Комментарий к федеральному закону "о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"





НазваниеКомментарий к федеральному закону "о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
страница1/18
Дата публикации31.08.2013
Размер2.78 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ

ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 июля 1999 года
Научные редакторы:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

А.С. Михлин

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

В.И. Селиверстов
Авторский коллектив:
Агамов Г.Д. - ст. 43 - 47, 49 - 51;

Алексеев В.И., канд. юрид. наук, ст. науч. сотр., Бриллиантов А.В., доктор юрид. наук - ст. 12, 23 - 26, 34, 35, 42;

Гуляев А.П., доктор юрид. наук, проф., заслуженный юрист Российской Федерации - ст. 2, 3, 5, 13, 14, 28, 29;

Казакова В.А., канд. юрид. наук, ст. науч. сотр. - алфавитно - предметный указатель;

Михлин А.С., доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 30 - 33; 37 - 40;

┌───────────────┐

Михлин А.С., │ Шмаров И.В., │ доктор юрид. наук, проф.,

└───────────────┘

заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 1, 41, 48,

53;

Пономарев П.Г., доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 7 - 11, 27, 52;

Селиверстов В.И., доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 6, 17 - 22;

┌─────────────┐

Селиверстов В.И., │ Шмаров И.В. │ - ст. 4, 15, 16, 36.

└─────────────┘

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БМЮ - Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

Ведомости СССР - Ведомости Верховного Совета СССР

КЗоТ - Кодекс законов о труде Российской Федерации

КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации

РФ - Российская Федерация

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

УИК - Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации

УК, УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК, УПК РСФСР - Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР

ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1995 г. был принят Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых". За прошедшие годы он в целом показал свою эффективность, поскольку, будучи направленным на достижение задач уголовного правосудия, одновременно закрепил прогрессивные идеи обеспечения прав человека при реализации государственного принуждения, каким является содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" пришел на смену ранее действовавшим общесоюзным Положению о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11 июля 1969 г. // Ведомости СССР. 1969. N 29. Ст. 248) и Положению о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. // Ведомости СССР. 1976. N 29. Ст. 426). Он существенно отличается от них как по объему, так и по содержанию правового регулирования общественных отношений в сфере обращения с подозреваемыми и обвиняемыми под стражей.

Так, нормы Федерального закона учитывают положения межгосударственных актов об обращении с заключенными, что имеет важное значение для соблюдения в правовом регулировании и правоприменительной практике мест содержания под стражей стандартов ООН и Совета Европы.

Детально регламентированы общие положения, принципы и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Многие из положений и принципов имеют конституционный характер и корреспондируют соответствующим статьям Конституции Российской Федерации. Это касается равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции), уважения человеческого достоинства, неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Конституционным является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), а также право на судебную защиту и на обжалование действий должностных лиц в суд (ст. 46).

В комментируемом Федеральном законе закреплены виды мест содержания под стражей, регламентирована компетенция нормативных актов - Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" был принят после введения в действие Конституции Российской Федерации, которая провозгласила приоритет человека и гражданина. Поэтому целая глава посвящена правам подозреваемых и обвиняемых и их обеспечению. Некоторые из этих прав закреплены впервые, другие существенно расширены по сравнению с ранее действовавшим Положением о предварительном заключении под стражу. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач.

Важное значение имеет существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека. И хотя по объективным причинам эту норму до сих пор реализовать не представилось возможным в связи с недостатком площади в местах содержания под стражей, она все же имеет важное значение, так как обязывает Россию принимать соответствующие меры для расширения площади следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

Детально регламентированы меры по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей. Эти меры, с одной стороны, позволяют решать задачи, стоящие перед местами содержания под стражей, а с другой - четко регламентируют обязанности и охраняют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.

Предлагаемый читателю комментарий посвящен толкованию основных положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Он подготовлен авторским коллективом высококвалифицированных юристов, специализирующихся в областях уголовного и уголовно - исполнительного права.

При подготовке комментария авторский коллектив учел изменения законодательства и иных нормативных правовых актов, связанные с реализацией рекомендаций Совета Европы и переходом с 1 сентября 1998 г. уголовно - исполнительной системы из МВД России в Минюст России.

