Скачать 410.72 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1 от 30.08.2012 года Председатель педсовета ____________Н.С.Маркина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Первые шаги Ступень обучения( класс) начальное общее образование, 1-4 класс Количество часов 135 Уровень базовый Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 Пампушко Е.М Усть-Лабинск, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373). В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный. Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи программы:
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в гимназии: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Примерные темы проектов: Окружающий мир
Математика
Русский язык
Литература
Технология и изобразительная деятельность
Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Программа внеурочной деятельности «Первые шаги» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю: 33 часа на первом году обучения; 34 часа на втором году обучения; 34 часа на третьем году обучения; 34 часа на четвертом году обучения. Занятия проводятся во второй половине дня. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Воспитательные результаты проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням: В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный). Оценка планируемых результатов освоения программы: Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, которые осуществляются при выполнении следующих требований: - Отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность; -Объективность; -Индивидуализация; -Систематичность. На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. -Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии. Разработаны критерии и показатели для выявления универсальных учебных действий и личностных результатов: Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе» (за одно занятие наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками группы, за месяц – за всеми учениками класса) Схема фиксирования результатов наблюдения:
Таблица результатов наблюдения:
Оценка отдельных личностных результатов проводится на основе анкет и методик: Анкета №1 (Диагностика уровня развития коммуникативных склонностей) Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня развития коммуникативных склонностей. Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития коммуникативных склонностей обучающихся. Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель. Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть два варианта ответа: да или нет. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос, подходящий именно вам, и поставить «+» (если вы отвечаете на вопрос «да») и «–» (если вы отвечаете на вопрос «нет») рядом с номером вопроса. Вопросы
Обработка результатов. По окончании заполнения анкеты подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются. Ключ
Интерпретация результатов От 11 – 14 совпадений – 15 баллов – высокий уровень развития коммуникативных склонностей; От 7 – 10 совпадений – 10 баллов – средний уровень развития коммуникативных склонностей; От 0 – 5 совпадений – 5 баллов – низкий уровень развития коммуникативных склонностей. Анкета №2 (оценка уровня воспитанности и культуры) Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня воспитанности и культуры. Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития воспитанности и культуры обучающихся. Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель. Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть три варианта ответа: а) да; б) и да, и нет; в) нет. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами ответа, рядом с номером вопроса». Вопросы
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет. Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а» обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 33 балла. Интерпретация результатов: От 25 до 33 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень воспитанности, культуры; От 17 до 24 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень воспитанности, культуры; От 0 до 16 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень воспитанности, культуры. Анкета №3 (диагностика уровня самостоятельности) Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня самостоятельности. Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития самостоятельности обучающихся. Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель. Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть три варианта ответа: а) да; б) и да, и нет; в) нет. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами ответа, рядом с номером вопроса». Вопросы
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет.
а) да; б) и да, и нет; в) нет. Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а» обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 30 баллов. Интерпретация результатов: От 23 до 30 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень самостоятельности; От 15 до 22 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень самостоятельности; От 0 до 14 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень самостоятельности. - Также промежуточный контроль осуществляется учеником посредством самооценки: а) «Мои успехи на этой неделе». Пример листа «Самооценка» 1.Вначале этого у меня была цель …. 2. Особенно хорошо мне удалось … 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше … 4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
б) Материалы проектов, исследований, поделок, мероприятий. Материалами могут быть: сами исследовательские работы; фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: Попробуйте сами оценить свои успехи». «Интересно взглянуть на свои достижения?» Пример листа «Самооценка творческого дела» 1. В начале этого дела у меня была цель …. 2. Особенно хорошо мне удалось … 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше … 4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
-Итоговым контролем может быть «конечный продукт» деятельности:
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся 1-4 классов за определенный период обучения: таблицы результатов наблюдения, листы самооценки, обработку и интерпретацию результатов, на основании которых заполняется сводная таблица, которая дает итоговую оценку планируемых результатов освоения программы. Сводная таблица В таблице фиксируются результаты по формированию универсальных учебных действий, каждые из которых имеют свою систему ранжирования.
90 баллов – высокий уровень; От 22 до 89 баллов – средний уровень; До 21 балла – низкий уровень. |
Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Учебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии... Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.) | ||
Положение утверждено на заседании Ученого Совета Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»... | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | ||
Положение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании... Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рабочая программа Изобразительное искусство «Согласовано» «Утверждено» | ||
Миннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено | Утверждено Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 |