Скачать 66.72 Kb.
|
Технология психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми проблемами в условиях дошкольного образовательного учреждения Основная цель: обеспечить совместно с логопедом коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление). Для реализации поставленной цели использую в своей работе системы коррекционно – развивающих занятий:
- дыхательно – координационные упражнения; - упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти и мышления; - развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук; - профилактика нарушений зрения. 2. Данилов И.В. «Системы упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов». Достигается развитие достаточно продолжительной умственной работоспособности; -умения обобщать и дифференцировать предметы и понятия наглядно-образного и логического мышления; -совершенствование графических навыков и развитие мелкой моторики руки. 3. Самостоятельно разработанные и составленные упражнения по развитию мелкой моторики руки. 4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Игры и упражнения для подготовки детей к школе» (игры, задачи, основы письма и рисования). 5. Катаева Л.И. «Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе». Конспекты занятий. В основе занятий – игры и игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально – личностной сферы, а также релаксационные упражнения. Игры и игровые упражнения направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно - волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Задания и игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. Включены упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. Занятия состоят из 4-5 частей. Количество частей в зависимости от состояния детей может уменьшаться. Продолжительность занятий 35 мин. Соответствуют психологическим и физическим возможностям детей. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятий порядок игр и упражнений можно менять Цикл занятий 7 месяцев. Одно занятие или два в неделю. Данные системы коррекционно – развивающих занятий позволяют охватить большее количество детей нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении, с одной стороны и требуют большей активности от психолога в плане подготовки к занятиям, материально- технического обеспечения, большое количество демонстрационного материала. В связи с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в развитии мелкой моторики, так как движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. Поэтому подобрали блок упражнений, направленных на развитие координации тонких движений кисти и пальцев рук и пространственной ориентации. Очень нравятся детям и старших, и средних, и подготовительных групп пальчиковые игротренинги, напевность слов с одной стороны, речетатив с другой, да еще в игровой форме, можно улыбнуться вместе со всеми, отдохнуть, расслабиться, а обучающий, корректирующий компонент присутствует и развивает, минимум затрат и максимум пользы. Пальчиковые тренинги особенно интересные детям это «Машенька», «Утречко», «Мы пошли в лесок гулять», «НА полянку мы пойдем», «Мы охотимся на льва», «Золотая слива» и т.д. (координация слова и движения). Вот уже в течение долгих лет работы использую чудесные упражнения И.В.Данилова для развития у детей произвольных познавательных процессов. Система коррекционно – развивающих занятий содержит упражнения по развитию графических навыков. Вниманию, оперативной памяти, наглядных логических операций. Пособие построено на известных методических приемах диагностики и тренировки базовых умений и навыков: мелкой моторики («Графический диктант»), внимания («Корректурная проба»), логического мышления (по модели тестов Айзенка и Равенна). Это обеспечивает соответствие методического инструментария тренируемым навыкам. Ценность использования данного инструментария еще и в том, что можно охватить большее количество детей именно с речевыми проблемами при подготовке к школе. Данная программа состоит из 60 уроков и рассчитана на 8 месяцев занятий с детьми в режиме 2-3 раза в неделю. Каждое занятие состоит из 6 заданий, методические рекомендации и инструкции к каждому заданию достаточно просты и не меняются на протяжении всего курса, тем самым у детей вырабатывается определенный алгоритм работы, происходит постепенное усложнение содержания с расчетом на ближайшую зону развития ребенка, то есть дается возможность справиться самостоятельно. После нескольких первых занятий ребенок начинает сам, практически без вмешательства взрослого, свободно ориентироваться в заданиях. Требуется только контроль за выполнением и при необходимости исправление ошибок, а так же стимуляция и поощрение его работы.
Также использую при подготовке к школе детей с речевыми проблемами элементы кинезиологии (наука о развитии головного мозга через движение). Автор Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». Происходит формирование динамического и кинестетического праксиса, коррекция мышечного тонуса. Важное примечание – детям с эпиготовностью и астматическим компонентом дыхательные упражнения противопоказаны. Цель программы:
Вот один из комплексов этой программы: КОМПЛЕКС №1.
1 КОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. Затем вместе.
1,2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз. 3,4,5,6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмерки». 7,8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутыми изо рта языком. |
Темы вашего учебного проекта В проекте на основе анализа источников литературы учащимися иследуются координационные качества у лыжников-гонщиков. Разрабатывают... | Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | ||
Практикум по гештальт-терапии abbyy fineReader 11 Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, а также для всех интересующихся психологией | Методические рекомендации по гимнастике для абитуриентов, поступающих на Разучивать акробатические упражнения и упражнения на брусьях целесообразно под наблюдением учителя физической культуры или товарища,... | ||
«болтунишка» сайт для логопедов и заботливых родителей «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | Доклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год... В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7 | ||
Конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса Тема: волейбол Задачи урока Развивать координационные способности, скоростно-силовые качества, силу и гибкость с помощью круговой тренировки | Экзаменационные вопросы по методике логопедии для учителей-логопедов Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется воспитание | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки Программа курса включает 2 раздела: теория музыки и практическое сольфеджио. Основные разделы сольфеджио: интонационные и ритмические... | М. М. Бойко практикум по курсу «логика» Излагаются основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления. Практические задачи и упражнения, ролевые... | ||
Практикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009 Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних... | Конспект цикла уроков физической культуры для 9 класса по теме: «Элементы... ... | ||
“ Рождество в Великобритании “ Основная часть. Работа с заранее подготовленной презентацией. Выполнение заданий по лексике, вопросо-ответные упражнения, упражнения... | Урок» Осип Мандельштам Фрагмент занятия Тема: «Золотая рыбка» Развивать координационные способности. Совершенствовать двигательные умения и навыки мелкой моторики пальцев рук | ||
Программа курса для специальности 040201 «Социология» Охватывает грамматический и лексический модули. Грамматические упражнения направлены на преодоление типичных грамматических ошибок... | Программа курса для специальностИ 021100 Юриспруденция Охватывает грамматический и лексический модули. Грамматические упражнения направлены на преодоление типичных грамматических ошибок... |