МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34»
630900, г. Новосибирск, ул. Новоуральская 11/3
Тел/факс. 274-79-39, 282-13-35, e-mail: mbou_sch34@mail.ru. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Директор школы: Тимошенко Сергей Николаевич
Координатор проекта: Зотова Жанна Анатольевна,
тел/факс. 274-79-39, 282-13-35, e-mail: mbou_sch34@mail.ru.
-
Члены авторского коллектива: Четина А.И., педагог-психолог; Громова Т.В., учитель-логопед; Прищепова И.А., социальный педагог; Северина Е.Г., социальный педагог; Савельева В.В., библиотекарь школы; Ананьева Е.В., учитель русского языка и литературы.
|
Новосибирск, 2012
Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал…
нет ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…
Кофи Аннан. 1998
Специфические особенности развития ОУ. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №34» уже более 60 лет. Школа №34 была открыта приказом №722 от 21 сентября 1944 года по Новосибирскому городскому отделу народного образования. За эти годы у школы было 57 выпусков.
Микрорайон Пашино, на территории которого находится школа №34, значительно удален от города, большинства культурных учреждений, мест активного отдыха. Своеобразие контингента микрорайона в том, что основная часть населения - это работники ФГУП НМЗ «Искра» и сферы обслуживания микрорайона. Дешевизна жилья в микрорайоне Пашино предполагает своеобразие контингента учащихся и их родителей. Значительно влияние на здоровье школьников и их родителей неблагоприятных экологических условий проживания (наличие профессиональных заболеваний на производстве и превышение ПДК некоторых вредных веществ в жилой зоне). Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования).
Основные проблемы в развитии ОУ до внедрения практики реализации ППМС-сопровождения образования:
Содержание и организационные формы, в рамках которых осуществлялось образование детей с особыми образовательными потребностями (образовательное учреждение, классно-урочная система, единый стандарт обучения и т.д.) не всегда отвечали принципам индивидуализации, субъектности, приоритетности личностного подхода к ребенку, включению его в посильную и интересную для него деятельность, что способствовало бы процессу успешной социализации.
Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Отставание от реальных потребностей школы системы переподготовки и повышения квалификации кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использования соответствующих образовательных технологий.
Слабое развитие независимых форм оценки качества образования, современных способов самооценки деятельности педагогов школы, а также механизмов определения, поддержки и распространения, лучших образцов инновационной, образовательной деятельности педагогов школы.
Недостаточное развитие механизмов привлечения родителей, общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательных программ и организации совместной жизнедеятельности всех субъектов, включенных в образовательное пространство школы.
Нерациональное использование технологий работы с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ неблагоприятным образом сказываются на состоянии здоровья учащихся.
Работа специалистов ППМС-сопровождения имела узкий спектр деятельности, которая в большей степени была направлена на проведение коррекционных занятий с учащимися испытывающими проблемы в обучении, включая учащихся СКК VII вида.
Отсутствие единой содержательной основы дополнительного образования, преемственности и интеграции содержания основных и дополнительных образовательных программ приводили к тому, что работа распадалась на отдельные фрагменты, когда содержание и формы дополнительного образования не отражали особенностей школы, а ценность дополнительного образования не осознавалась всеми участниками образовательного процесса.
Уровень материально-технического оснащения не в полном объеме соответствует современным требованиям к имиджу школы. Выделяемых средств из муниципального бюджета и собственных привлеченных средств на данный момент недостаточно. Необходима комплексная программа развития материально- технической базы школы за счет бюджетов различных уровней, а также внебюджетных доходов.
Обоснование о необходимости развития в образовательном учреждении ППМС-сопровождения.
Основываясь на анализе проведенных исследований, сложившейся ситуации в окружающем школу социуме (микрорайон Пашино), используя накопленный опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, работы с учащимися СКК VII вида, детьми, оставшимися без попечения родителей, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, администрация школы пришла к выводу о необходимости конструктивной модернизации всех служб ОУ.
Приоритетными направлениями развития школы являются:
Непосредственно в отношении учащихся – поддержка мотивации учения у учащихся, в том числе посредством создания на уроке и вне его ситуации успеха для школьников; разработка технологий работы с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. Подготовка выпускников к жизни в семье и обществе.