15 июля 1995 года N 103-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Принят

Государственной Думой

21 июня 1995 года
(в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.
Комментарий к статье 1
1. Комментируемый Федеральный закон регламентирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; категории лиц, в отношении которых устанавливаются соответствующие условия и порядок; обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Под порядком и условиями содержания под стражей понимается режим следственных изоляторов (см. комментарий к ст. 8) и изоляторов временного содержания (см. комментарий к ст. 9). Закон определяет изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу (см. комментарий к ст. 2); надзор за ними; правоограничения; правила внутреннего распорядка; раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним (см. комментарий к ст. 15, 16).

2. Задача правового регулирования содержания под стражей - установление правового статуса подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осужденных, т.е. объема их прав и обязанностей, законных интересов, создание необходимых гарантий и их реализации.

3. Комментируемый Федеральный закон взаимосвязан с Уголовно - процессуальным кодексом, который является базовым для первого. Поэтому можно сказать, что основная задача комментируемого Закона - создание правового механизма, обеспечивающего реализацию уголовно - процессуального законодательства в той части, которая касается содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

4. Следует иметь также в виду, что следственные изоляторы выполняют функции исправительного учреждения в отношении лиц, оставленных в этих учреждениях для хозяйственного обслуживания в соответствии со ст. 77 УИК РФ.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР используются следующие понятия:

подозреваемый - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;

обвиняемый - лицо, в отношении которого в порядке, установленном Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления;

подсудимый - лицо, обвиняемое в совершении преступления, уголовное дело в отношении которого принято к производству судом;

осужденный - лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу.

Примечание. Далее понятие "обвиняемый" включает в себя понятия "подсудимый" и "осужденный", если иное не предусмотрено соответствующими статьями настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 2
1. Понятия "подозреваемый", "обвиняемый", "подсудимый", "осужденный" применяются в комментируемой статье в общепроцессуальном значении, однако с точки зрения настоящего Федерального закона (ст. 1) эти понятия использованы в нем лишь применительно к тем случаям, когда указанные участники уголовного процесса подвергаются содержанию под стражей, причем как предварительной уголовно - процессуальной мере принуждения, а не как уголовному наказанию в виде лишения свободы. Именно поэтому понятие "осужденный" определяется как лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. После вступления приговора в законную силу лишение свободы осужденного осуществляется в соответствии с уголовно - исполнительным законодательством.

2. В отношении подозреваемого содержание под стражей может иметь место в двух случаях: 1) когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления; 2) когда к лицу до предъявления обвинения применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

По общему правилу, меры пресечения применяются к обвиняемым, подсудимым и осужденным (до вступления приговора в законную силу). Однако закон (ст. 90 УПК) допускает применение в исключительных случаях меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, и до предъявления обвинения - в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.

3. Подозреваемый - фигура эпизодическая в уголовном процессе. Задержание в связи с подозрением лица в совершении преступления не может продолжаться свыше 48 часов (ст. 22 Конституции). Действующий УПК пока не приведен в соответствие с Конституцией и допускает задержание до 72 часов.

Заключение под стражу как мера пресечения может продолжаться в отношении подозреваемого лишь до десяти суток. По истечении указанного срока, если обвинение подозреваемому не предъявлено, он подлежит освобождению (ст. 90 УПК). Если обвинение предъявлено, то об этом необходимо официально уведомить администрацию места содержания арестованного. В отношении обвиняемого в таком случае применяется общий срок содержания под стражей в период предварительного расследования (см. комментарий к ст. 14).

4. Решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, принимают орган дознания, следователь, прокурор. О произведенном задержании составляется протокол. Именно он является юридическим основанием содержания подозреваемого под стражей. Решение о применении к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу принимает суд (ст. 22 Конституции) по мотивированному ходатайству лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Если решение принимает единолично судья, он выносит соответствующее постановление, если суд (коллегиально) - то определение (см. комментарий к ст. 5).

По действующему УПК предварительное решение о заключении под стражу (в форме мотивированного постановления) принимает орган, в производстве которого находится уголовное дело (лицо, производящее дознание, следователь), а санкцию на арест дает прокурор. Если решение о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого принимает прокурор, то он выносит об этом мотивированное постановление.

В "Заключительных и переходных положениях" Конституции РФ установлено, что "до приведения уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления".

5. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого могут выносить в пределах своей компетенции лицо, производящее дознание, следователь и прокурор при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления. В постановлении указываются: фамилия, имя и отчество привлекаемого в качестве обвиняемого; преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием установленных обстоятельств; статья Уголовного кодекса, предусматривающая данное преступление.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно быть предъявлено обвиняемому и помещается в уголовное дело.

После вынесения указанного постановления обычно решается вопрос об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения, в том числе заключения под стражу.

6. В положении арестованного обвиняемого (в отличие от подозреваемого) лицо может находиться длительное время: на предварительном следствии - до двух с половиной лет, а после поступления дела в суд - до разрешения дела (вынесения приговора или прекращения дела). В случае возвращения дела судом для дополнительного расследования статус обвиняемого не меняется, но продолжительность пребывания его в этом статусе определяется с учетом срока содержания под стражей и продления его в соответствии со ст. 97 УПК (см. комментарий к ст. 14).

7. Обвиняемый становится подсудимым с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. Указанное постановление означает принятие судом уголовного дела к производству. Никакого специального акта о принятии судом дела к производству действующий УПК не предусматривает.

Вопрос о назначении судебного заседания, если обвиняемый содержится под стражей, должен быть разрешен не позднее 14 суток с момента поступления дела в суд.

8. Подсудимый становится осужденным с момента подписания обвинительного приговора судьями или судьей (если дело рассматривал судья единолично). Приговор, если он не обжалован или не опротестован, вступает в законную силу по истечении семи суток с момента его вынесения, а если обжалован или опротестован, то с момента вынесения кассационным судом решения об оставлении приговора в силе (полностью или частично).

9. Следует отличать осужденных, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, от осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу. Первые охватываются понятием "обвиняемый", вторые - уже признаны виновными в совершении преступления, т.е. преступниками. В силу презумпции невиновности обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. Поэтому осужденные, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, относятся к категории обвиняемых.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconПрава несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении...
При задержании несовершеннолетнему обязательно должны объяснить, в чем его подозревают
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconЧтобы государство стояло у вас за спиной
Из сообщений средств массовой информации мы видим, что в последнее время возбуждено немало уголовных дел в отношении должностных...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconКомментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз "о политических партиях"
...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти....
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц текст. – М. Маркетинг, 2001. – 39 с
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconИнститут научной и педагогической информации российской академии...
Электронный ресурс]: для студентов всех форм обучения/сост. О. В. Богунова. – Электрон дан. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. –...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconРабочая программа дисциплины вопросы квалификации преступлений модуль...
Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере квалификации преступлений
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconЛитвинов Е. Н., Смирнов А. Т. и др под ред. Воробьёва Ю. Л. Основы...
«Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А. Т.,...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconОснования и порядок задержания подозреваемого в совершении преступления
Задержание подозреваемого мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconДоклад участкового уполномоченного полиции
За 6 месяца 2013 года на данном участке совершено 7 преступлений, из них раскрыто 5 преступлений. Лично участковым О. Ф. Черепановым...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconКомментарий
Комментарий к статье «Гормональная заместительная терапия и успешная беременность у пациентки с преждевременной недостаточностью...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Правила действуют в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 апреля 1999 года n 80-фз "О физической культуре...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconПреступления в сфере экономики авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII ук рф)
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconПрограмма курса «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений...
Вопросы к экзамену (зачету) по спецкурсу: «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений в экономической сфере» 21
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconПрограмма по закону божию (для внешкольного обучения) предисловие
Целью настоящей брошюры и является познакомить читателей с программами и методами занятий по Закону Божию, практикуемыми или предлагаемыми...
Комментарий к федеральному закону \"о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений\" iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного...
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по оказанию содействия в защите прав лиц, отбывающих наказание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск