Скачать 64.13 Kb.
|
Организация самостоятельной учебной деятельности обучающихся М.А. Михалищева, доцент кафедры ПиПО, Л. И. Рубцова, методист отдела УПО ИРОСТ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. А. Тоффлер Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям профессионального образования как действующих, так и новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, в частности способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для решения поставленной задачи, и обрабатывать ее. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не выработан навык самостоятельного приобретения знаний, не сформирована привычка постоянного самообразования. Учебный процесс должен вызывать у обучающихся удовлетворенность тем, что он сам может сделать очень многое. Этому и способствует самостоятельная работа как вид учебной деятельности. Все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, формирующая у них готовность и умение использовать различные средства для поиска необходимой информации. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы организации образовательного процесса, как индивидуальная образовательная траектория. Самостоятельная образовательная деятельность обучающегося – это ни что иное, как моделирование его будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности. Термин самостоятельная учебная работа рассматривается как вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающегося во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, и как средство формирования познавательных способностей обучающихся, их направленности на непрерывное самообразование. Самостоятельная работа обучающихся является творческой деятельностью, направленной на преобразование информации в знание. Она охватывает все виды и формы учебных занятий, протекающих как без преподавателя, так и под его непосредственным контролем, т. е. как вне аудитории, так и в аудиторной работе. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органичных элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Разумеется, преподаватель, заинтересован в повышении эффективности самостоятельной работы обучающихся. Он должен: во-первых, помочь в формировании высокого уровня мотивации на учебно - исследовательскую деятельность; во-вторых, профессионально разработать необходимые методические материалы с учетом альтернативных подходов; в-третьих, обеспечить текущее консультирование и обратную связь; в-четвертых, получить результат этих совместных усилий. Цель самостоятельной работы – помочь обучающимся приобрести глубокие и прочные знания, сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике. Задачи самостоятельной работы обучающихся:
Формы самостоятельной работы обучающихся могут быть самыми разнообразными в зависимости от специфики специальностей учреждения, отдельных дисциплин. Наряду с традиционными можно использовать новые формы организации самостоятельной работы обучающихся:
Несомненно, перед педагогами УПО стоит задача такой организации самостоятельной работы будущих специалистов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах. Самостоятельная работа обучающихся регламентируется образовательным стандартом, образовательными программами и объединяет способы реализации, выбираемые обучающимся и рекомендуемые преподавателем. При организации самостоятельной работы педагоги исходят из учебных и воспитательных возможностей обучающихся, их интересов, склонностей, потребностей. Для того чтобы определить индивидуальную образовательную траекторию, используется диагностика по выбранным образовательным учреждением параметрам, по которым осуществляется мониторинг результатов, а затем оценивается качество полученного образования. Очень важно научить обучающихся различным формам и видам самостоятельной работы, а также сформировать у них понимание того, что без самостоятельной работы, систематического добывания знаний нельзя стать подготовленным к творческому труду специалистом. Обучающийся должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Самостоятельная работа обучающихся должна быть организована таким образом, чтобы возникали мотивы, побуждающие к стремлению углубить и расширить свои знания. Обучающийся и преподаватель должны составлять союз, в котором стороны связаны общей целью: достижение положительных качественных результатов в итоге выполнения обучающимся самостоятельной работы. Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании обучающемуся помощи, которая состоит в определении алгоритма выполнения работы, основных направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации полученных результатов, их анализа, подведении итогов выполнения работы, их оценке. Итак, самостоятельная работа повышает уровень самоорганизации обучающихся, развивает творческое мышление, учит правильно работать с литературой, улучшает взаимопонимание и взаимопомощь обучающихся внутри группы, способствует становлению личности человека, а значит, и подготовке квалифицированного специалиста при условии сформированности у обучающихся таких качеств, как упорство в достижении цели, настойчивость, ответственность, самодисциплина. |
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Конспект лекций по дисциплине методика самостоятельной работы студента... Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить... | ||
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием... Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые «должны формировать новую систему универсальных знаний, умений,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности,... | ||
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические... Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов | Самостоятельная работа это высший тип учебной деятельности, который... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе... | Образовательная программа среднего (полного) общего образования Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,... | ||
Основная образовательная программа моу «Любомировская сош» Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,... | Программа психолого-педагогического сопровождения ооп «В ногу со временем и на шаг впереди» Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация досуговой деятельности детей и подростков» Содержание: Программа по дисциплине «Организация досуговой деятельности детей и подростков» для студентов 040400. 62 «Педагогическое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,... | ||
Решение практических задач заказчика проекта Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация... | Программы основного общего образования требования к уровню подготовки... Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,... | ||
Обучение – это целенаправленный процесс организации учебной деятельности... Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных... | Организация исследовательской деятельности обучающихся Первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности гаоу дпо ирост, д п н., профессор |