Скачать 449.07 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Составители: И.А. Токарева, БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Т. В. Загоскина, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю.П. Силинская, БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Т.Е. Катышева, педагог-психолог БОУ ВО «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения». Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Понятие, виды и формы насилия Насилие - такое физическое или психологическое действие в отношении личности, группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта. Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми. Виды и формы насилия
Последствия жестокого обращения, насилия Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия) носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, является причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование. Ю.М. Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. За этими симптомами, писал он, скрывается психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому. Основными последствиями жестокого обращения и насилия являются эмоциональные и поведенческие нарушения, включая девиантное поведение; нарушение социализации ребенка; трудности в создании в создании собственной семьи воспитании детей. Признаки, характерные для различных видов насилия Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями. Наблюдательный взрослый (учитель, социальный педагог, любой человек из окружения ребенка) по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Следует подчеркнуть, что для этого важно наличие не одного какого-либо признака, а сочетание их – именно это должно привлечь внимание педагога и родителей:
В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого-либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:
Главная задача педагога в решении вопросов профилактики жестокости и насилия – планомерная информационная работа с детьми и родителями. Классный руководитель, педагог может проводить следующую работу по данному направлению:
Жестокое обращение с ребёнком не может быть безнаказанным, в российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. Внимание педагогов к детям поможет своевременно оказать им необходимую помощь. Каждому взрослому, находящемуся рядом с детьми, важно не оставаться равнодушными к их судьбе и информировать соответствующие службы о фактах жестокого обращения с детьми. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
Последовательность действий педагога в случае выявления факта жестокости и насилия 1. Постараться «разговорить» ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения, не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
2. Рекомендовать родителям (законным представителям) проведение диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания).
К основным задачам администрации, социального педагога ОУ по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми относятся следующие (Доронова Т.Н. и др., 2003):
Получив информацию о факте жестокого обращения, прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту. Если ребенок говорит об этом в классе, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине. Если ребенок сообщает Вам о насилии:
- Знать места, где он будет в безопасности. - Не пытаться самому остановить насилие. - Знать взрослого, к которому можно обратиться, или телефон, по которому можно позвонить.
- Не обвинять. - Дать гарантию конфиденциальности. - Говорить с позиции заботы о ребенке и матери (если она также является жертвой насилия). Алгоритм действия сотрудников образовательных учреждений:
Последовательность действий родителей в случае выявления факта жестокости и насилия по отношению к их ребенку:
Важно! Обращение родителей (письменное заявление) должно быть зарегистрировано в канцелярии и иметь входящий номер.
Ребенку – жертве жестокого обращения потребуется особая поддержка со стороны педагогов, психологическая помощь и постоянный последующий контроль за ситуацией в семье. Вероятно, ребенка в семье будут подвергать преследованию за то, что он сообщил о факте насилия. Чтобы избежать этого потребуется совместная работа школы, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и правоохранительных органов. Поэтому очень важно, чтобы педагоги и другие взрослые знали инстанции, куда они могут обратиться за помощью:
|
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий... Однако, международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать... | Реферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: «Вопросы... Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста | ||
Методические рекомендации по реализации программ повышения квалификации... Фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования... | Решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,... В ярославской области по состоянию на 1 января 2011 года проживает 211 051 несовершеннолетний, 137 тысяч семей с несовершеннолетними... | ||
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических... Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары | Методические рекомендации по вопросам проведения государственного... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | ||
«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические... ... | Информация о возможности ознакомления в школьной библиотеке гбоу... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | ||
Законодательство Дети не для насилия. Сайт Общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми. Странички для детей, родителей,... | Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров к аттестации в новой форме Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов... | ||
Программа элективного курса для 9-го класса по образовательной области... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | Исследовательский проект на тему: "Знакомые незнакомцы" (работа со словарными словами) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | ||
Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб | Методические разработки по различным вопросам организации педагогического... Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей... |