Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети»





Скачать 113.05 Kb.
НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети»
Дата публикации26.09.2014
Размер113.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛОКОЛАМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРАВА,

ЭКОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ»


«УТВЕРЖДЕНО»

И.о. директора колледжа

_______С.В. Алексеева

«___»_____2013г.


Программа психолого-педагогического сопровождения

« Одаренные дети»

2013 – 2014 учебный год

Автор-составитель программы

Заместитель директора по воспитательной работе Большакова Надежда Николаевна

Содержание:

  1. Пояснительная записка

    1. Цель и задачи программы

    2. Ожидаемые результаты реализации программы

    3. Основные мероприятия программы

    4. Категории одаренных детей

    5. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

    6. Формы работы с одаренными учащимися

  1. План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год


Пояснительная записка.

Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

   Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

В «Рабочей концепции одаренности» (1998), разработанной коллективом авторов под руководством Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадриковым, одаренность трактуется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование.

Творческие способности - это особая группа способностей, которая проявляется в нестандартности мышления и особом взгляде на мир. Высокий уровень развития творческих способностей называется творческой одаренностью. Творческие способности не всегда коррелируются с интеллектуальными, поэтому эти дети могут иметь различные показатели школьной успеваемости. Высокое сочетание интеллекта и творческих способностей рассматривается через понятие креативности.

Креативность – это качество личности. Оно предполагает, что человек вносит элемент творчества во все, что он делает. Креативность формируется в процессе жизни в обществе, это особая ценностная и целевая направленность личности на создание продуктов отличающихся новизной и оригинальностью.

В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, определяющих основные параметры, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми.

Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Кроме того, ею выделены три главных вида одаренности:

  • академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;

  • интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;

  • творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:

-          сохранение индивидуальности;

-          поддержка собственной познавательной потребности;

-          знание психологических особенностей «одаренных».

   Программа «Одаренные дети» в школе реализуется в двух направлениях.

1.       Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2.       Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Цель программы

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру урочного и дополнительного образования.

3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи программы

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым студентам;

знакомство преподавателей с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, психолого-педагогической диагностики студентов;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих студентам проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых студентов;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала студентов;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными студентами;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых студентов;

-   повышению качества образования и воспитания студентов;

-   формирование банка, технологии и программ для диагностики способных и одаренных студентов.

Основные мероприятия программы

 - разработка и внедрение индивидуальной подпрограммы преподавателей для одарённых студентов;

- организация олимпиад, конкурсов, выставок, интеллектуальных соревнований внутри колледжа;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности студентов в колледже, развивающих работу с одарёнными студентами;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых студентов;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ студентов;

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в колледже.

Категории одаренных детей

1. Студенты с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Студенты с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3.Студенты с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Студенты с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5.Студенты, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя;

  • принцип свободы выбора студентами дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися
кружки;

спортивные секции;

конкурсы;

участие в олимпиадах;

интеллектуальные марафоны;

неделя Науки;

недели Специалиста.

План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения

«Одаренные дети»

на 2013-2014 учебный год



Мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

1.

Диагностика одаренных детей

Классные руководители

Сентябрь – октябрь

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных студентов

Большакова Н.Н.

Октябрь

3.

Расширение сети дополнительного образования по выбору с учетом способностей и запросов студентов

Большакова Н.Н.

Октябрь

4.

Организация и проведение олимпиад

ПЦК

В течение года

5.

Участие в районных, областных, всероссийских олимпиадах и конкурсах

ПЦК

Сигаркина Л.Н.

Большакова Н.Н.

В течение года

6.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Большакова Н.Н.

Июнь

7.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

ПЦК

Большакова Н.Н.

Зав. отделениями

В течение года

8.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Администрация

В течение года

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

ПЦК

Большакова Н.Н.

Зав. отделениями

В течение года

10

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных студентов

Большакова Н.Н.

Зав. отделениями

В течение года

11

Обобщение опыта работы преподавателей по работе с одаренными детьми

ПЦК

Большакова Н.Н.

Зав. отделениями

Классные руководители

Май-июнь

12

Распространение опыта работы с одаренными детьми

ПЦК

Большакова Н.Н.

Зав. отделениями

Классные руководители

В течение года

13

Проведение недель Специалиста

ПЦК

Февраль-март

14

Проведение недели Науки

ПЦК

Декабрь

15

Материально-техническая поддержка педагогов, осуществляющих работу с одаренными студентами

Администрация

В течение года

16

Повышение квалификации педагогов

Администрация

В течение года

17

Конкурсы творческих работ по направлениям.

Администрация

В течение года (не реже 1 раза в месяц).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации...
В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети»....
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи...
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconУчитель
Тема: «Организация индивидуального психолого – педагогического сопровождения детей с овз»
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по...
Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconПриказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети»
«Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconВоспрянет россия к свету, это неизбежно!
...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconРабочая программа дисциплины «Политические партии в политическом процессе»
...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-медико-педагогического сопровождения образования в условиях инклюзивной школы
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconКомментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз "о политических партиях"
...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconПримеры ошибочных подчеркиваний в текстовом редакторе Microsoft Word
...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconДепутаты Совета депутатов муниципального округа Печатники в городе Москве
...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» iconПрактикум для психологов и логопедов. В арсенале: дыхательно координационные упражнения
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск