nett wen wenn
Tränen trennen Weg weg
Räte rette eben Ebben
Kähne kennen den denn
[i:] [i] [u:] [u] Miete Mitte Mut mutt
schief Schiff Stuhl Stulle
ihm im pulen Pulli
ihn in Kuli Kuller
Friede Fride Kohl Koll. (от Kollege) [y:] [y] [ø:] [œ] Kühe Küche Höhe Hölle
wühlen wünschen ölig wölbig
üben üblen Stößer Gössel
rügen Rücken höflich köstlich
Lüge Lücke fröhlich göttlich 9. Прочтите, подчеркните долгие и краткие гласные. Прочтите вслух. Wasser, Gast, Tag, Sprache, lichen, Gabel, alt, wahr, Lampe, Sache, Rat,
Baden, Katze, Dampf, Apfel, satt, Bahn, Straße, lassen, backen, Dach. Wort, dort, rot, Ost, Note, kommen, groß, Monat, Ort, morgen, Monntag, oft,
Brot, wo, vor, schon, loben, Mode, Kohl, sollen, Woche, Dom, Wolke. Berg, fett, Bär, treffen, gehen, Ende, leer, Bäcker, Schnee, Eva, Neffe, Text,
Werk, See, lesen, fern, brennen, sehr, Lärm, Käse, Käfer, März, Geld. Fisch, Schiff, tief, Spiel, billig, Dienst, Kiefer, Liste, frisch, nie, Blick,
Dill, sitzen, riechen, viel, Kirschen, liegen, Licht, wild, Sieg, Irrtum. Uhr, nur, suchen, Buch, Tuch, Krug, Mund, Kuckuck, Spur, Rubel,
Kunde, Ruhm, Brunnen, Pulver, Stufe, Kuchen, Burg, Kuh, Schmuck. Löwe, mögen, lösen, stören, Töchter, böse, Wörter, Köpfe, hören, Öl,
Höhe, können, Dörfer, öffnen, Vögel, König, Löcher, gewöhnnen. Tür, für, zurück, Bühne, müssen, Küche, fünf, Küssen, führen, fühlen,
Füllen, Brücke, Lücke, kühn, Hüte, Stück, Hühne, Düne, pflücken. |