Скачать 0.79 Mb.
|
ГБОУ СОШ пос. Комсомольский СПДС «Колосок» Окружной конкурс практических материалов для учителей-логопедов ДОУ Лексическая тема: «Мамин праздник» Составители: учитель — логопед Атаманова Л.Г. педагог — психолог Канухина Н.А. 2012 год Сведения об авторе (авторском коллективе)
Содержание Введение................................................................................................................................. 3 Компелексно — тематическое планирование образовательной работы с детьми разновозрастной группы............................................................................................................4 Взаимодействие с воспитателем..............................................................................................12 Конспекты занятия в средней группе.......................................................................................15 Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию «Моя мама лучше всех»............................................................................................20 Конспект занятия в старшей группе..........................................................................................24 Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе........................................26 Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.....................................36 Конспект занятия в старшей группе тема: «Мама»..................................................................48 Конспект занятия для детей средней группы по теме «Я и моя семья»..............................52 Приложение...........................................................................................................................52 Современной маме. Развивающие игры на кухне....................................................................58 Логопедическая зарядка по теме: «8 марта»...............................................................................62 Изготовление открытки с цветами................................................................................................63 Картинный план на тему «Мамин праздник»............................................................................66 Дидактические игры и упражнения.............................................................................................67 Примерные рекомендации родителям по теме «8 марта - женские профессии»,...........................................................................................................................69 Пальчиковая гимнастика.................................................................................................................71 Подвижные игры ….........................................................................................................................72 Досуг................................................................................................................................75 Советы родителям для детей 4-5 лет..............................................................................................76 Советы родителям для детей 5-7 лет..............................................................................................78 Загадки, потешки, считалки, стихотворения про маму..............................................................80 Сценарий группового занятия с родителями младшей группы...............................................94 Рекомендации родителям «Как учить стихи»..............................................................................98 ВВЕДЕНИЕ Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности тематической недели, посвященной международному женскому дню. Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать. Моя задача – поддержать интерес детей к близким родственникам – маме, бабушке, вызвать желание радовать их, заботиться о них, радоваться тому, что можно самим сделать для них подарки к празднику. Цель совместной деятельности: обобщить знания детей о маме, бабушке, их значении в жизни детей. Задачи: 1. Образовательная: формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая). 2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок. 3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь, через стремление выполнить подарки своими руками. Предполагаемый результат: обобщение знаний о близких, которые значимы в жизни ребёнка, о женском празднике, изготовление подарков.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: "Моя мама лучше всех" Программное содержание: воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме; вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»; развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать ее в аппликации. Предварительная работа: рисование портретов мамы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений и пословиц о маме; предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде. Материалы и оборудование: игрушечный микрофон, мяч, рисунки детей с портретами мам (фотографии мам), творческие работы мам; оборудование для аппликации. ХОД ЗАНЯТИЯ Логопед: Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу « Моя мама – лучше всех». Хотите быть участниками этой передачи? А кем буду я? Дети: Телеведущей. Логопед: А те, кто в зале? Дети: Телезрителями. Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!
вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Выслушиваются ответы детей, положительно оцениваются такие слова, как «мир», «Родина») Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас. Как ласково можно назвать маму? Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся…. Логопед: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко! Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка! Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка! Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка! Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка! Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка! Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка! Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка! Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка! Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка! Логопед: Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете? Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет! Логопед: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она? Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, … Логопед: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Давайте поподробнее расскажем о своих мамах: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд? (Заслушиваются три - четыре рассказа) Послушайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Дети читают стихотворение Е. Благининой. Логопед: А сейчас в нашей передаче рекламная пауза. Прошу вас пройти на ковер и поиграть со мной в игру «Чьи детки?» (Игра с мячом) У котенка – кошка. У козленка - коза. У цыпленка - курица. У теленка - корова. У жеребенка – лошадь. У ягненка – овца. У тигренка – тигрица. У львенка – львица. Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу. А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем наши рассказы о мамах. Логопед: У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома? Что особенно любит твоя мама делать? Помогаешь ли ты ей? (Заслушиваются три – четыре рассказа детей) Логопед: Давайте вспомним пословицы о маме. Дети рассказывают пословицы. При солнышке тепло, при матушке добро. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Птица рада весне, а младенец матери. Материнская ласка не знает конца. Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка. Логопед: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете. Вам нужно чаще радовать своих мам вниманием, заботой, подарками, которые вы можете сделать своими руками. Давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот пасмурный осенний день? (Дети высказывают свои предположения) Логопед: Предлагаю вам сделать открытки с цветами для наших мам. И тогда мама будет уверена, что в семье растет внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью. Эти открытки вы подарите своим мамам в «День Матери». (Дети изготавливают открытки) В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются. Дети любуются открытками, которые они подарят своим мамам. Логопед: Время нашей передачи закончилось. Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Моя мама – лучше всех!». До новых встреч! Тема «Мамин праздник» (1 год обучения, ОНР 2-3 уровень) Цель: — расширение словаря прилагательных; — составление простого предложения; — заучивание стихотворения: развитие памяти, внимания; — развитие связной речи: пересказ рассказа. Оборудование: предметные картинки, мячи, рассказ А.В. Митяева «За что люблю я маму» (Хрестоматия по детской литературе, стр. 311). ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Оргмомент. «Скажи самое хорошее слово о своей маме. — Моя мама самая... добрая, красивая, умная, ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая, любимая...». 2. Развитие мелкой моторики. Мама, мама? Ладошки вместе, постукивают друг друга два мизинца. Что, что, что? Постукивают друг друга два больших пальца. Гости едут. Так же мизинцы. Ну, и что? Так же большие пальцы. Здравствуйте! Мизинцы прижаты друг к другу, большие пальцы тоже, остальные, переплетаясь, шевелятся. 3. Составление простого предложения. «Гости приехали на праздник. На какой? — 8 Марта, мамин... — Гости приехали с подарками. Вы, наверное, тоже готовили маме подарок». Далее детям предлагается выбрать на доске картинки, сказать, что бы ты хотел подарить. Картинки на доске не все подходят для подарка. Есть и такие, как «завод», «ящик», «забор», «кирпич». «Я подарю маме красивую вазу (яркие тюльпаны, вкусные конфеты, торт, розы, заколку для волос...)». 4. Развитие памяти. «Когда дарят подарок, говорят хорошие, добрые слова». Предлагается детям выучить небольшое стихотворение. Милая, добрая мамочка моя. На тебя похожей... (имя) Так хочу быть я. 5. Физкультминутка, Я дома маме помогаю, стоят по кругу Пол мету, носки стираю, имитируют движения Время зря я не теряю, берут мяч, ударяют им о пол одной рукой Я с собакой погуляю, (это собака) Перемою всю посуду, имитируют движение Отдыхать потом я буду. присели 6. Развитие связной речи. Чтение рассказа А.В. Митяева «За что люблю маму». Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это. — И я за это! — И я». Оказалось, все дети любят своих мам за это. «О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?» Читаем еще раз рассказ. Слушаем пересказ 2—3 детей.
Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе Цели: Развитие познавательной сферы:
Развитие эмоционально - волевой сферы:
Развитие речи - активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Нравственное воспитание - совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к противоположному полу. Оборудование: Демонстрационный материал: мяч, ноутбук; две куклы - мальчика и девочки; три ладошки - красного, жёлтого и синего цветов; плакат к заданию "Лабиринт"; мешочек, предметы для него - помада, расчёска, зеркало, галстук, заколка, пистолет; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; 6 сюжетных картинок к игре "Узнай лицо". Раздаточный материал: индивидуальные карточки с человечками из геометрических фигур к заданию "Лабиринт"; бланки к заданию "Лабиринт" для самостоятельной работы; карточки к упражнению "Раздай игрушки", маркеры; набор из 6 пиктограмм для каждого ребенка. Ход занятия Введение. Игра "Снежный ком" - Здравствуйте, ребята! (здравствуйте, Елена Анатольевна и гости) Слева друг, справа друг Получился ровный круг. - Давайте поиграем в игру "Снежный ком". Сейчас будем называть ваши имена. Как? (Каждый повторяет предыдущие имена и называет своё имя) - А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем. - Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение? "Азбука настроения" (с использованием ноутбука и слайд презентации - см. Приложение 1) - А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем каким вообще бывает настроение. - Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к ноутбуку) - Слушайте стихотворение "Азбука настроения" Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, на всех Нас настроение. Кто веселится! Кто грустит? Кто испугался! Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения. - Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, какое настроение у девочки? - А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению. - Правильно? - Изобразите такое же выражение лица. Таким образом просматриваются все слайды. Последние слайды - радость и удивление. Основная часть. Появляются две куклы - мальчик и девочка. - Вот, с таким же настроением к нам пришли в гости две куклы - мальчик и девочка. - Девочку зовут Василиса, мальчика - Руслан. Поздоровайтесь с ними. Куклы Василиса и Руслан здороваются с ребятами. - А куда это мы попали? - говорит кукла Руслан (в детский сад) - Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит кукла Василиса. (да) - А давайте расскажем Василисе и Руслану стихотворение про наш детский сад. Динамическая пауза "Девочки и мальчики" (с использованием опорных символов: "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)
Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку (Рис.1), детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко, тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает синюю ладонь. Упражнение "Найди сходства и отличия" - Значит, здесь живут мальчики и девочки? - спрашивают куклы. - А кто из нас мальчик, а кто девочка, мы не знаем, а вы нам поможете разобраться? Почему? (дети по очереди объясняют, чем отличаются мальчики от девочек)
Игра "Лабиринт" [7]
- Ой, ребята, кажется, кто - то плачет. У нас потерялись человечки. Они не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Мы будем их друзьями. Игра называется "Лабиринт". - А как вы думаете, это мальчики или девочка? (есть и мальчики, и девочки) - Я сейчас раздам каждому карточку с изображением человечка. Вы, по очереди, сначала находите такую же геометрическую фигуру, как голова у вашего человечка, потом проведёте человечка по дорожке, находя геометрическую фигуру, такую же, как туловище у него. Затем поселите вашего человечка в тот домик, куда привела вас дорожка. Первые двое детей, которые уже "поселили" своих человечков в домик, получают индивидуальное задание - бланк, на котором изображен подобный лабиринт. Ребенку нужно расселить всех человечков, нарисовав их маркером в домике. Игра "Волшебный мешочек" В мешочке спрятаны разные предметы - помада, заколка, расчёска, галстук, пистолет, зеркало. Дети, по очереди, нащюпывают какой - либо предмет, отгадывают его, вытаскивают и дарят либо мальчику, либо девочке. Есть два предмета - расчёска и зеркало, которые подойдут обоим. - Ой, посмотрите, что эту тут висит? У вас человечки, а у меня - мешочек! И в нём что - то есть. Сейчас мы узнаем, что там. - Каждый, по очереди, опускает руку в мешочек, находит там что - то, узнаёт, называет что это. И только потом вытаскивает из мешочка. Первый ребенок вытаскивает какой - либо предмет. - А как вы думаете, кому эту вещь можно подарить: мальчику или девочке? Ребенок кладёт свой предмет какой - либо из кукол. Игра продолжается. Последним психолог достаёт апельсин. Пальчиковая гимнастика "Апельсин" [6] - Что это? (апельсин) - Все ли знают стихотворение про апельсин? Очищаем апельсин, (изобразить) На тарелке он один, ("тарелка") Апельсин я разломлю, (изобразить) Всех знакомых наделю: (движения кистями от груди вперед) Эту дольку Ване, эту дольку Тане, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца, на обеих руках одновременно) Эту дольку Толе, эту дольку Коле, Ну, а что останется, только мне достанется (движения кистями вперед, к груди) Упражнение "Раздай игрушки" [3] Упражнение выполняется сидя за столами, индивидуально. - Ребята, а вы делитесь конфетами, игрушками? - Посмотрите, на этих карточках ребята никак не могут разделить между собой игрушки. Нужно им помочь. Догадайтесь, как нужно правильно раздать игрушки. Мальчики будут помогать мальчиками, а девочки - девочкам. Вам нужно маркером провести линию от хозяина к его игрушке. Посмотрите внимательно. - Вадим, кому ты отдашь первый кораблик? - Всем понятно? На карточках изображены мальчики и кораблики, девочки и куклы. Каждая игрушка сочетается по цвету и рисунку на одежде со своим хозяином (Рис. 3, 4). Рис. 3 Рис. 4 Динамическая пауза "Как живёшь?" - И мальчики, и девочки получили свои подарки. Они вам благодарны за помощь. - Все любят подарки, не только получать, но и дарить, правда? - Весело мы живём! А настроение у вас какое? (веселое) - Как и в игре "Как живёшь?" - Как живёшь? - Вот так! - А плывёшь? - А бежишь? - Вдаль глядишь: - Ждёшь обед: - Машешь вслед: - Утром спишь: - А шалишь: (дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога) - А мама вошла в комнату и посмотрела как? (дети изображают мимикой) - Вот так. Что она сделала? (удивилась или рассердилась. Демонстрируются пиктограммы удивления и злости) - Подойдите к столу, там ещё есть пиктограммы. Игра "Узнай лицо" [2] Перед каждым ребенком набор из 6 пиктограмм: радость, страх, гнев, удивление, обида, грусть (Рис. 6). Психолог предлагает каждому ребенку, по очереди, вытащить сюжетную картинку, на которой изображено какое - то эмоциональное состояние (Рис. 5), не показывая её, изобразить это состояние мимикой. Дети должны молча, показать ту пиктограмму, которой соответствует это выражение лица. Затем ребенок демонстрирует сюжетную карточку. Игра продолжается. Рис. 5 Рис. 6 - Сейчас каждый, по цепочке, будет вытаскивать сюжетную картинку, и изображать нам своим лицом, мимикой, настроение ребенка, который на ней нарисован. А все остальные ребята, молча, будут отгадывать и показывать пиктограмму, которая подходит к этому выражению лица. Итог. - Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашим куклам вспомнить в какие игры мы играли. Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились. Всё это происходит сидя на ковре, передавая мяч по кругу. - Помните, в начале занятия, каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково. Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени. А затем дети прощаются с психологом, куклами и гостями. Список литературы:
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник материалов [текст] / сост. Белякова Е. М., руководитель рмо учителей-логопедов мбоу. – Курагино, 2013. – 86с | Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | ||
Конкурс материалов «Информатизация системы образования» Положение... Конкурс материалов «Информатизация системы образования» (далее – Конкурс) проводится «Журналом руководителя управления образованием»,... | Экзаменационные вопросы по методике логопедии для учителей-логопедов Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется воспитание | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс для учителей-предметников «Мой электронный урок» (прием заявок и материалов на дисках) | Положение о дистанционном муниципальном конкурсе «Моя педагогическая... Муниципальный конкурс для учителей химии, биологии, физики, русского, английского и немецкого языков на лучшую методическую разработку... | ||
Форма самостоятельной работы Повышение качества подготовки учителей-логопедов в плане логопедической работы с детьми, подростками взрослыми | Рабочая программа Наименование дисциплины б 21. 5 Артпедагогика и Цель дисциплины – расширение профессиональных возможностей учителей-логопедов, обогащение их опыта артпедагогическими и арттерапевтическими... | ||
Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | Положение о городском методическом объединении учителей логопедов... Публичный доклад подготовлен отделом образования администрации Северного района с целью обеспечения информационной открытости муниципальной... | ||
Аналитический отчёт о работе ппо «Школа совершенствования профессионального... Составители: кандидат технических наук, доцент кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин... | Конкурс методических разработок учителей в рамках проекта нфпк «Интернет-поддержка... Краткая аннотация в 9 классе по неорганической химии изучается тема «Углерод и его соединения». Урок-практикум направлен на формирование... | ||
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного... Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании | Положение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому... Материалов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия... | ||
Планирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | Наши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |