Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз "о политических партиях"





НазваниеКомментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз "о политических партиях"
страница1/27
Дата публикации14.07.2013
Размер4.41 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 11 ИЮЛЯ 2001 Г. N 95-ФЗ

"О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ"
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 сентября 2010 года
В.В. ГРИГОРЬЕВ
Григорьев В.В., специалист в области конституционного права, федерализма и местного самоуправления, кандидат юридических наук, автор комментария к Федеральному закону "О противодействии коррупции".
Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" с учетом последних изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 6 мая 2010 г. N 80-ФЗ и от 4 июня 2010 г. N 116-ФЗ.

Подробно рассмотрены вопросы создания и государственной регистрации политической партии, внутреннего устройства политической партии, ее права и обязанности, вопросы государственной поддержки политических партий, участия политических партий в выборах и референдумах, приостановления деятельности и ликвидации политических партий. Нормы комментируемого Закона рассмотрены в их взаимосвязи с нормами Конституции РФ, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Приведены правовые позиции Конституционного Суда России.

Книга предназначена для лиц, занимающих посты в руководящих и контрольно-ревизионных органах политических партий и их подразделений, членов политических партий, должностных лиц и работников Минюста России и его территориальных органов, иных контролирующих и надзорных органов. Издание также будет полезно всем, кто интересуется вопросами регламентации деятельности политических партий в России.
11 июля 2001 года N 95-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 23.06.2003 N 85-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 20.12.2004 N 168-ФЗ,

от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,

от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ,

от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ,

от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 08.11.2008 N 200-ФЗ, от 05.04.2009 N 41-ФЗ,

от 05.04.2009 N 42-ФЗ, от 28.04.2009 N 75-ФЗ,

от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 19.07.2009 N 196-ФЗ,

от 17.12.2009 N 319-ФЗ, от 06.05.2010 N 80-ФЗ,

от 04.06.2010 N 116-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - комментируемый Закон) содержит несколько иное регулирование, нежели традиционно используется позднее федеральным законодателем. Как определено в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490 <1>, преамбула (введение) - это самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

--------------------------------

<1> СПС.
В абзаце 1 преамбулы воспроизведена норма ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, в которой в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. При этом в преамбуле указано, что, исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

В соответствии с абз. 2 преамбулы государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС России от 16 июля 2007 г. N 11-П <2>, провозглашая политический плюрализм и гарантируя равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач, а также возлагая на государство обязанность обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий, Конституция РФ вместе с тем непосредственно не определяет особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, как не устанавливает и условия и порядок реализации гражданами РФ права на объединение в политические партии, чем обусловливается необходимость соответствующего правового регулирования и допустимость установления федеральным законодателем, действующим в соответствии с Конституцией РФ и в пределах имеющейся у него дискреции, требований, предъявляемых к созданию и деятельности политических партий.

--------------------------------

<2> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.
Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона (проект N 43556-3), был внесен в Государственную Думу Президентом РФ в конце 2000 г. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось следующее:

принятие Федерального закона "О политических партиях" обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. В настоящее время в России существует более 180 общероссийских политических общественных объединений, в т.ч. политических партий, которые созданы и действуют на основании Федерального закона "Об общественных объединениях". В то же время в отношении отдельных видов общественных объединений, включая политические партии, названный Закон предусматривает возможность принятия специальных федеральных законов, отражающих особенности их создания, деятельности и ликвидации;

согласно законопроекту политическая партия определяется как добровольное объединение граждан РФ, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Законопроектом устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, общая численность членов политической партии - не менее 10000 граждан РФ, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее 100 членов политической партии; руководящие и иные органы политической партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ. Таким образом, согласно концепции законопроекта в России не предусматриваются создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений;

основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами;

в соответствии с законопроектом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за шесть месяцев до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно;

политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через три месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется;

в целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий законопроектом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

согласно законопроекту членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы;

в целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий законопроектом определяется порядок формирования денежных средств и иного имущества политической партии, а также порядок представления партией ежегодно финансовых отчетов;

в качестве одного из видов государственной поддержки политических партий предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов, как это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике;

поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, законопроектом предлагается установить, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации;

законопроектом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также основания приостановления ее деятельности;

так как законопроектом предлагается ряд новаций, устанавливается двухлетний переходный период для преобразования действующих общероссийских политических общественных объединений в политические партии, в течение которого за ними сохраняются права на участие в избирательных кампаниях в соответствии с законодательством РФ о выборах;

в связи с принятием Федерального закона "О политических партиях" потребуется признание не действующим на территории РФ Закона СССР "Об общественных объединениях", внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы, устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

законопроект подготовлен рабочей группой под руководством члена ЦИК России Е.П. Дубровиной. В состав рабочей группы вошли представители депутатских объединений в Государственной Думе, представители ЦИК России, ведущие ученые и специалисты.

Актом, внесшим изменения в Федеральный закон "Об общественных объединениях" в связи с принятием комментируемого Закона, явился Федеральный закон от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" <3>.

--------------------------------

<3> СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1018.
Ниже перечислим нормативные акты, которыми начиная с 2002 г. были внесены изменения в комментируемый Закон. Все они рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям Закона:

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" <4>;

--------------------------------

<4> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" <5>;

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3029.
Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 85-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О политических партиях" и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <6>;

--------------------------------

<6> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2574.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" <7>;

--------------------------------

<7> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4855.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" <8>;

--------------------------------

<8> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5272.
Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства" <9>;

--------------------------------

<9> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. I. Ст. 9.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" <10>;

--------------------------------

<10> СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. I. Ст. 3104.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях" <11>;

--------------------------------

<11> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 13.
Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти" <12>;

--------------------------------

<12> СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3124.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума" <13>;

--------------------------------

<13> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 37.
Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" <14>;

--------------------------------

<14> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона "О политических партиях" <15>;

--------------------------------

<15> СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3600.
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" <16>;

--------------------------------

<16> СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3616.
Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 200-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" <17>;

--------------------------------

<17> СЗ РФ. 2008. N 45. Ст. 5146.
Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях" <18>;

--------------------------------

<18> СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1576.
Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <19>;

--------------------------------

<19> СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1577.
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий" <20>;

--------------------------------

<20> СЗ РФ. 2009. N 18. Ч. I. Ст. 2155.
Федеральный закон от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" <21>;

--------------------------------

<21> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2391.
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <22>;

--------------------------------

<22> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3633.
Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 261 Федерального закона "О политических партиях" <23>;

--------------------------------

<23> СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6156.
Федеральный закон от 6 мая 2010 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" <24>;

--------------------------------

<24> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2288.
Федеральный закон от 4 июня 2010 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" <25>.

--------------------------------

<25> СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2798.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти....
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц текст. – М. Маркетинг, 2001. – 39 с
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconСписок политических партий, их региональных отделений, общественных...
...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconКомментарий к федеральному закону "о содержании под стражей подозреваемых...
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconИнститут научной и педагогической информации российской академии...
Электронный ресурс]: для студентов всех форм обучения/сост. О. В. Богунова. – Электрон дан. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. –...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconЦель: формирование представлений об основных политических партиях...
Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconКвалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жириновском. О политических лидерах, да и о партиях можно составить объективные суждения еще при их жизни. Иногда достаточно простого...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 23. 06. 1992. De 202004021326, 30. 08. 2007. Jp 2001-303173, 31. 01. 2001. Jp 2001-214236, 07. 08. 2001. Jp 09-176786, 08. 07....
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconКомментарий
Комментарий к статье «Гормональная заместительная терапия и успешная беременность у пациентки с преждевременной недостаточностью...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Правила действуют в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 апреля 1999 года n 80-фз "О физической культуре...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconЛитература : Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной...
Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Фета (Курск, 28 июня -1 июля 2001 г.)...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconМесторождение «юбилейное» актюбинская область республика казахстан...
«Юбилейное», создано в 2001 году в целях освоения одноименного золоторудного месторождения «Юбилейное», расположенного на территории...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconПреступления в сфере экономики авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII ук рф)
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconЖизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо...
Любую потребность пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе человек может решить через других людей путем взаимодействия с...
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз \"о политических партиях\" iconПрограмма по закону божию (для внешкольного обучения) предисловие
Целью настоящей брошюры и является познакомить читателей с программами и методами занятий по Закону Божию, практикуемыми или предлагаемыми...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск