Южное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №1272
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ -------------------------------- -------------------------------
Управляющий Совет Директор ГБОУ гимназии
ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1272 № 1272 Крыжановская Е.И.
Программа психолого-педагогического сопровождения ООП
«В ногу со временем и на шаг впереди»
Составитель: Каптюхина С.Ю.,
педагог-психолог ГБОУ гимназии №1272. Направленность:
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС
Москва, 2013 г.
Целевой раздел программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа разработана совместно с Управляющим Советом гимназии и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом директора гимназии и представлена на сайте в сети Интернет.
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ №1272 на период 2010-2015 года
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года, приказа №2357 МО и Н РФ от 22 сентября 2011 года , приказа №1241 МО и НРФ от 26 ноября 2010 года, приказа МО и НРФ №69 от 31 января 2012 года, приказа №74 МО и НРФ от 1 февраля 2012 года. Приказа № 986 МО и НРФ от 4 октября 2010 года, а также социального заказа родителей младших школьников и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Начальный этап общего образования ставит в нашем образовательном учреждении следующие стратегические цели:
сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в 4в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной 5 научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Обучение проходит по УМК « Школа 21» века», « Школа России», система Л.В. Занкова. С 2012-13 учебного года в гимназию введен ФГОС средней ступени образования (в частности 5-х классов), Соответственно, разработана Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии (далее – ГБОУ гимназии № 1272) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы1.
Нормативно-правовой основой разработки и существования основной образовательной программы основного общего образования в ГБОУ гимназии № 1272 являются следующие документы:
– Закон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ).
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644).
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10.
– «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
На основе примерной ООП наше образовательное учреждение в соответствии с п. 6, 7 ст. 32 Закона «Об образовании» разработало и приняло рабочую ООП ООО. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
ООП ООО ГБОУ гимназии №1272 разработана педагогическим коллективом образовательного учреждения с привлечением органов самоуправления (конференция, управляющий совет и др.).
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
1. Целевой раздел задает общее назначение программы, диагностичную формулировку целей (результатов) реализации ООП ООО и способы определения их достижения.
Данный раздел ООП включает:
– цели и задачи основного общего образования;
– исходную характеристику (особенности) основной ступени ОУ;
– планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
– систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
2. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
– программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– программы отдельных учебных предметов, курсов;
– программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
3. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
– учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
– систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Наше ОУ, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
– с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом ОУ;
– с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в нашем ОУ.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования, конкретизируются и закрепляются в заключенном между ними и нашим ОУ договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Сама идея сопровождения как воплощение личностно-ориентированного подхода связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса, на реализацию им своих способностей и потенциальных возможностей. Поэтому важно помощь специалистов, способных создать оптимальные условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ, социализации детей и подростков, гармоничного становления и развития их личности. Такими специалистами выступают педагоги-психологи, которые создают условия для сохранения психического, соматического и социального здоровья детей по гармонизации окружающей учреждение среды, по оказанию помощи в разрешении возникающих проблем развития и обучения.
В 2013-2014 учебном году гимназия планирует введение ФГОС на старшей ступени образования.
Направленность программы психолого-педагогического сопровождения ООП.
Программа психолого-педагогического сопровождения ООП реализуется в рамках условий реализации ФГОС и ориентирована на обучающихся 1-11 классов, предполагает непрерывную, систематическую поддержку детей в процессе их обучения в гимназии. Представляет собой совокупность подпрограмм.
Перечень подпрограмм основной программы «В ногу со временем и на шаг впереди» психолого-педагогического сопровождения ООП:
Экспертиза психолого-педагогических условий реализации ФГОС.
Психологическое сопровождение программ развития универсальных учебных действий.
1.3 Психологическое сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования.
2.1 Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе.
2.2 Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся пятых классов к обучению в основной школе.
2.3 Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, администрации образовательного учреждения.
2.4 Психологическое сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
2.5 Психологическое сопровождение выявления и развития способностей обучающихся.
2.6 Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей.
2.7 Психологическое сопровождение выявления и развития коммуникативных навыков обучающихся.
|