Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители





Скачать 449.07 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители
страница1/4
Дата публикации23.09.2014
Размер449.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Составители:

И.А. Токарева, БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Т. В. Загоскина, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю.П. Силинская, БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Т.Е. Катышева, педагог-психолог БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения».
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Понятие, виды и формы насилия

Насилие - такое физическое или психологическое действие в отношении личности, группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта.

Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми.
Виды и формы насилия


Вид

Формы проявления

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести

  • побои;

  • увечья;

  • убийства;

  • ограничения в еде и сне;

  • вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми в целях получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

  • изнасилование;

  • инцест;

  • сексуальное совращение;

  • вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.

Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное) насилие — преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав), приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;

  • угрозы запугивание;

  • оскорбление;

  • унижение;

  • ругань;

  • вмешательство в личную жизнь.

Экономическое


  • запрещение работать/подрабатывать;

  • лишение средств на повседневные нужды;

  • отказ в содержании детей;

  • утаивание доходов;

  • трата семейных денег;

  • самостоятельное принятие большинства финансовых решений.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;


Последствия жестокого обращения, насилия
Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия) носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, является причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование. Ю.М. Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. За этими симптомами, писал он, скрывается психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому.

Основными последствиями жестокого обращения и насилия являются эмоциональные и поведенческие нарушения, включая девиантное поведение; нарушение социализации ребенка; трудности в создании в создании собственной семьи воспитании детей.
Признаки, характерные для различных видов насилия
Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями.

Наблюдательный взрослый (учитель, социальный педагог, любой человек из окружения ребенка) по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Следует подчеркнуть, что для этого важно наличие не одного какого-либо признака, а сочетание их – именно это должно привлечь внимание педагога и родителей:

  • ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

  • ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

  • ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному состоянию и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

  • у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;

  • ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

  • ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;

  • для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

  • ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);

  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);

  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

  • ребенок демонстрирует несоответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;

  • к перечисленным выше признакам также могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого-либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:

    • настороженны, чрезмерно озабоченны, или наоборот, безразличны;

    • на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют очень бурно, эмоционально, или наоборот, холодно;

    • родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое;

    • часто меняют участкового врача ребенка.

Главная задача педагога в решении вопросов профилактики жестокости и насилия – планомерная информационная работа с детьми и родителями.

Классный руководитель, педагог может проводить следующую работу по данному направлению:

  • информационная работа с детьми по вопросам профилактики жестокости и насилия;

  • информирование по проблеме жесткого обращения с детьми (формы, факторы, ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с ребенком в семье);

  • изучение нормативных документов, защищающих ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации);

  • информирование родителей по проблеме профилактики жестокости и насилия.

Жестокое обращение с ребёнком не может быть безнаказанным, в российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

  1. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  2. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

  3. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

    • лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации),

    • ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), 

    • отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

  1. Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.При сокрытии фактов жестокого обращения с детьми, совершается должностное преступление.

Педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. Внимание педагогов к детям поможет своевременно оказать им необходимую помощь. Каждому взрослому, находящемуся рядом с детьми, важно не оставаться равнодушными к их судьбе и информировать соответствующие службы о фактах жестокого обращения с детьми.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку


  • В беседе - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения

  • Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лица

  • Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка

  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение их

  • Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним

  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка

  • Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка

  • Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве.


Последовательность действий педагога

в случае выявления факта жестокости и насилия
1. Постараться «разговорить» ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения, не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;

  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;

  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;

  • на консультацию к психологу, социальному педагогу.

2. Рекомендовать родителям (законным представителям) проведение диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания).

    1. Обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

К основным задачам администрации, социального педагога ОУ по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми относятся следующие (Доронова Т.Н. и др., 2003):

  • -принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей

  • взаимодействие с социальным педагогом, педагогами ОУ по данной проблеме через ПМПк, привлечение специалистов по охране прав детства.

Получив информацию о факте жестокого обращения, прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту.

Если ребенок говорит об этом в классе, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине.

Если ребенок сообщает Вам о насилии:

  1. Постарайтесь разговорить ребенка. Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему. Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, что он не виноват в совершенном насилии и что такое случается и с другими детьми.

    1. Сообщите ребенку, какие действия Вы намерены предпринять («Мне нужно сказать об этом сотруднику полиции (социальному педагогуи т.д.). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются тебе помочь»). Не давайте обещаний, которых Вы не сможете выполнить! Терпеливо и честно отвечайте на вопросы ребенка.

    2. Обязательно выясните у ребенка, сможет ли он подтвердить свое заявление в присутствии работников полиции и иных органов по защите детей, а также есть ли кто-то еще, кто сможет подтвердить эту информацию. Это поможет Вам определить алгоритм своих действий.

  1. Помогите ребенку подготовить план безопасности. Ребенку нужно:

- Знать места, где он будет в безопасности.

- Не пытаться самому остановить насилие.

- Знать взрослого, к которому можно обратиться, или телефон, по которому можно позвонить.

  1. Поговорите с законным представителем или родственником ребенка (но не с агрессором!). В ходе беседы очень важно:

- Не обвинять.

- Дать гарантию конфиденциальности.

- Говорить с позиции заботы о ребенке и матери (если она также является жертвой насилия).
Алгоритм действия сотрудников образовательных учреждений:

  1. В первую очередь, ребенок, пришедший в школу с телесными повреждениями, должен пройти осмотр медицинским работником для того, чтобы определить, может ли ребенок в таком состоянии заниматься в школе и не требуется ли ему немедленная медицинская помощь. Одновременно телесные повреждения ребенка фиксируются в медицинской документации.

  2. О предположительном факте насилия следует сообщить директору школы путем направления служебной записки.

  3. Директор обязан сообщить о данном факте в орган опеки и попечительства и/или орган внутренних дел (см. выше). При отсутствии на месте руководства школы, педагогу следует самостоятельно сообщить в указанные органы о данном факте.

  4. Следует планировать свои действия совместно с сотрудниками органа опеки или полиции. Нужно выяснить, собираются ли они приехать в школу или домой к ребенку и в какое время, а также выяснить у ребенка, хочет ли он, чтобы с ним находился кто-то из взрослых при разговоре с представителем компетентного органа. При планировании действий следует проявлять особую деликатность, поскольку если факт насилия не будет доказан, а ребенок за свое заявление подвергнется еще большему насилию со стороны агрессора, это заставит его полностью потерять веру в возможность выхода из ситуации. Постарайтесь «не выдавать» ребенка – агрессор, по возможности, не должен знать, что информация исходила от него!

  5. Орган опеки должен провести немедленное обследование условий жизни ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

  6. По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

  7. Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

  8. В силу п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители не вправе представлять интересы своих детей. Если законный представитель ребенка является агрессором, компетентный орган должен определить, кто будет представлять интересы ребенка.

Последовательность действий родителей в случае выявления факта жестокости и насилия по отношению к их ребенку:

  1. Если есть синяки, ссадины, и прочие следы побоев — необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, и дальше в любой травматологический пункт для освидетельствования. Есть специальная процедура, регламентированная законом - при вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской документации последствий физического насилия медицинский работник обязан послать информацию в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов полиции).

  2. После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению в трех экземплярах — для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и сотрудника полиции (участкового или инспектора по делам несовершеннолетних).

Важно! Обращение родителей (письменное заявление) должно быть зарегистрировано в канцелярии и иметь входящий номер.

  1. Если участковый отказывается принимать заявление от родителей, тогда оно дополняется фразой «участковый Ф.И.О. отказался принимать заявление» и направляется в районное отделение полиции (РОВД), а именно — к начальнику участкового.

  2. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев также пишется заявление (директору школы и в полицию).

  3. Кроме того, можно (и нужно!) обратиться к психотерапевту, если родитель чувствует страх, тревогу, а у ребенка пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения.

Ребенку – жертве жестокого обращения потребуется особая поддержка со стороны педагогов, психологическая помощь и постоянный последующий контроль за ситуацией в семье. Вероятно, ребенка в семье будут подвергать преследованию за то, что он сообщил о факте насилия. Чтобы избежать этого потребуется совместная работа школы, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и правоохранительных органов.

Поэтому очень важно, чтобы педагоги и другие взрослые знали инстанции, куда они могут обратиться за помощью:

  1. Органы опеки и попечительства.

  1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  1. Оказание психологической помощи жертвам насилия.

  2. Социально-реабилитационные центры.

  3. Службы юридической помощи.

  4. Службы экстренной психологической помощи.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий...
Однако, международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconРеферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: «Вопросы...
Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические рекомендации по реализации программ повышения квалификации...
Фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconРешение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,...
В ярославской области по состоянию на 1 января 2011 года проживает 211 051 несовершеннолетний, 137 тысяч семей с несовершеннолетними...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические рекомендации к проведению тематических педагогических...
Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические рекомендации по вопросам проведения государственного...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители icon«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические...
...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconИнформация о возможности ознакомления в школьной библиотеке гбоу...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconЗаконодательство
Дети не для насилия. Сайт Общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми. Странички для детей, родителей,...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические рекомендации по подготовке педагогических кадров к аттестации в новой форме
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconПрограмма элективного курса для 9-го класса по образовательной области...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconИсследовательский проект на тему: "Знакомые незнакомцы" (работа со словарными словами)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconЦымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия
Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними составители iconМетодические разработки по различным вопросам организации педагогического...
Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск