Скачать 314.53 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом министерства образования и науки Самарской области от 15.04.2011 № 62-од Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «воспитатель» Содержание
Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «воспитатель» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Аттестация педагогических работников по должности «воспитатель» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должности, требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Цель квалификационных испытаний – оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационной категории (первой или высшей). Квалификационное испытание проводится в форме письменного экзамена (тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков: А. Правовой В. Психолого-педагогический С. Предметно-методический D. Информационно-коммуникативный Общее количество тестовых заданий 21. Основная форма тестовых заданий – задания закрытого типа (задания множественного выбора, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности действий/операций). Правильное выполнение тестового задания оценивается 1 баллом. За правовой блок максимальный балл – 3, за психолого – педагогический блок – 6, за предметно-методический – 8, за информационно-коммуникативный – 4. Положительное заключение о сдаче квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%. Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90 %. Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационных испытаний, набора примерных заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет - источников. Содержание программы квалификационных испытаний Правовой блок Закон Российской Федерации «Об образовании». Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Основные принципы российской образовательной политики: обеспечение доступности образования; повышение качества образования; обеспечение структурных изменений системы образования; расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: внедрение инновационных технологий в образование, повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, осуществление предшкольной подготовки, более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010): переход на новые образовательные стандарты, обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации, изменение инфраструктуры ДОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ДОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ДОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов), сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому). Конвенция о правах ребенка: обеспечение интересов и прав детей, создание условий для его развития, защиты; признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24. Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание деятельности дошкольного учреждения, комплектование дошкольного учреждения, организация образовательного процесса, управление дошкольным учреждением, имущество и финансирование учреждения. Внедрение нормативного документа в деятельность дошкольного учреждения. Дошкольные образовательные учреждения: организационно-правовые формы, виды дошкольных учреждений. Правовые основы функционирования дошкольного образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Общие требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанника. Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: принципы, которым должна соответствовать программа, структура основной образовательной программы, соотношение обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья воспитанников. Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы. Нормативно-правовая база социальной защиты воспитанников в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников. Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса. Психолого-педагогический блок Современные требования к профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения. Определение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Требования к профессиональной компетентности воспитателя. Критерии психолого-педагогической грамотности, технологической культуры и методической компетентности воспитателя ДОУ. Теоретические знания, профессиональные умения и навыки. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагога. Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения детей. Возрастная периодизация, её значение для развития ребёнка от одного возраста к другому. Принципы индивидуального подхода (проектирование личности как основа индивидуального подхода, опора на положительное в ребенке, авансирование успеха в поведении, деятельности и т.д.). Условия, необходимые для развития индивидуальных качеств детей (гуманное отношение, интерес и уважение к личности ребенка, стимулирование активности, самостоятельности, эмоциональная поддержка разнообразия содержания форм, средств, методов воспитания и обучения, создание "развивающей среды"). Индивидуальный подход к нестандартным детям: одаренным и "трудным". Характеристика нестандартных детей. Учет половых особенностей в воспитании мальчиков и девочек, в организации их деятельности. Психолого-педагогическая характеристика деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Характеристика основных видов детской деятельности и условия их развития. Психологические предпосылки развития основных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Значение различных видов деятельности для психического развития дошкольника. Психолого-педагогические подходы к организации деятельности дошкольника. Психолого-педагогические основы игровой деятельности. Определение и характеристика игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребёнка. Становление игры в раннем и дошкольном возрасте. Уровни развития игровой деятельности. Современные требования к детской игрушке, её развивающий потенциал. Требования к организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Организационно-методические особенности современных форм организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Реализация образовательной работы через непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. Особенности комплексно-тематического подхода в организации образовательного процесса. Игровые формы организации образовательного процесса в ДОУ. Личностно ориентированная модель образования дошкольников: принципы, методы и формы. Диагностико-аналитическая и коррекционная деятельность воспитателя дошкольного учреждения. Понятие «диагностика», «аналитика», «коррекция». Основные направления, задачи и функции педагогической диагностики и коррекции. Комплексный подход в системе психолого-педагогического мониторинга на предмет достижения планируемых результатов освоения программы. Итоговые и промежуточные результаты. Объект мониторинга (физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка), периодичность мониторинга, длительность. Методы психолого-педагогической диагностики (игра, наблюдение, беседа, анкетирование, тесты др.). Ключевые компетентности как результат образования. Место ключевых компетентностей в составе образовательного результата воспитанников. Классификация ключевых компетентностей. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей. Развивающая среда дошкольного учреждения как важное условие развития ребёнка. Роль развивающего окружения в развитии ребёнка. Принципы и требования к построению развивающей среды в дошкольных учреждениях. Особенности организации и оснащения центров (уголков, зон) детской деятельности в разных возрастных группах. Оформление ландшафта территории дошкольного учреждения. Социальная развивающая среда в дошкольном учреждении. Психолого-педагогические основы внедрения здоровьесберегающей системы в современном дошкольном учреждении. Здоровьесберегающая система в дошкольном учреждении – главное условие обеспечения качества дошкольного образования. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Системный подход к планированию педагогического процесса в дошкольном учреждении. Значение и сущность планирования в системе работы воспитателя дошкольного учреждения. Планирование образовательного процесса: виды, принципы, требования, формы. Реализация диагностико-аналитического подхода к планированию образовательной работы с дошкольниками. Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования. Формирование готовности детей к обучению в школе. Принципы, цели и задачи преемственности дошкольного и начального образования. Направления в работе по преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой. Общая и специальная готовность ребенка к школе. Система работы воспитателя по формированию психологической, морфофункциональной, интеллектуальной, личностной готовности детей к обучению в школе. Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Значение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в интересах ребёнка. Ориентация деятельности дошкольного учреждения на запросы семьи. Современная семья и её характерные особенности. Педагогические установки родителей. Основные направления сотрудничества детского сада и семьи. Методы изучения семейного воспитания. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Культура общения воспитателей с родителями. Построение позитивной коммуникации. Предметно-методический блок Развитие детей раннего возраста. Задачи и содержание воспитания детей первых лег жизни: физическое, умственное, предпосылки нравственного и предпосылки эстетического развития. Закономерности развития детей раннего возраста (быстрый темп физического и психологического развития, их взаимосвязь, приобретение первоначального социального опыта, привычек поведения, эмоциональность ребенка, потребность в индивидуальном контакте со взрослыми и др.). Психофизические особенности детей, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению (пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражательность и внушаемость, развитие потребности в получении впечатлений, двигательной активности, общении). Современные подходы к организации физического воспитания дошкольников. Определение физического воспитания. Задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) и принципы физического воспитания. Условия организации и средства физического воспитания дошкольников. Содержание и формы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Формы организации активного отдыха дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Система взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в осуществлении физического воспитания дошкольников. Технологии физического воспитания в детском саду. Основные направления и эффективные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Факторы, определяющие умственное развитие детей (биологические и социальные). Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников. Особенности работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной активности. Характеристика основных методов и приемов формирования умственной активности у дошкольников (дидактические игры, игры-головоломки, моделирование, проблемные и поисковые ситуации, опыты, вопросы проблемного характера и т. д.). Проблемно ориентированный характер руководства детской познавательной деятельностью. Обучение дошкольников способам решения познавательных задач. Задачи и содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определение социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и принципы. Условия социально-нравственного воспитания дошкольников. Детско-взрослое сообщество как важнейший социализируюший фактор. Содержание социально-нравственного воспитания в детском саду. Методы и приёмы в разных возрастных группах, ориентированные на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Содержание, формы и методы трудового воспитания в разных возрастных группах. Определение трудового воспитания. Задачи трудового воспитания дошкольников. Условия в дошкольном учреждении и семье, обеспечивающие трудовое воспитание ребёнка-дошкольника. Виды детского труда и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах. Формы организации труда (поручения, дежурства, коллективный труд). Методика руководства процессом выполнения трудового задания. Система эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Определение эстетического воспитания. Задачи и принципы эстетического воспитания дошкольников. Условия и средства эстетического воспитания в дошкольном учреждении. Основные формы и методы эстетического воспитания дошкольников. Система работы педагога по формированию у дошкольников эстетического сознания, художественных умений и навыков, художественных способностей. Экологическое воспитание дошкольников: задачи, основное содержание, формы и методы реализации. Понятие «экологическое воспитание». Цель и задачи экологического воспитания дошкольников. Основное содержание экологического воспитания. Создание условий для экологического воспитания в современном детском саду. Экологизация развивающей среды и различных видов детской деятельности. Формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников. Сотрудничество с семьёй в экологическом воспитании дошкольников. Общение и речь: пути и средства реализации программных задач. Общие подходы к реализации программных задач. Развитие форм общения у детей. Развитие связной речи, звуковой культуры, формирование грамматического строя речи, развитие словаря. Обучение грамоте. Методические и технологические аспекты формирования у дошкольников элементарных математических представлений. Цели и задачи, условия предматематического развития дошкольников. Содержательные компоненты образования в разных возрастных группах. Формы работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений. Методы и приёмы формирования элементарных математических представлений дошкольников. Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивающий потенциал познавательно-исследовательской деятельности. Условия активизации познавательно-практической деятельности дошкольников. Формы организации познавательно-практической деятельности. Эффективные методы и приёмы обучения общим способам познавательной деятельности. Экспериментирование как эффективная форма познания. Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников. Виды детской изобразительной деятельности, их воспитательное и развивающее значение (рисование, лепка, аппликация, конструирование, дизайн). Условия развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Формы организации детской изобразительной деятельности в разных возрастных группах. Эффективные методы и приёмы формирования у дошкольников изобразительных навыков и умений. Взаимодействие с семьёй в развитии изобразительных способностей дошкольников. Методика руководства творческими играми дошкольников в разных возрастных группах. Классификация творческих игр дошкольника и их качественная характеристика. Отличительные особенности и место сюжетно-ролевой игры в деятельности дошкольников разных возрастных групп. Структурные и содержательные компоненты сюжетно-ролевой игры. Система организуемой воспитателем предварительной работы по развитию сюжетов и содержания детских игр. Обучение игровым ролевым действиям. Прямые и косвенные приёмы руководства творческой игрой. Подбор приёмов руководства с учётом особенностей возраста. Место творческих игр в образовательном процессе дошкольного учреждения. Планирование руководства творческими играми. Методика руководства играми с правилами в разных возрастных группах. Значение игр для психофизического развития ребёнка. Классификация и характеристика игр с правилами. Виды и структурные компоненты дидактических и подвижных игр. Создание условий для активизации игровой деятельности воспитанников. Методика руководства играми с правилами в разных возрастных группах. Планирование руководства дидактическими, развивающими и подвижными играми. Эффективные методы и приёмы руководства художественно-речевой деятельностью детей дошкольного возраста. Значение и развивающий потенциал художественно-речевой деятельности. Задачи художественно-речевого развития детей дошкольного возраста. Условия активизации и содержание художественно-речевой детской деятельности. Система эффективных педагогических приёмов руководства художественно-речевой деятельностью детей в разных возрастных группах. Художественно-речевая культура педагога. Организационно-педагогические и методические аспекты руководства театрально-игровой деятельностью дошкольников. Значение театрально-игровой деятельности для развития детей. Задачи руководства театрально-игровой детской деятельностью. Условия активизации театрально-игровой деятельности детей. Виды театров. Методы руководства театрально-игровой деятельностью детей в разных возрастных группах. Система эффективных педагогических приёмов. Этапы работы над литературно-художественным произведением. Подготовка театрального спектакля с участием детей. Система работы воспитателя по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. Условия безопасной жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Система государственных требований к их обеспечению. Основное содержание работы с дошкольниками по основам безопасности. Эффективные методы и приёмы обучения правилам безопасного поведения. Формы организации работы с детьми по основам безопасности. Актуальные направления работы с родителями по обеспечению безопасной жизнедеятельности дошкольников. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Понятие экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Цели, методы, формы и средства экономического образования в детском саду. Взаимодействие с семьей: направления деятельности и формы работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста. Информационно-коммуникативный блок Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников. Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе ДОУ. Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на предметно-профессиональную деятельность педагога ДОУ, цифровые образовательные ресурсы. Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью деятельности воспитателя средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования; подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики; приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты); приемы построения графиков и диаграмм; методика создания педагогически эффективных презентаций (к занятию, празднику, выступлению на педсовете, докладу и т.п.). Простейшие приемы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: приемы коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; приемы вывода изображений на печать, записи на CD. Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности воспитателя ДОУ: приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; приемы работы с электронной почтой; приемы работы с файловыми архивами. Примерные тестовые задания
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) На выполнение комплексного информационного теста дается 1 час (60 минут). Комплексный информационный тест состоит из 21 тестового задания. Основная форма тестовых заданий: задания с выбором ответов (тесты закрытого типа), задания на установление соответствия. Правила оформления ответов представлены в таблице.
Список рекомендуемой литературы и Интернет-источников |
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 14 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 13 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 17 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 15 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 14 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 17 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию теста. Левина Ирина Анатольевна 243-577-129... Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе | Инструкция по выполнению теста Тест состоит из 90 утверждений (вопросник),... Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста | ||
Инструкция по установке 5 Инструкция по использованию программного обеспечения 6 Лабораторная работа № Моделирование функционирования алу при выполнении операции сложения/вычитания над числами с фиксированной точкой... | План работы школьной библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного... ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного... | ||
Инструкция по выполнению работы Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 8 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс.... | Инструкция по выполнению работы Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 9 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс.... | ||
Инструкция для учащихся 8 класса по выполнению итогового теста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | Инструкция по выполнению работы ... |