Скачать 336.37 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ: I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………...3 Введение…………………………………………………………………………...3 Содержание дисциплины…………………………………………………………5 Рекомендуемая литература……………………………………………………….6 Интернет и электронные ресурсы………………………………………………10 II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………………12 Введение………………………………………………………………………….12 Учебно-тематический план……………………………………………………..17 Содержание тем по видам учебных занятий…………………………………..18 Тематика рефератов, докладов, сообщений, обзоров…………………………24 III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………25 Введение………………………………………………………………………….25 Вопросы к экзаменам и зачетам………………………………………………...26 IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (ВЫПУСКНИКОВ)…………………………………………………………….27 V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………27 Методические указания к чтению лекций по дисциплине……………………27 Контрольные задания для межсессионного, итогового и срезового контроля знаний…………………………………………………………………………….29 Методические рекомендации и задачи к контрольным и самостоятельным работам…………………………………………………………………………...29 Защита информации: учебно-методический комплекс (направление 03050165 – Юриспруденция) / сост. Л.В. Нестерова //af.sgap.ru [Электронный ресурс] – Астрахань: Филиал Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – 33 с. I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Защита информации» Введение Цель преподавания дисциплины - ознакомить с приемами защиты электронной информации в профессиональной деятельности. Стремительное развитие информационных технологий в конце 20-го века привело к проникновению современных методов сбора, передачи, обработки, хранения и поиска документов в различные сферы профессиональной деятельности человека. К этому моменту собственно информатика оформилась как самостоятельная развитая научная дисциплина. В ее рамках стали формироваться прикладные направления, ориентированные на решение специфических задач, возникающих в узкопрофессиональной деятельности человека. Одним из подобных прикладных направлений является защита информации в электронной форме. Студент, освоивший программу, должен: - понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; - сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; - соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. Студент, освоивший программу, должен обладать следующей профессиональной компетенцией: владеет навыками подготовки юридических документов. Студент, освоивший программу, должен: владеть - приемами работы со свойствами электронных документов, файлов, папок; - навыками подготовки и защиты электронных юридических документов с использованием современных информационных технологий. уметь — вести поиск и исследование, осуществлять защиту информации, представленной в электронной форме; знать - законодательные и организационные (административные) меры защиты информации; - основы физической защиты информационных объектов: В преподавании используются электронные учебники, контроль знаний (тестирование). Виды самостоятельных работ и методические указания к их выполнению описаны далее в соответствующих разделах. 1. Содержание дисциплины Тема 1. Основные понятия. Информационная безопасность человека и общества Информационная безопасность и ее составные части. Понятия целостности, конфиденциальности, аутентичности и доступности информации. Защищенность информационных ресурсов, систем и технологий. Тема 2. Основы информационной безопасности Концепция и общие направления обеспечения информационной безопасности. Угрозы безопасности, стратегия и тактика защиты информации. Тема 3. Современное состояние проблемы информационной безопасности Категории информационной безопасности. Модели защиты информации. Технологии несанкционированного доступа к информационным ресурсам и системам. Принципы построения систем защиты информации. Стандарты безопасности информационных систем. Тема 4. Программно-аппаратные методы защиты информации Структура подсистем безопасности операционных систем, их функции: идентификация, разграничение доступа, аудит, защита обмена данных. Критерии защищенности операционной системы. Защита персонального компьютера: ограничение доступа, хранение ключевой информации, привязка программного обеспечения к аппаратному окружению и физическим носителям. Тема 5. Криптографические методы защиты информации История криптографии. Шифры и их свойства. Системы шифрования с открытыми ключами. Классификация алгоритмов шифрования информации. Симметричные и асимметричные криптосистемы. Сеть Фештеля, стандарт AES. Методы рандомизации сообщений. Архивация - алгоритмы Хаффмана, Лемпеля-Зива. Криптографические хеш-функции. Алгоритмы RSA. Электронные цифровые подписи. Обмен ключами по алгоритму Диффи-Хеллмана. Криптографические стандарты. Тема 6. Безопасность компьютерных сетей Защита серверов, рабочих станций, среды передачи информации, узлов коммутации сетей. Сетевые атаки. Средства обеспечения информационной безопасности: протоколы аутентификации для удаленного доступа, защита локальных сетей при подключении к глобальной сети. Защита от вирусов, межсетевые экраны (Firewall), сетевые шифраторы (VPN), системы обнаружения атак (IDS), анализ трафика. Тема 7. Системы обеспечения комплексной безопасности информации Комплексный подход к проблеме защиты информации. Уровни (административный, процедурный, программно-технический) и приоритеты политики безопасности. Анализ рисков, исследование защищенности информации. Обзор новейших технологий защиты информации. Рекомендуемая литература Основная литература
Законы и нормативные документы: 1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) 2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.). 3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 5. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изменениями от 2 февраля. 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) 6. Федеральный закон от 25 марта 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". 7. Федеральный закон от 25 марта 2011 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи". 8. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 9. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 11. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 12. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. (в редакции, действующей на 01.01.2012 г., с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П) 13. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в редакции, действующей на 01.01.2012 г., с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 N 15-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П, Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ) 14. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 15. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. 231-ФЗ. (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 16. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 17. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. 231-ФЗ. (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 18. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть четвертая от 18 декабря 2006 г. 230-ФЗ. (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 19. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (в редакции, действующей на 01.01.2012 г.) 20. Сборник руководящих документов по защите информации от несанкционированного доступа (Гостехкомиссия при президенте РФ) / М.: СИП РИА (Российская инженерная академия). 1998. 120 с. Дополнительная литература:
Электронные ресурсы:
II. Рабочая программа дисциплины «Защита информации» Введение Дисциплина «Защита информации» изучается студентами заочной формы обучения. Цель изучения и преподавания дисциплины «Защита информации» - подготовка специалистов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, которые способны понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. Рабочая программа регламентирует учебные часы проведения лекционных и семинарских занятий, а также часы самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения. Теоретическая подготовка юристов предполагает как традиционные формы обучения и контроля знаний, а именно: чтение лекций, проведение семинарских, индивидуальных занятий, подготовка рефератов, написание контрольных и курсовых работ, научных докладов, так и итоговое тестирование по блокам, а также Интернет-экзамен Режим занятий Дисциплина "Защита информации" изучается в режиме лекций и самостоятельной работы студентов Лекции Лекция - систематическое, последовательное, монологическое устное (возможно с применением интерактивных и мультимедийных средств) изложение лектором учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекции раскрывают понятийный аппарат защиты информации, представленной в электронной форме, классификацию мер по защите информации, дают цельное представление о законодательных мерах защиты, показывая их место в системе информационной безопасности, взаимосвязь с родственными дисциплинами, побуждают интерес к предмету, развивают профессиональные интересы. Цель лекций по защите информации - на базе глубокого изучения законодательных нормативных правовых актов и технических мер сформировать у студентов устойчивые знания по вопросам защиты информации, представленной в электронной форме. Задачи лекции по защите информации: познакомить студентов с основными мерами по защите информации; приоритетными направлениями в информационной части законодательства; выработать у студентов стойкие знания об основных понятиях и видах защищаемой информации познакомить студентов с ключевыми источниками угроз потери информации; выработать у студентов понимание содержания принципов и основных мер комплексной защиты информации. Самостоятельная работа студентов (СРС) под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся. Самостоятельная работа складывается из самостоятельной работы студентов над комплексом вопросов, тем и разделов, подготовки научных докладов для обсуждения и участия в научных студенческих конференциях. Цель самостоятельной работы - помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания, сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также вырабатывать навыки применения полученных знаний умений. Задачи самостоятельной работы:
Самостоятельная работа представляет единство взаимосвязанных форм: 1. Внеаудиторная самостоятельная работа:
2. Аудиторная самостоятельная работа; Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении семинарских занятий и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний и т.д. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лекции обеспечены слайдами и видеоматериалами. Средства освоения дисциплины: интерактивная доска (1), мультимедийное оборудование для проведения занятий (1), Компьютеры (4 классов по 15 машин). Программное обеспечение: Компьютерные программы: Windows 2000, 2003, Microsoft Office 2003, 2010, VBA. Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий Специфика дисциплины «Защита информации» позволяет конструктивно использовать как классические формы обучения, традиционные для высшей школы, так и новейшие педагогические и информационные технологии. Использование указанных технологий в процессе преподавания дисциплины основывается на определении педагогической технологии ЮНЕСКО как «использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие». К современным педагогическим технологиям, рекомендуемым к использованию в процессе преподавания дисциплины, относятся: Игровые технологии Деловая игра. Темы деловых игр варьируются в зависимости от состояния конкретных мер по защите информации, реализованных в компьютерных классах, и наличия проблем безопасности на момент изучения курса. Проблемное обучение Проведение проблемной лекции, посвященной актуальным вопросам информационной безопасности, наиболее остро стоящим на момент изучения курса. Коллективные способы обучения Использование метода «мозговой штурм», «круглый стол» в рамках изучения тем курса. Особенность предмета изучения дисциплины «Защиты информации» предполагает активное использование информационных технологий как процесса обеспечения образования разработками и оптимальным использованием современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения. В рамках преподавания дисциплины «Защиты информации» применяются следующие средства информационных технологий (СИТ): Мультимедийное оборудование На аудиторных занятиях (лекциях) СИТ используются для организованного представления преподавателями и студентами материала в формате презентаций PowerPoint, электронных книг, web-страниц работы по формированию и развитию навыков работы с документами и программами, имеющими прикладное значение. Текущий контроль успеваемости. Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих основных формах: тест - опрос на компьютере; руководство подготовкой рефератов; тестирование, в том числе Интернет-тестирование; практические индивидуальные задания; руководство подготовкой научных публикаций, докладов на конференции; участие в научных и учебно-методических конференциях и семинарах; другие формы, определяемые учебной нагрузкой и учебно-тематическим планом. Учебно-тематический план Дисциплина «Защита информации» изучается студентами заочной формы обучения. Цель изучения и преподавания дисциплины «Защита информации» - подготовка специалистов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, которые способны понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. Категории слушателей Студенты заочного отделения (6 лет обучения) Форма обучения Лекционные занятия и самостоятельная работа Режим занятий 2 часа
2. Содержание тем по видам учебных занятий |
Учебная программа дисциплины введение содержание дисциплины Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий | Учебно-методический комплекс включает в себя следующие разделы: Учебная... Объясняется это тем, что в современных условиях специалист сможет успешно выполнять свои функциональные обязанности, только если... | ||
Учебная программа введение Содержание дисциплины Основные нормативные акты Применение компьютерной сети, электронного обучения, специальных программ | Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | ||
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Рекомендуемая литература Проблемы российской модернизации в XVIII – начале XX в | ||
Урок (русский язык-литература) Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная... | Рекомендуемая литература Основная Бонк Н. А., Котий Г. А., Лукьянова Н. А. Учебник английского языка в 2-х ч. – М., 2002 | ||
Учебная литература А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»... | Рекомендуемая литература Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. М., 1988-1992 | ||
Учебная литература Математика: учебник для 2 класса. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдорова», 2012г.); методическими... | Темы рефератов и рекомендуемая литература Лаптев А. П., Горбунов В. В. Коварные разрушители здоровья. М. Советский спорт, 1990 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» |