Экзаменационные вопросы по методике логопедии для учителей-логопедов
Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями. Виды специальных учреждений. Принципы комплектования (Методические рекомендации к инструкции по приёму детей и комплектованию групп дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. - М., 1992.).
Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. - М., 1996.).
Ротацизм. Артикуляционный уклад в норме. Виды ротацизма. Система коррекционного воздействия.
Ламбдацизм. Артикуляционный уклад в норме. Виды нарушений и методика коррекционной работы.
Виды сигматизма. Свистящий сигматизм. Артикуляционный уклад в норме. Методика логопедического воздействия.
Шипящий сигматизм. Артикуляционный уклад в норме. Система коррекционной работы.
Основные этапы коррекции звукопроизношения (методы, приёмы, содержание).
Нарушения озвончения. Методика логопедического воздействия.
Недостатки произношения заднеязычных звуков. Артикуляционный уклад в норме. Методы коррекционной работы.
Нарушения смягчения. Методы логопедического воздействия.
Сложная дислалия. Основные способы коррекции. Методы и структура логопедических занятий при дислалии.
Методика формирования речи при OHP-I уровня (основные направления работы)-
Методика формирования речи при ОНР-Н уровня (основные направления работы).
Методика обследования и формирования речи при ОНР-Ш уровня (основные направления работы).
Методика обследования и коррекционной работы при ФФН (дошкольники). Этапы, приёмы и методы логопедического воздействия.
Методика обследования и коррекционной работы при ФФН (школьники). Этапы, приёмы и методы логопедического воздействия.
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Методика обследования и коррекционной работы.
Методика обследования при ринолалии. Системы коррекционного воздействия при открытой ринолалии (авторские методики Ипполитовой А.Г., Ермаковой И.И., Вансовской Л.И., Алмазовой Е.С.).
Закрытая ринолалия. Методика коррекционной работы.
Особенности логопедической работы при нарушениях слуха. Методика обследования и коррекционной работы.
21. Обследование и система коррекционной работы при ОНР-Ш уровня (школьники).
Особенности обследования и логопедического воздействия при нарушениях зрения.
Система коррекционной работы при нарушениях речи. Фонематический слух и восприятие. Артикуляционная гимнастика. Формирование произносительных навыков.
Система коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. Речевая и неречевая симптоматика. Комплексный подход.
Методы комплексного обследования при дизартрии. Проблемы дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии.
Алания. Методика обследования. Формы и системный характер логопедического воздействия.
Особенности логопедической работы при ДЦП. Методика обследования и коррекционной работы.
Дисграфия. Система коррекционно-педагогической деятельности (массовые, коррекционные образовательные учреждения).
Дислексия. Система коррекционной работы (массовые, коррекционные образовательные учреждения).
Методы обследования письменной речи детей. Основные направления логопедического воздействия при нарушениях.
Содержание и формы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при коррекции афазий.
Психологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи. Система коррекционно-педагогического воздействия.
Характеристика авторских методик по преодолению заикания.
Обследование, лечебно-оздоровительная и коррекционно-педагогичес-кая работа с заикающимися детьми (основные направления и методы).
Нарушения темпа речи. Причины, механизмы. Классификация. Система лечебно-педагогической комплексной работы.
Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
Профилактика психоречевых нарушений у детей раннего возраста (организация и содержание работы)
Экзаменационные вопросы по теории логопедии для учителей-логопедов
Документы федерального и местного уровня об образовании: -Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002г.);
3. Закон Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области» (1998г.).
4. Типовые положения об образовательных учреждениях, утверждённые Правительством РФ:
Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1995г., с изменениями и дополнениями на 2000г.);
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (1995г., с изменениями и дополнениями на 197п);
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2000г.);
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (1997г., с изменениями и дополнениями на 2005г.).
Документы международного и федерального уровня, касающиеся прав лице ограниченными возможностями здоровья:
Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
Конвенция о правах ребёнка (1989п);
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (1998г.);
Декларация о правах инвалидов (1975г.);
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.).
Нормативно-правовые документы по предметной области:
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» (1993г.);
Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996г.);
Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003г.);
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (1996);
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-YIII видов (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 1997г., с дополнениями на 2000г.);
Концепция реформирования системы специального образования (1999г.);
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 2000г.);
Положение о временной группе для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении общего типа (Приказ председателя Комитета по образованию О.Е. Лебедева от 1992г.).
Предмет, цель и задачи логопедии. Связь с другими науками.
Принципы и методы логопедии как науки. Актуальные проблемы современной логопедии.
Профессиональные и личностные качества учителя-логопеда.
Анатомо-физиологические механизмы речи, Строение речевого аппарата. Роль слуха и зрения в речевой деятельности.
Речь как высшая психическая функция ЦНС (учение о динамической локализации психических функций А.Р.Лурии).
Развитие речи в норме. Этапы нормального речевого онтогенеза: сензитивные и гиперсензитивные периоды. Роль социальных и биологических факторов.
Этиология речевых нарушений. Принцип единства биологических и социальных факторов.
Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи в свете современной психолингвистики.
Дислалия. История изучения нарушений звукопроизношения. Причины дислалии. Классификация.
Логопедическая работа в системе комплексного воздействия. Принципы и методы.
Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое. Исторические и современные подходы к классификации патологического развития речи.
Дизартрия. Этиология. Механизмы. Классификация дизартрии.
Алалия. Исторические и современные подходы. Этиология. Патогенез.
Классификация алалии. Дифференциальная диагностика от других нарушений речи.
Афазия. Этиология и патогенез. Классификация афазии. Эмоционально-волевая сфера детей, страдающих афазией.
Заикание. Исторические и современные концепции этиологии и патогенеза. Классификация заикания.
Виды нарушений голоса. Причины, механизмы, методы исследования. Классификация нарушений голоса у детей и подростков.
Методологические основы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями (основные принципы и методы).
Ринолалия. Формы. Этиология и патогенез.
Виды специальных учреждений для детей с речевыми нарушениями. Принципы комплектования.
Вопросы к экзаменам по общей и специальной психологии
Определить и раскрыть понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Учёт индивидуальных психологических особенностей школьников в учебно-воспитательной работе.
Типы темперамента, их психологическая характеристика. Учёт типов темперамента в учебно-воспитательной работе.
Характер и его связь с другими личностными свойствами. Формирование характера в учебно-воспитательной работе.
Психологическая характеристика способностей. Их развитие в учебно-воспитательной работе.
Понятие направленности личности. Роль педагога в формировании направленности личности школьника.
Эмоции и чувства. Эмоциональное состояние школьника и его здоровье. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности.
Психологическая характеристика внимания. Учёт и развитие внимания в учебной деятельности.
Психологическая характеристика восприятия. Учёт и развитие восприятия в учебной деятельности.
Психологическая характеристика памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в учебной деятельности.
Психологическая характеристика мышления. Развитие мышления в процессе учебной деятельности.
Психологическая характеристика речи. Развитие речи в учебной деятельности.
Воображение как психический процесс. Развитие воображения в учебной деятельности.
Понятие развития. Психологические теории развития.
Психологическая готовность к школе. Её учёт и коррекция в процессе учебной деятельности.
Психологическая характеристика учебной деятельности. Формирование учебной деятельности в младшем школьном (подростковом) возрасте.
Особенности психосексуального развития младших школьников (подростков).
Психология «педагогической оценки». Её влияние на психическое развитие школьника.
Понятие и структура межличностных отношений. Учёт и формирование межличностных отношений в учебной группе.
Особенности и формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном (подростковом) возрасте.
Особенности взаимоотношений со взрослыми и их учёт в учебно-воспитательной работе в младшем школьном (подростковом) возрасте.
Психологическая характеристика конфликта. Причины и разрешение конфликтов в сфере «педагог - ребёнок», «педагог - педагог», «ребёнок -ребёнок», «педагог - родитель».
Здоровьесберегаюшие условия в образовании (организационные, санитарно-гигиенические, психолого-педагогические).
Психологические аспекты профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьника.
Проблема употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Организация профилактической работы употребления ПАВ в рамках учебно-воспитательного процесса.
25.11сихолого-педагог ические аспекты подготовки учащихся к экзаменам.
Общие специфические закономерности отклоняющегося развития.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями интеллекта (умственная отсталость).
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с задержками психического развития (ЗПР).
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуха.
Психологические проблемы построения коррекционно-развивающе-го обучения при девиантном поведении.
Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте.
Особенности психического развития при нарушениях зрения.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Основные принципы и методы.
Проблема компенсации в специальной психологии (теории А. Адлера иЛ.С. Выготского).
Экзаменационные вопросы по методике воспитания для воспитателей групп продлённого дня СКОУ,
школ-интернатов, воспитателей детских домов
Методы воспитания, применяемые в специальных (коррекционных) образовательных школах I вида, VIII вида.
Виды и формы воспитывающей деятельности.
Формы организации воспитательного процесса.
Методы формирования сознания личности (воспитание убеждений).
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
Планирование воспитательной работы (в школе и классе, в детском доме).
Виды планов воспитательной работы.
Личностно-ориентированный подход и методика индивидуальной работы с учащимися.
Принципы, методы и приёмы педагогического взаимодействия (этапы работы с трудными детьми).
Деятельность воспитателя на разных этапах развития детского коллектива
Оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.
Общественно-полезная трудовая деятельность: формы и виды.
Цель, задачи, формы и содержание нравственно-этического воспитания.
Специфичные методы нравственно-этического воспитания, используемые в работе.
Организация коллективной творческой деятельности с воспитанниками (основные этапы).
Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности.
Методы воспитания привычного поведения.
Физическое воспитание: цель, задачи и содержание. Формы физическою воспитания, используемые в специальной школе.
Система работы учреждения, способствующая социально-трудовой и социально-бытовой адаптации детей.
Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы.
Педагогическое взаимодействие с родителями школьников: задачи, формы работы.
Программа изучения семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии.
Самоподготовка как составная часть учебно-воспитательного процесса. Виды контроля и учёта знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся на самоподготовке.
Воспитание познавательной самостоятельности школьников в условиях самоподготовки.
Вопросы к аттестационным экзаменам по общей и специальной психологии
Определить и раскрыть понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Учёт индивидуальных психологических особенностей школьников в учебно-воспитательной работе.
Типы темперамента, их психологическая характеристика. Учёт типов темперамента в учебно-воспитательной работе.
Характер и его связь с другими личностными свойствами. Формирование характера в учебно-воспитательной работе.
Психологическая характеристика способностей. Их развитие в учебно-воспитательной работе.
Понятие направленности личности. Роль педагога в формировании направленности личности школьника.
Эмоции и чувства. Эмоциональное состояние школьника и его здоровье. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности.
Психологическая характеристика внимания. Учёт и развитие внимания в учебной деятельности.
Психологическая характеристика восприятия. Учёт и развитие восприятия в учебной деятельности.
Психологическая характеристика памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в учебной деятельности.
Психологическая характеристика мышления. Развитие мышления в процессе учебной деятельности.
Психологическая характеристика речи. Развитие речи в учебной деятельности.
Воображение как психический процесс. Развитие воображения в учебной деятельности.
Понятие развития. Психологические теории развития.
Психологическая готовность к школе. Её учёт и коррекция в процессе учебной деятельности.
Психологическая характеристика учебной деятельности. Формирование учебной деятельности в младшем школьном (подростковом) возрасте.
Особенности психосексуального развития младших школьников (подростков).
Психология «педагогической оценки». Её влияние на психическое развитие школьника.
Понятие и структура межличностных отношений. Учёт и формирование межличностных отношений в учебной группе.
Особенности и формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном (подростковом) возрасте.
Особенности взаимоотношений со взрослыми и их учёт в учебно-воспитательной работе в младшем школьном (подростковом) возрасте.
Психологическая характеристика конфликта. Причины и разрешение конфликтов в сфере «педагог - ребёнок», «педагог - педагог», «ребёнок -ребёнок», «педагог - родитель».
Здоровьесберегаюшие условия в образовании (организационные, санитарно-гигиенические, психолого-педагогические).
Психологические аспекты профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьника.
Проблема употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Организация профилактической работы употребления ПАВ в рамках учебно-воспитательного процесса.
25. Психолого-педагог ические аспекты подготовки учащихся к экзаменам.
Общие специфические закономерности отклоняющегося развития.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями интеллекта (умственная отсталость).
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с задержками психического развития (ЗПР).
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуха.
Психологические проблемы построения коррекционно-развивающе-го обучения при девиантном поведении.
Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте.
Особенности психического развития при нарушениях зрения.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Основные принципы и методы.
Проблема компенсации в специальной психологии (теории А. Адлера и Л.С. Выготского).
Экзаменационные вопросы по теории воспитания 1. Документы федерального и местного уровня об образовании:
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002г.);
Закон Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области» (1998г.).
2. Типовые положения об образовательных учреждениях, утверждённые Правительством РФ:
Типовое положение об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(1995г., с изменениями и дополнениями на 1998г.);
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (1995п, с изменениями и дополнениями на 2003г..);
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (1997п, с изменениями и дополнениями на 2005г.).
3. Документы международного и федерального уровня, касающиеся прав лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
Конвенция о правах ребёнка (1989г.);
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (1998п);
Декларация о правах инвалидов (1975г.);
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.).
4. Нормативно-правовые документы по предметной области:
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» (1993г.);
Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996г.);
Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003г.);
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (1996);
Федеральная программа «Становление» (по детям-сиротам; 2000г.);
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-YIII видов (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 1997г., с дополнениями на 2000п);
Концепция реформирования системы специального образования (2000-2010г.г.);
Профессиональные качества воспитателя.
Теория воспитания в гуманистической парадигме.
Воспитательный процесс: цель, задачи, средства.
Особенности организации воспитательного процесса.
Характеристики существующих воспитательных систем.
Виды педагогической запущенности учащихся.
Приёмы воспитания. Классификация общих методов воспитания.
Составные части всестороннего развития личности (разделы воспитания).
Принципы воспитания. Общие с общеобразовательными учреждениями и специфичные.
Основные функции воспитателя группы продлённого дня. Целевые программы воспитательной работы.
Система воспитательной работы школы, детского дома.
Характеристика деятельности педагога-воспитателя.
Основные направления воспитательной работы (по специализации) с детьми, имеющими отклонения в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата).
Педагогическая техника воспитателя.
Детский коллектив как субъект воспитания. Функции и формы детского коллектива.
Оценка эффективности воспитательной работы.
Цель, задачи и средства эстетического воспитания. Условия его эффективности. Критерии эстетической воспитанности школьников.
Роль игры в активизации учебной деятельности школьников в режиме продлённого дня.
Прогулка и её взаимосвязь с формами учебно-воспитательного процесса.
|