Скачать 0.62 Mb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ: I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………...3 Введение…………………………………………………………………………..3 Содержание дисциплины……………………………………………………….7 Основные нормативные акты………………………………………………...11 Основная литература…………………………………………………………..11 Дополнительная литература………………………………………………….13 Интернет и электронные ресурсы …………………………………………….14 II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………………17 Введение…………………………………………………………………………17 Цели, задачи и формы преподавания дисциплины………………………...17 Учебно-тематический план…………………………………………………...24 Содержание дисциплины по видам учебных занятий……………………..26 Тематика рефератов, докладов, сообщений, обзоров……………………...34 III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………36 Введение…………………………………………………………………………36 Вопросы к зачету……………………………………………………………….38 IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (ВЫПУСКНИКОВ)…………………………………………………………….42 V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………42 Применение компьютерной сети, электронного обучения, специальных программ………………………………………………………………………...42 Семинарские занятия и электронное обучение…………………………….43 Электронное портфолио студента……………………………………………44 Самостоятельная работа……………………………………………………...44 Тестирование……………………………………………………………………45 Балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов……………...45 Написание реферата……………………………………………………………46 Рекомендации по написанию и библиографическому оформлению письменных научных работ…………………………………………………...47 Текущий контроль успеваемости…………………………………………….48 Контрольные задания межсессионного, итогового и срезового контроля знаний……………………………………………………………………………49 Информационные системы и базы данных: учебно-методический комплекс (направление 030900 – Юриспруденция) / сост. Л.В. Нестерова //af.sgap.ru [Электронный ресурс] – Астрахань: Филиал Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – 49 с. I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Введение Стремительное развитие информационных технологий в конце 20-го века привело к проникновению современных методов сбора, передачи, обработки, хранения и поиска документов в различные сферы профессиональной деятельности человека. Расширение и углубление информатизации человеческой деятельности придает знаниям обработки информации общекультурную ценность. Ключевым понятием данного курса является понятие информационная система, которое определяется Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Основной задачей ИС является удовлетворение информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области создания баз данных и использования информационных систем в юриспруденции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция». Цель преподавания дисциплины - ознакомить с системами справочной правовой информации, принципами организации информации в их базах данных, научить приемам работы с системами и использования в практических и аналитических исследованиях. Примеры документированной информации - законы, кодексы, указы, постановления и другие законодательные, директивные, служебные материалы, федеральных или региональных органов законодательной, исполнительной, судебной власти. В число рабочих документов, используемых юристами, правоведами, законодателями, работниками правоохранительных органов и органов юстиции, входят многочисленные шаблоны, бланки, формы и т.п. Задачи дисциплины
Требования к освоению компетентностей учебной дисциплины Освоение программы обеспечивает выпускнику следующие общекулътурные компетенции (ОК). Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3) - студент должен знать: - перспективные направления разработки и применения средств информационных систем и коммуникационных технологий в юриспруденции; уметь: - использовать информационный поиск и коммуникационные технологии в образовательной и профессиональной деятельности; владеть навыками: - работы с современными средствами коммуникации в профессиональной деятельности; Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (в части ОК-10) - студент должен знать:
владеть навыками: - передачи созданных и подобранных (систематизированных) документов другим пользователям. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11) - студент должен знать: - основные принципы создания и функционирования информационных систем в правовой сфере, уметь: - извлекать, сохранять, классифицировать документы и выборочную информацию из информационных систем и баз данных, владеть навыками:
- отечественный и зарубежный опыт создания и применения информационных ресурсов Интернета; уметь: оценивать качество информационных ресурсов Интернета; владеть навыками: - построения запросов и сохранения результатов при поиске информации в информационных ресурсах Интернета. Освоение программы обеспечивает выпускнику следующие профессиональные компетенции (ПК). Владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7) - студент должен знать: - виды юридических документов, предоставляемых информационными системами и базами данных; уметь:
Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) - студент должен знать: - типовые основные и дополнительные реквизиты документов; уметь: пользоваться формами описания свойств искомого документа и предлагать свои параметры описания нового документа; владеть навыками: - построения запросов и выбора метода поиска информации в информационных системах и базах данных. Должен быть готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов (ПК-14). Студент должен: знать: ресурсы-источники проектов нормативных правовых актов; уметь:
Содержание дисциплины Тема 1. Информационные системы и базы данных. Технологии информационного поиска Системы связи и обмена информацией. Развитие информационных и коммуникационных технологий как фактор развития общества. Информационные технологии в сфере правовых отношений: этапы развитие. Информационные коммуникационные технологии в области государственного управления. Информационный поиск, понятие. Виды поиска. Методы поиска (Адресный, Семантический, Документальный, Фактографический). Запрос и объект запроса. Задачи информационного поиска. Оценки эффективности (Точность, Полнота, Выпадение). Специализированные информационные системы и базы данных в правоохранительных органах и органах юстиции. Справочные правовые системы и их применение. Информационные ресурсы и возможности, предоставляемые правовыми системами Виды поиска. Виды доступа (компакт-диск, сервер и учетная запись, сайт системы). Специфика поиска в библиотеке. Каталог. Библиотечная информационная система (база данных). Карточка поиска. Тема 2. Информационный поиск в Интернете Поисковые системы в Интернете. Поиск по типу (области) информации (новости, рисунки, карты, блоги, экономические данные). Поиск зарубежных источников, перевод. Результаты поиска, гнездо ссылки. Кеширование страниц и документов в поисковой системе. Карточка расширенного поиска. Операторы синтаксиса поисковой фразы. Поисковые каталоги. Статистика (топ-рейтинг) посещаемости сайтов, поисковая оптимизация. Метапоисковые системы. Крупные отраслевые и тематические источники в Интернете: порталы, специализированные поисковые системы, базы научных публикаций. Справочные и биографические ресурсы. Сайты международных организаций и учреждений, органов государственной власти и управления, региональных органов власти, местного самоуправления. Ресурсы научных, образовательных и других организаций и учреждений. Электронные библиотеки. Структура и внутренние темы сайтов. Сайты СМИ, политических партий, общественных и общественно-политических объединений и организаций, политических и государственных деятелей. Политические блоги и комментарии. Социальные сети и политика. СМИ и социальная журналистика. Научные и образовательные источники по социально-гуманитарным наукам. Интегральные архивы информации (базы данных), содержание и использование. Государственная политика информатизации: от «Электронной России» к «Информационному обществу». Сайты органов власти и электронного правительства. Электронные государственные и муниципальные услуги. Тема 3. Поиск и обработка информации в справочной правовой системе Гарант Сведения о системе Гарант, запуск, обновление, основное окно, доступ к информационным ресурсам; завершение работы, основные элементы интерфейса. Поиск по классификатору системы Гарант. Создание закладок. Сохранение найденных документов; связь с текстовым редактором Microsoft Word. Поиск по ситуации, по источнику опубликования, сортировка найденных документов. Поиск по реквизитам, по толковому словарю терминов; Создание папок пользователя. Формирование сложных поисковых запросов. Методы анализа документов справочной правовой системы Гарант по связям; ссылки на документ, из документа, на фрагмент, из фрагмента найденного документа. Методы мониторинга правовых документов. Машина времени, контроль изменений, новости. Приемы эффективной работы с документами. Контрольные задачи на поиск различной информации в СПС Гарант. Тема 4. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Сведения о системе «КонсультантПлюс», запуск, выбор информационной базы; основное окно поиска, доступ к информационным ресурсам; завершение работы, основные элементы интерфейса. Структура окна поиска. Создание папок пользователя. Создание папок для закладок. Поиск документов по реквизитам. Сохранение найденных документов; сохранение списков документов. Формирование сложных поисковых запросов. Приемы эффективной работы с документами. Поиск внутри документа. Формы документов в системе и их использование. Контрольные задачи на поиск различной информации. Тема 5. Информационно-правовая система «Кодекс» Сведения о системе «Кодекс», запуск, обновление, основное окно, завершение работы, основные элементы интерфейса. Документы и их представление в системе, структура документа, использование «ярлыков» и «юридической справки», многооконный режим работы. Папки пользователя и закладки, приемы эффективной работы с документами. Виды поиска документов: простой поиск, интеллектуальный поиск, в еженедельном обзоре; поиск по «судам», по «комплексу», по «делам» и др. Сохранение найденных документов; отправка в текстовый редактор Microsoft Word. Особые приемы поиска документов: формирование сложных поисковых запросов, использование «истории» и фильтров, использование гипертекстовых ссылок. Работа в разделах различной структуры. Использование встроенного и внешнего редакторов, использование буфера обмена. Работы с региональным законодательством на примере Астраханской области. Контрольные задачи поиска информации. Основные нормативные акты
Основная литература
|
Информационный бюллетень правового отдела гу мвд россии по Самарской... Нормативные правовые акты президента российской федерации, правительства российской федерации и иные нормативные правовые акты | Методические указания для студентов введение Программа предназначена для студентов-юристов ОмГУ. В ней представлены программа дисциплины «Уголовный процесс», нормативные акты... | ||
Рефератов по дисциплине «правоведение» Источники права, их виды. Нормативные правовые акты. Основные стадии законодательного процесса | Учебная программа дисциплины введение содержание дисциплины Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий | ||
Учебная программа введение Содержание дисциплины Рекомендуемая литература Контрольные задания для межсессионного, итогового и срезового контроля знаний | Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Нормативные правовые акты ко всем темам курса Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
Задача 1 13 Вариант 25 17 Вариант 27 17 8 Вопросы к зачету по дисциплине 19 Нормативные акты: 34 Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются... | Методические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «История... Федерации правовые нормативные акты; материалы судебной и арбитражной практики; правовые акты иностранных государств; отечественные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности | Лекции Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации | ||
Программа вступительного испытания по уголовному праву, криминологии и уголовному процессу Программа предназначена для студентов-юристов ОмГУ. В ней представлены программа дисциплины «Уголовный процесс», нормативные акты... | Курс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации... Научная принадлежность курса. Актуальность курса. Содержание и система курса: цель и основные задачи. Источники изучения дисциплины:... | ||
Содержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита... Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | Законодательные и нормативные акты Перечень основных электронных образовательных ресурсов, рекомендуемых для использования в образовательном процессе лицея №1 |