В отношении педагогического коллектива - повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
В отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг.
В отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе.
На наш взгляд, создание единой системы ППМС-сопровождения является важнейшим моментом в развитии целостной системы ОУ, способствующей формированию представления о проблемах, существующих у участников образовательного процесса, и путях их эффективного решения.
В получении качественного результата деятельности ППМС- сопровождения архиважно определиться с подходами и системой педагогических ценностей образовательного учреждения.
Методологические аспекты организации ППМС-сопровождения
образования в МБОУ СОШ № 34.
С 2010 года в образовательном учреждении реализуется Программа развития МБОУ СОШ № 34 по модели «Эко-школы».
В основе концепции «Эко-школы» лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание:
ценности и уникальности личности (ценности индивидуальности и самобытности каждого ребенка, педагога, каждого участника образовательного процесса);
приоритета личностных возможностей, потребностей, творческих проявлений учащихся, признание успеха как одного из ключевых средств развития личности;
необходимости ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика в зависимости от его образовательных потребностей и психофизиологических возможностей;
права на субъективность и субъектность ребенка по отношению к учебно-воспитательному процессу (свобода выбора ребенком сфер применения сил в организации школьной жизни).
Теоретической основой концепции «Эко – школы» избраны работы М.Б.Кордонского, Б.В.Куприянова, Е.А.Ямбурга, О.С.Газмана.
В частности мы опирались на работы Е.А.Ямбурга, раскрывающие систему адаптивной школы, где данный тип образовательного учреждения «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды».
Как и адаптивная школа, наша «Эко-школа» предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные, обычные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Главной задачей деятельности «Эко-школы» является социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся, содействие их включению в полезную, посильную, творческую деятельность, содействующую всестороннему развитию учащихся. Исходной посылкой является положение: «Можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий». В этом заключается одновременно гуманизм и демократизм «Эко-школы», если в эти понятия вкладывать профессиональный педагогический смысл.
«Эко-школа» − прежде всего живая школа, стремящаяся преодолеть извечный барьер между академическим, книжным знанием и чувственно-предметным освоением мира.
«Эко-школа» призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития. Необходимо отчетливо осознавать, что нет ни возможностей, ни нужды всех без исключения учащихся приводить к одинаковым результатам.
В «Эко-школе» должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
С позиций этого подхода в обучении и воспитании главным становятся самобытность ребенка, его самоценность, субъектность и субъективность его в образовательном процессе. В связи с этим весьма важна совокупность идей концепции педагогической поддержки (О.С.Газман).
Определяя сущность педагогической поддержки, О.С.Газман представляет ее как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления трудностей, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни».
В концепции педагогической поддержки реализуется парадигма субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе обучения и воспитания.
В связи с вышесказанным педагогический коллектив «Эко-школы» руководствуется следующими психолого-педагогическими принципами:
ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
всегда принимай ребенка таким, какой он есть в его постоянном изменении;
не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;
не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
признавай право на ошибку и не суди за нее;
защищая ребенка, учи его защищаться.
Поэтому в качестве ЦЕЛИ «Эко-школы» следует определить создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый школьник, вне зависимости от своих учебно-воспитательных возможностей, склонностей и потребностей, психофизиологических особенностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
МИССИЯ «Эко-школы» состоит в обеспечении конвенционирования интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности, что предусматривает:
получение основного среднего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
утверждение социального оптимизма, т.е. стремление к проявлению социальной инициативы, формирование готовности к труду и отдыху в имеющихся общественных условиях, закрепление у подростков ориентации на законные способы достижения жизненного успеха, помощь в выборе любимых занятий, верных и близких друзей и товарищей;
содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, кадровых потребителей.
Модель ППМС- сопровождения образования.
Основываясь на главных положениях концепции «Эко-школы», педагогический коллектив считает наиболее перспективным создание в ОУ модели ППМС- сопровождения, которая, с одной стороны, интегрировала бы зачастую несогласованные диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – объединила бы усилия всех субъектов: учащихся, учителей, родителей.
Модель ППМС сопровождения образования – это своеобразная модель системы «специального образования», основанная на организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятиях, как для учащихся, так и для педагогов, родителей, которые в свою очередь дают возможность позитивного развития отношений детей и взрослых, помогающих дальнейшей интеграции детей в обществе.
Цель ППМС- сопровождения образования - поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.
Данная цель конкретизируется и уточняется посредством следующих задач:
защита прав и интересов личности детей, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей;
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей;
профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
В контексте обозначенных задач в ОУ, в данное время, реализуются следующие направления ППМС- сопровождения:
Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска.
Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
Исследование социума ОУ и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
Организационно-методическая деятельность - анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований. Участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации, в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья. Организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками. Формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается всеми специалистами службы (совместно) на психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Для наиболее эффективного использования ресурсов ППМC- помощи ребенку педагоги и специалисты школы:
осуществляют консультирование родителей по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка;
организуют информационную поддержку родителям учащихся;
выступают на родительских собраниях;
координируют сотрудничество педагогов и родителей в рамках реализации индивидуально и системно ориентированных программ сопровождения.
Методическое и диагностическое обеспечение деятельности специалистов ППМС-сопровождения представлены в Приложении1.
Материально-техническое обеспечение специалистов сопровождения представлено в Приложении 2. Главный итогом деятельности по обеспечению ППМС- сопровождения нам видится, прежде всего, на всех ступенях обучения в адаптации детей в быстроменяющейся жизни.
Обозначенный результат достигается посредством создания условий для формирования не только определенных личностных качеств:
активность;
коммуникабельность;
ответственность;
социально-психологическая умелость;
но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного ребенка, его личностных установок, способных обеспечить качество жизни в современном обществе.
Таким образом, ППМС- сопровождение образования в МБОУ СОШ № 34 в современных социокульурных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Реализация в образовательном учреждении ППМС-сопровождения образования в рамках проекта.
Создание единой системы психолого-медико-педагогического сопровождения является важнейшим вопросом в формировании целостного представления о проблемах, существующих у участников образовательного процесса, и путях их эффективного решения.
Одним из важнейших звеньев в системе ПМПС-сопровождения образования в МБОУ СОШ № 34 является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), осуществляющий свою работу на основании письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
В состав школьного ПМПк входят следующие специалисты
Председатель ПМПк – заместитель директора по УВР.
Медицинские работники: врач образовательного учреждения, медицинская сестра образовательного учреждения.
Педагог-психолог (в штате).
Учитель – логопед (внутреннее совмещение).
Социальные педагоги (в штате).
Учителя с большим опытом работы.
Материально-техническое, диагностическое и методическое обеспечение специалистов сопровождения представлены в Приложении 1, 2.
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с проблемами в обучении и поведении.
Говоря о слаженной (скоординированной) системе работы ПМПк, необходимо начать с перечня документации МБОУ СОШ № 34 по ПМПС- сопровождению:
Положение о ППМС-сопровождении.
Положение о ПМПк образовательного учреждения.
Приказ о создании ПМПконсилиума.
График плановых заседаний ПМП консилиума.
Протоколы ПМПк.
Журнал записи детей на ПМПк.
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов.
Документация узких специалистов.
Карты индивидуального развития детей.
Индивидуальные программы психолого-медико-педагогического сопровождения.
График посещения индивидуальных и групповых занятий.
Лист учета мероприятий в рамках медицинской реабилитации.
На заседаниях школьного ПМПк ведется работа по обсуждению целостного портрета школьника, распределению обязанностей между специалистами ППМС сопровождения, определению содержания различных видов деятельности, выявлению проблем и определению путей ППМС сопровождения детей с ОВЗ, отслеживанию динамики социализации учащихся с ОВЗ. На этапе согласования деятельности ПМПк происходит консультирование педагогов, взаимные консультации специалистов, информирование всех субъектов образовательно-воспитательного процесса о рекомендациях консилиума.
В целях реализации прав детей с ОВЗ на доступное качественное образование, организации ППМС сопровождения, определения условий включения их в образовательный процесс специалистами ПМПк для учащихся с ОВЗ организуются диагностические сессии специалистов ГПМПК «Магистр».
В 2011-2012 учебном году работа специалистов ГПМПК проходила на базе школы 04.04.2012г. и 10.05.2012г. В конце проведенной диагностической сессии специалистами ГПМПК «Магистр» были даны грамотные оценки особенностей развития детей с ОВЗ нашей школы, определены условия включения каждого конкретного ребенка в общеобразовательный процесс, направления ППМС-помощи, осуществлен выбор оптимальной формы инклюзии.
С целью разработки единой тактики общения и поведения с учащимися с особыми образовательными потребностями (с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей) в ОУ создана модель междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения и учителей, в результате которого разработаны для детей, обучающихся инклюзивно, индивидуальные образовательные маршруты. В ИОМ отражены необходимые условия пребывания детей с ОВЗ в школе, условия, обеспечивающие возможность освоения ими основной образовательной программы, формирующие адаптивную среду, способствующую расширению видов взаимодействия ребёнка с окружающим миром, обеспечивающую полноценную его социализацию и личностную самореализацию.
В рамках реализации инклюзивного образования в ОУ для детей с ОВЗ организованы специалистами ППМС-сопровождения коррекционно-развивающие занятия по разработанным ими программам.
Реализация основных направлений ППМС-помощи.
Для организации инклюзивного образования главным этапом является переход школы на новую модель планирования и организации УВП. Большое значение в сопровождении экспериментальной работы по организации инклюзивного образования принадлежит деятельности психологической службы школы.
Главная цель психологической службы нашей школы: содействие оптимизации психологического и личностного развития школьников, обеспечивающее психологическую готовность к жизненному самоопределению, включающего самоопределение личностное, социальное, профессиональное.
Поэтому деятельность психологической службы включает в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности учащихся, сохранения психического здоровья, духовное и социальное развитие ребенка на каждом возрастном этапе.
Модель психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития инклюзивного образования построена в контексте гуманистической парадигмы реорганизации стратегии современного специального образования, в ней можно выделить следующие взаимозависимые блоки:
1.Научно-методический блок, включающий в себя анализ методической литературы по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Научно-методический блок нацеленн на разработку наиболее оптимальной системы сопровождения детей с ОВЗ, стратегий и тактик работы социально-психологической службы образовательного учреждения в данном направлении.
2. Диагностический блок, содержащий комплексное и системное психологическое изучение ребенка с ОВЗ, что необходимо для разработки индивидуальной траектории и стратегии образовательного маршрута. Диагностическое изучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям, и проводится с помощью высоко и малоформализованных методов и методик.
3. Просветительский блок модели психологического сопровождения детей с ОВЗ включает систему просвещения родителей и педагогов по вопросам воспитания и развития детей.
4. Коррекционно-развивающий блок представляемой модели психологического сопровождения включает технологический арсенал оказания помощи разным категориям школьников. Главной целью является создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей детей на основе позитивного личностного ресурса ребенка. Основной задачей является выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии функциональных систем и личностных свойств.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы является развитие когнитивной и регуляторной сферы; развитие коммуникативных навыков и адекватных эмоциональных реакций; формирование навыков уверенного поведения и коррекция самооценки; профилактика конфликтов.
Для проведения коррекционных занятий педагогом-психологом формируются микрогруппы (2-3 ребенка). Главные критерии объединения детей в группы – возрастная категория и схожие коррекционные потребности. Одно из основных мест в коррекционной работе отводится различным формам ручной деятельности (лепка, рисование, пальчиковая гимнастика).
Стоит отметить, что дети с ОВЗ зачастую характеризуются низкой самооценкой, повышенной тревожностью, застенчивостью. Данные проблемы детей решаются посредством развития позитивного самовосприятия; повышения уверенности в себе и своих силах; развития доверия к другим; развития умения выражать свои эмоции; развития навыков самоконтроля.
В своей работе педагог-психолог широко использует следующие приемы и методы:
обучение способам расслабления;
проигрывание проблемных ситуаций;
постановка спектаклей с использованием ручных и пальчиковых кукол;
подвижные игры для развития коммуникативных навыков;
различные методы арт-терапии: рисование, лепка, создание коллажей;
использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;
обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
Анализируя деятельность педагога-психолога в рамках реализации проекта, можно отметить пусть незначительную, но уже положительную динамику в развитии детей с ОВЗ, их позитивное отношение к коррекционно-развивающим занятиям [Приложение 3]. Ребята с нетерпением ждут занятий и искренне радуются каждому из них в силу того, что для них создается ситуация успеха, их деятельность активно поощряется, отмечаются положительные результаты работы. В силу своих психофизиологических особенностей такие дети не всегда могут добиться желаемого успеха на учебных занятиях, в этой связи коррекционно-развивающие занятия со школьным психологом способствуют повышению самооценки детей с ОВЗ, являются средством мотивации к учебной деятельности и активному участию в общественной жизни класса и школы.
Динамика результатов диагностики детей с ОВЗ (2011–2012гг.) представлена в Приложении 4. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся с ОВЗ, являются серьезным препятствием в овладении ими письмом и чтением в начальной школе, в усвоении школьной программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на их эмоциональное состояние. Для оказания помощи учащимся в школе создан логопедический пункт.
Деятельность логопедического пункта определяется инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
В соответствии с данной инструкцией основными задачами школьного логопедического пункта являются:
Коррекция нарушений в развитии письменной и устной речи учащихся;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоение обучающимися программ общеобразовательных школ;
Разъяснение специальных знаний по вопросам логопедии среди учителей, родителей (законных представителей) школьников, имеющих различные нарушения речи.
В соответствии с письмом министерства образования в задачи коррекционной работы логопеда школы входят:
обследование и отбор учащихся в логопедические группы;
проведение коррекционных логопедических занятий;
общее развитие речи школьников;
формирование речевых предпосылок для усвоения грамоты, программ по русскому языку, математике, а также других предметов;
популяризации логопедических знаний.
На школьный логопедический пункт зачисляются учащиеся, после проведения в период с 2.09 по 16.09 диагностики речевой деятельности. После обследования комплектуются группы учащихся для проведения занятий в соответствии с нарушениями речевой деятельности. Занятия проводятся как по группам, так и индивидуально 2 – 3 раза в неделю. [Приложение 5]
С целью достижения максимального эффекта в работе с детьми по коррекции речевых нарушений учителем-логопедом школы ведется совместная работа с педагогом-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями школы.
Немаловажным является проведение учителем-логопедом совместно с учителями начальных классов анализа ситуации обучения и развития «особого» ребенка, выработки стратегии и мер по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
В период проведения коррекционных занятий учителем-логопедом широко используется ИКТ. Введение компьютерных технологий дает возможность поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Применение различного рода компьютерных обучающих игр позволяет изменить эмоциональное отношение ребенка с особыми образовательными потребностями к трудной для него работе над речью, желание совершенствовать свою письменную речь.
Решение логопедических проблем детей с ОВЗ невозможно без привлечения к работе их родителей. Формами включения родителей являются индивидуальные консультации, мастер-классы. Родители ребят активно включаются в работу групповых и индивидуальных логопедических занятий, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии своего ребенка. [Приложение 6] Значительную роль в деятельности ППМС-сопровождения образования играет социальная служба, в состав которой входят социальные педагоги школы, осуществляющие выявление причин социальной дезадаптации детей, связи с семьей, а также с различными органами и организациями – социальными партнерами ОУ, формирующие информационно – документальную базу о детях «особой педагогической заботы» и «группы риска».
Свою деятельность социальные педагоги в работе с учащимися осуществляют через систему занятий по дополнительным образовательным программам: «Я в мире людей» для учащихся на I ступени обучения, «Я и другие» для учащихся на II ступени обучения. Целью данных программ является повышение социально-психологической ориентации в обществе, социализации личности ребенка в современных условиях.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Основные формы проведения – групповые или индивидуальные занятия, включающие совместную и самостоятельную деятельность детей, игры, упражнения.
В ходе индивидуальных занятий социальными педагогами проводятся собеседования и анкетирования учащихся.
Полученные результаты анкетирования (2011-2012г.г.):
происходит постепенное формирование общественно значимых и жизненно важных качеств, потребностей, мотивов и норм поведения;
формируется доброжелательное отношение ребенка к социальной действительности;
развиваются тесные связи с жизнью семьи, коллектива, страны;
вырабатывается бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью;
формируются умения анализировать социальные ситуации и принимать личную ответственность за свои решения.
В рамках ППМС-сопровождения социальными педагогами школы организуется деятельность по координации совместных усилий семьи и общественности, формированию социально благоприятной среды воспитания детей с ОВЗ, в которой создаются условия, направленные на снятие противоречий между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.
Целью социального патронажа является профилактика социальных рисков, защита интересов и прав детей с ОВЗ.
Основные направления социального патронажа:
Выявление детей с ОВЗ или отклонением в поведении.
Проведение комплексного обследования детей у узких специалистов и диагностика отклонений в поведении.
Участие в работе комплексной службы сопровождения специалистов школы и ПМПк.
Разработка рекомендаций по оказанию социально-педагогической помощи детям в ОУ.
Индивидуальное консультирование всех участников учебно-воспитательного процесса.
Формирование банка персональных данных и пакета документов на учащихся для участия в проекте «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве МБОУ СОШ №34».
Информационно-просветительская работа со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, включенными в проект.
Профилактика аддиктивного поведения, которая должна быть этиологичной (воздействовать на основные факторы – социальные, психологические, биологические – способствующие формированию отклоняющихся форм поведения), комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное – носить превентивный, систематический и пролонгированный характер.
Достоинством социального патронажа является адресная направленность, помогающая выработать ребенку с ОВЗ индивидуальную модель поведения и общения в социуме.
В течение учебного года социальными педагогами провидятся следующие мероприятия: беседы с родителями; посещения семей; беседы с учащимися; беседы с педагогами; изучение летней занятости и досуговой деятельности учащихся; заполнение ИОМ; составление социально-педагогических характеристик на учащихся; сопровождение на ГПМПК; организация диспансеризации учащихся с ОВЗ.
Социальными педагогами школы разработан пакет методического материала для всех участников учебно-воспитательного процесса, в который вошли:
«Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивных детей».
«Примерная программа работы педагогического коллектива по сохранению социально-психологического здоровья учащихся и сокращению числа учащихся, проявляющих девиантное поведение».
«Социально-педагогическая карта изучения личности учащегося с ОВЗ».
«Рекомендации учителям, работающим с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении».
«Рекомендации по способам предотвращения неуспеваемости».
Памятка «Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением школьников».
Памятка для учащихся «Как готовить домашнее задание».
Памятка для учащихся «Твои права и обязанности».
Социальными педагогами совместно с педагогами школы проводится огромная работа с родителями учащихся, для них организованы консультативные дни. Данный вид социально-педагогической деятельности является наиболее результативный, так как в ходе индивидуальных бесед решаются значимые для детей и родителей вопросы, требующие конфиденциальности. В ходе консультативных дней рассматриваются проблемные вопросы:
учет возрастных особенностей в процессе формирования личности (помощь в анализе успехов, неудач; формулирования личного заказа к процессу обучения, построения цели на будущее);
реализация поставленных целей в процессе обучения;
выбор стратегии образования, преодоление проблем и трудностей процесса самообразования;
создание условий для индивидуализации процесса обучения (ИОМ);
обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ГОС и ФГОС начального общего образования;
организация взаимодействия обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции ИОМ;
формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;
устранение учебных трудностей, коррекция индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей учащихся;
участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ОУ;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.
Говорить о глобальных результатах и достижениях социального патронажа пока рано, но все же наблюдается положительная динамика некоторых косвенных показателей социально-психологического здоровья учащихся, о чем свидетельствуют результаты мониторинга социальной компетентности, включающие следующие показатели [Приложение 7]:
отсутствие академических задолженностей по учебным предметам и успешное усвоение программного материала;
отсутствие пропусков уроков без уважительной причины;
отсутствие межличностных конфликтов в классе и с педагогами;
выявление новых интересов и одаренностей, повышение социальной активности ребенка с ОВЗ и рост его авторитета среди одноклассников;
стремление к участию в классных и общешкольных мероприятиях («Книжка творческого роста»);
посещение занятий в системе дополнительного образования (ЛФК, спортивные секции, творческие кружки, библиотеки и т.д.);
отсутствие аддикций, правонарушений и бродяжничества.
Успех в жизнедеятельности человека, особенно ребенка – важнейший источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей.
|