«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦО №1447
имени Н.А.Островского _____________________
Волкова Е.В.
Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения и социокультурного развития ГОУ ЦО №1447 имени Н.А.Островского 1.Общие положения.
1.1.Служба психолого-педагогического сопровождения и социокультурного развития(далее Служба) является структурным подразделением ГОУ ЦО №1447 имени Н.А.Островского и призвана содействовать развитию индивидуальности посредством формирования благоприятной образовательной среды для саморазвития и самовыражения ребёнка, использования индивидуально-ориентированных форм и способов психолого-педагогического сопровождения учащихся ,имеющих особые образовательные потребности и имеющих трудности в обучении, личностном и социальном развитии .
1.2.Служба осуществляет свою деятельность на основании приказа МО РФ №636 от 22.10.99 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», приказа МО РФ № 1418 от 15.05.2000 « Об утверждении Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». Данные нормативно-правовых актов определяют организационно-методическую основу деятельности службы.
1.3.В своей деятельностиСлужба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Департамента образования г.Москвы, уставом школы, настоящим положением.
1.4.Деятельность Службы ГОУ ЦО №1447 имени Н.А.Островского (далее по тексту школы) базируется на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманизации и дифференциации образовательного процесса.
1.5.Концептуальной основой деятельности Службы является Педагогика Успеха. 2.Цели и задачи службы.
2.1.Целями Службы школы являются:
содействия администрации и педагогическому коллективу школы в создании условий, обеспечивающих образовательную деятельность учащихся школы, детей с «особыми» образовательными потребностями ; гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса, в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребёнка;
оказание помощи учащимся школы в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
оказание помощи учащимся школы в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, профессионального и досугового самоопределения, самореализации личности.
организация в средствах массовой информации пропаганды поддержки и укрепления семьи ,необходимости социальной защиты учащихся.
2.2.Задачами Службы школы являются:
психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем у учащихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
раннее выявление учащихся с проблемами в обучении и личностном развитии;
выявление и сопровождение детей с «особыми» образовательными потребностями;
формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных и психофизиологических особенностях, резервных возможностях организма учащихся школы;
разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ развития и коррекции нарушений развития ребёнка;
проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
изучение культурно-исторического наследия России, пропаганда и освоение лучших народных культурно-художественных традиций. использование фольклорного наследия с целью воспитания у учащихся высокой нравственности и патриотизма
организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности Службы;
формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса (ИМДК) Службы.
3.Основные направления деятельности Службы :
3.1. Основные направления деятельности службы :
а) комплексная диагностика, обеспечивающая:
исследование состояния психического и соматического здоровья, эмоционального благополучия учащихся школы, изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
выделение учащихся с «особыми» образовательными потребностями;
мониторинг состояния здоровья, успешности обучения и воспитания учащихся школы с целью динамического наблюдения за их развитием;
создание банка данных о психофизиологических особенностях учащихся;
определение соответствия образовательной среды, социума возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся, состоянию их здоровья и развития;
б) профилактическая и коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление следующих проблем:
трудностей в обучении;
проблем в эмоционально-волевой сфере;
проблем выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения;
формирования здорового образа жизни.
Коррекционная и профилактическая работа обеспечивает:
обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития возможностей организма;
формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
содействие процессу развития личности учащегося, сохранению его индивидуальности на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социального и коррекционного педагогов;
психолого-педагогическое сопровождение (ППС-сопровождение) детей «группы риска»;
ППС-сопровождение учащихся с «особыми» образовательными потребностями.
Консультативная деятельность предполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении, в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения, формирование здорового образа жизни.
Социокультурная деятельность:
формирование подлинных эстетических ценностей,а также обогащение форм организации досуга
овладение учащимися основами музыкальной народной культуры и декоративно-прикладного творчества
пропаганда семейного воспитания, укрепление семейных традиций, развитие семейных форм организации досуга, способствующих рациональной организации досуга, проникновению народного творчества в быт.
3.2. Основные направления деятельности Службы школы реализуются:
в процессе работы по соответствующим системно и индивидуально ориентированным программам сопровождения;
через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
через индивидуальное консультирование;
в работе семинаров, научно-практических конференций, психолого-педагогических консилиумов;
через консультативное сопровождение;
посредством ведения аналитической и прогностической деятельности.
организация и проведение мероприятий формирующих ценностное осмысление досуга, развивающих культурный интерес, создающих возможность для формирования навыков межличностного общения.
4.Организация деятельности Службы школы.
4.1. Служба организует работу с детьми-инвалидами и учащимися с « особыми» образовательными потребностями
учащимся самостоятельно, обратившимся за помощью;
учащимся с проблемами в обучении, поведении, общении, выявленными специалистами центра в результате проведённой диагностики;
в результате обращения родителей (их законных представителей), учителей, классных руководителей, других участников образовательного процесса.
4.2. Основные направления деятельности Службы осуществляются:
руководителем Службы;
педагогами-психологами;
социальным педагогом;
учителями-логопедами;
учителями-дефектологами;
медицинскими работниками;
инструктором ЛФК;
тьютором;
педагогами дополнительного образования
4.3. Специалисты Службы осуществляют комплексное непрерывное сопровождение учащихся.
4.4. Cпециалисты Службы , на основании заключения окружной ПМПК, для учащегося с особыми образовательными потребностями формируют индивидуальную программу развития ребёнка, осуществляют мониторинг развития учащегося на основе следующего пакета документов:
учитель - дефектолог:
дефектологическое представление;
карта динамического развития;
перспективный план работы учителя - дефектолога;
календарно - тематическое планирование;
график работы;
расписание занятий;
журнал учёта проведённых занятий;
конспекты занятий, обобщённые результаты работы, рекомендации, дидактические материалы;
учитель - логопед:
журнал первичного обследования;
речевые карты;
план работы учителя - логопеда (перспективное, тематическое планирование, для учителя - логопеда в ДОУ календарное);
журнал учёта проведённых занятий;
список учащихся;
график работы;
расписание занятий;
конспекты занятий, обобщённые результаты работы, рекомендации, дидактические материалы;
педагог - психолог:
годовой план работы педагога - психолога;
график работы;
расписание занятий;
методический инструментарий;
индивидуальный план (программа) работы с «особым» ребёнком;
программы групповых занятий;
аналитический отчёт;
педагог - организатор (тьютор)
план работы тьютора;
график работы;
расписание занятий;
дневник индивидуального сопровождения.
4.5. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов и других специалистов Службы оказывается учреждениями, предназначенными для углублённой специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 5.Управление, обеспечение деятельности и финансирование Службы.
5.1. Управление деятельностью Службы осуществляется директором школы, Советом школы и Педагогическим советом в соответствии с разграничением полномочий, регламентированным Уставом.
5.2. Обеспечение взаимодействия с учреждениями образования и культуры, организациям здравоохранения, социального развития и социальной защиты, представителями общественности по вопросам охраны детства и семьи, сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляет директор и руководитель Службы
5.3. Администрация школы в порядке, установленным Уставом образовательного учреждения, содействует Службе в осуществлении её деятельности.
5.4. Непосредственное руководство деятельностью Службы осуществляет руководитель Службы. |