Скачать 270.92 Kb.
|
ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению.
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход в обучении. Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен: *Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме. *Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов. *Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов. *Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации. *Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике. *Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. *Поощрять критическое мышление учащихся. *Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса учащихся к проблеме. *Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности. Основные исследовательские умения и навыки, которые должны быть у выпускника основной школы: Мыслительные умения и навыки. 1.Совершенствовать умение анализировать учебную информацию вербального, практического и аудиовизуального характера в классной и домашней работах. *Учиться анализировать информацию, полученную во внеклассной работе познавательного характера. *Упражняться в анализе учебной информации более широкого, чем это было ранее, объема (нескольких параграфов, учебной темы, однородных понятий в разных учебных предметах). *Анализировать межпредметные связи, указанные в учебных программах, результаты познавательной деятельности товарищей по опорному конспекту, логической схеме. *Формировать умение выполнять целостный анализ единства содержания и формы при изучении художественных и публицистических произведений. *Знакомиться с приемами проблемного анализа информации на примере объяснения учителя. 2.Совершенствовать умение выделять главное в классной и домашней работах вербального, практического и аудиовизуального характера. *Учиться выделять главное во внеклассной работе познавательного характера (по критерию цели; с какой точки зрения главное?). *Пользоваться правилом-ориентиром выделения главного. *Учиться составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста. *Переносить умение выделять главное на усвоение материала нескольких параграфов, небольшой темы. *Применять различные типы сравнения. *Всесторонне сравнивать учебную информацию вербального и аудиовизуального характера в классной и домашней работах, во внеклассной деятельности. *Учиться сравнивать информацию более широкого объема (двух параграфов, вопроса в пределах темы, понятий межпредметного характера), сравнивать учебно-познавательную и практическую деятельность (свою и одноклассников), в том числе и методы работы с помощью средств обучения (записей уроков на видеомагнитофон, лингафонных средств, карточек и т. д.). *Сравнивать коммуникативные, организационные, мотивационные компоненты деятельности (своей и товарищей), давать оценки по результатам проведенного сравнения. *Применять имеющиеся ориентирующие модели и схемы сравнения, учиться составлять план и правила сравнения в парной и самостоятельной работе. 3.Совершенствовать умение обобщать различную информацию вербального и аудиовизуального характера. *Применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний. *Учиться использовать различные средства для обобщения информации, полученной в учебной и внеклассной работе познавательного характера. *Обобщать информацию более сложного характера и широкого объема: двух параграфов, темы, несложных межпредметных связей; составлять более сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы, модельные схемы. *Учиться обобщать умения и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы, трансформировать данные средства обобщения. *Ознакомиться с видами проблемного обобщения. 4.Осваивать, применять структуру и правила логического определения, объяснения, описания, знакомиться с характеристикой понятий. *Исправлять неправильные определения товарищей. *Закреплять умение определять понятия в различных видах деятельности. 5.Совершенствовать умение конкретизировать различную информацию. *Использовать различные приемы и виды конкретизации для закрепления и применения знаний, умений и навыков. *На основе планов, характеристик, схем, моделей реконструировать конкретную информацию. *Совершенствовать умение наблюдать. *Учиться связно излагать мысли в виде рассказа и отчета (как письменного, так и устного). 6.Совершенствовать опыт индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии, знакомиться с дедуктивными способами доказательства и опровержения. *Овладевать полной структурой доказательства. *Учиться строить доказательство в связном рассуждении, в отчете по лабораторной и практической работам, в анализе рассуждения товарища. *Решать познавательные задачи в несколько действий, доказывать выбор хода в дидактической игре. *Осваивать образцы проблемного доказательства (в рассказе учителя, в учебнике, несложном учебном фильме, диалоге). 7.Формировать опыт понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций, учиться рассматривать предмет с раз личных точек зрения, видеть новые функции и целостную структуру объекта, самостоятельно строить гипотезы и план решения проблем, формулировать аналогичные проблемы. *Сравнивать различные пути решения, учиться оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма. *Проверять и уточнять результаты решения. *Осуществлять внутрипредметный перенос знаний и приемов работы на решение новых проблем. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации. 1. Самостоятельно выполнять задания воспроизводяще-творческого характера, осваивать решение отдельных видов поисковых задач. *Выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале. *Обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних работ. *Пользоваться сформированным приемом выделения главного. *Передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы типовых отчетов. *Уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы. 2. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта. *Воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Планирование содержания учебного проекта (исследования) и этапов его проведения. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Систему работы учителя с неуспевающими учащимися, оставленными на повторный курс обучения, учащимися, имеющими высокую мотивацию... | Тема Срок Обработка практических навыков по организации индивидуальной работы с учащимися и групповых форм работы с учащимися | ||
Папка классного руководителя Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями | Урока №5 Предлагаю открыть технологическую карту, познакомиться с темой и планом работы на уроке (стр. 6 и 15). Формулирую вместе с учащимися... | ||
Диплом участника, сертификат публикации статьи 2011,2012,2013 с учащимися... Мониторинг участия педагогических работников (в том числе с учащимися) в сетевых конкурсах | План работы с одарёнными и мотивированными учащимися лицея на 2013-2014 учебный год период Выступление на августовском педсовете с сообщением о работе с одарёнными учащимися за отчётный период | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпускная работа предназначена для учителей истории, работающих с учащимися 9-11 классов, некоторые работы фрагменты могут быть использованы... | Организация учебной деятельности учащихся на урок Ся по степени заинтересованности и, как следствие, по уровню подготовленности. Преподавателю приходится работать одновременно с учащимися,... | ||
Тема: «Мониторинг качества образования» Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью урока является усвоение учащимися материала курса химии на уровне компетенции посредством самостоятельного изучения теоретического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью урока является усвоение учащимися материала курса химии на уровне компетенции посредством самостоятельного изучения и презентации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Календарный план Областных и межрегиональных мероприятий с учащимися... Календарный план городских мероприятий и массовых мероприятий одэбц на 2009г. Мероприятия с учащимися 9 | ||
Доклад директора школы №75 в работе с учащимися школа руководствуется... В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом... | Самообразования «Развитие речи младших школьников на уроках русского... Теряева Татьяна Евгеньевна – учитель высшей квалификационной категории, имеющий педагогический стаж – 21 год, стаж работы в данной... |