Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности





Скачать 481.09 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности
страница1/2
Дата публикации12.08.2013
Размер481.09 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2
Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)

НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)


----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Стратегическое планирование»

для студентов специальности
080507 «Менеджмент организации»


ЯРОСЛАВЛЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

2012
СОДЕРЖАНИЕ:


5.2.4 ГЛОССАРИЙ 23


1 Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе
(пояснительная записка)


В системе профессиональной подготовки менеджеров дисциплина «Стратегическое планирование» занимает одно из ведущих мест. Полученные студентами в процессе обучения знания по стратегическому планированию являются фундаментальной основой разработки вариантов управленческих решений и принятия наиболее оптимальных из них, обеспечивающих повышение эффективности использования собственного и заемного капиталов, активов, производственного потенциала и финансовых ресурсов организаций.

Изучение курса «Стратегическое планирование» является важным дополнением к основным курсам по подготовки менеджеров.

В содержание курса входит изучение процесса стратегического планирования на микро- (предприятие) и макро-уровнях (государственное управление). В ходе курса раскрывается сущность стратегии, рассматриваются различные методики стратегического планирования и выбора стратегических альтернатив. Осуществляется тщательный разбор связи между общей и сфокусированными стратегиями компании. Анализируется стратегия повышения конкурентоспособности продукта. Рассматриваются типичные трудности в реализации стратегии и способы их преодоления.

Цель изучения дисциплины «Стратегическое планирование» состоит в формировании у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по стратегическому планированию, по обоснованию принимаемых решений для реализации финансовой политики и управления производством.

Основная задача изучения дисциплины – реализация требований, установленных Государственным стандартом высшего профессионального образования, к подготовке специалистов по специальностям «Менеджмент организации» в области проблем стратегического планирования и перспективного планирования деятельности организации.

Задачами изучения дисциплины «Стратегическое планирование» являются:

- раскрыть понятие стратегического планирования, сущность, функции и преимущества стратегического планирования;

- определить место и роль стратегического планирования в системе стратегического менеджмента;

- рассмотреть этапы и процесс стратегического планирования;

- определить задачи специалистов по стратегическому планированию и роль высшего руководства фирмы в стратегическом планировании.


2. Требования к уровню освоения рабочей программы
Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами формирует профессиональные знания менеджеров. В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь системное представление:

- о закономерностях стратегического планирования;

- о базовых и функциональных стратегиях стратегического планирования;

- об особенностях различных видов стратегического планирования;

- об особенностях стратегического планирования предприятий в современных условиях.

Знать:

- теоретические основы стратегического планирования;

- основные методы стратегического прогнозирования и планирования;

- основы и алгоритм организации процесса стратегического планирования на предприятии;

- основы контроля в стратегическом планировании.

Уметь:

- определять стратегические цели деятельности предприятия и осуществлять планирование их достижения;

- систематизировать и обобщать информацию, делать необходимые выводы для стратегического планирования;

- оценивать эффективность рассматриваемых альтернатив при проведении стратегического планирования;

- использовать методы стратегического планирования в профессиональной деятельности по планированию.

Владеть:

- специальной терминологией стратегического планирования;

- навыками практического применения методов портфельного анализа при проведении стратегического планирования;

- методологией осуществления стратегического планирования на предприятии.

3 Содержание дисциплины
В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., время, отводимое на изучение дисциплины «Управленческие решения», составляет 112 часов.

Объем времени, отводимого на изучение дисциплины «Стратегическое планирование», указан в табл.1.

Таблица 1 – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины
« Стратегическое планирование»

Форма обучения

База

Срок
обучения


Всего часов по дисциплине

в т.ч.

аудиторных
занятий


СРС*

Лекций

Практических

заочная

общее среднее (полное) образование

6 лет

104

14

--

90

заочная

среднее профессиональное образование

4 года

104

14

--

90

заочная

высшее образование

3,5 года

104

14

--

90

* СРС-самостоятельная работа студента

3.1 Примерный тематический план

Распределение учебного времени на изучение дисциплины «Стратегическое планирование» показано в табл. 2.

Таблица 2 – Распределение учебного времени для студентов, обучающихся на базе общего среднего (полного), среднего профессионального и высшего образования

Тема

Учебное время на дисциплину

Всего

в том числе

Уч. занят.

СРС

Лекц.

Практ.

Предмет и задачи стратегического планирования.

8

1

-

7

Теоретические основы стратегического планирования.

12

1

-

11

Методологические основы стратегического планирования.

20

2

-

18

Организация стратегического планирования.

14

2

-

12

Контроль и регулирование процесса разработки стратегического плана предприятия.

18

2

-

16

Организационные аспекты процесса стратегического планирования на предприятии.

10

2

-

8

Стратегическое планирование и регулирование социальных проблем общества и научно-технического прогресса.

18

2

-

16

Стратегическое планирование и прогнозирование деловой сферы и организационной культуры предприятия.

14

2

-

12

ВСЕГО:

104

14

-

90


3.2 Содержание разделов и тем
ТЕМА № 1. Предмет и задачи стратегического планирования

Стратегическое планирование как наука.

Социально-рыночное хозяйство как субъект государственного регулирования и стратегического планирования.

Стратегическое планирование в качестве процесса практической деятельности общества.
ТЕМА № 2. Теоретические основы стратегического планирования

Сущность и содержание стратегического планирования.

Преимущество внедрения стратегического планирования в организации.

Основная цель и задачи, формы и виды реализации стратегического планирования.

Стратегическое планирование как процесс.
ТЕМА № 3. Методологические основы стратегического

планирования

Методы стратегического планирования.

Методы стратегического анализа: метод разрыва и модель жизненного цикла товара.

Портфельные модели анализа стратегии: матрица бостонской консультационной группы, модель А.Д. Литтла (АДЛ), модель Мак-Кинси, модель делового анализа РIMS, и модель Мак-Кинси «7С».

Модели конкурентного анализа: модель «Пять сил конкуренции» по М. Портеру.
ТЕМА № 4. Организация стратегического планирования

Стратегии функционирования отечественных предприятий в современных условиях.

Стратегические альтернативы базовых стратегий.

Алгоритм стратегического планирования деятельности предприятия.
ТЕМА № 5. Контроль и регулирование процесса разработки стратегического плана предприятия

Стратегический контроль, его сущность, основные принципы и задачи.

Финансовый анализ как инструмент финансового контроля в системе стратегического планирования: его сущность, назначения (цели) и основные компоненты.

Контроллинг в системе регулирования процесса стратегического планирования: понятие, его концепция, специфические особенности и основные функции. Особенности контроллинга проблем и целей стратегического плана.
ТЕМА № 6. Организационные аспекты процесса стратегического планирования на предприятии.

Организационные аспекты разработки стратегического плана организации. Миссия, цели и задачи. Роль, участие и задачи менеджеров в формировании стратегий и разработке стратегических планов предприятий. Экономические критерии эффек-тивности планов.
ТЕМА № 7. Стратегическое планирование и регулирование социальных проблем общества и научно-технического прогресса

Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. Стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы, занятости и развития отраслей социальной сферы.

Современная НТР и стратегическое планирование НТП. Экологическая политика России и проблемы обеспечения экологической безопасности. Мониторинг и стратегическое планирование состояния природной сферы в РФ.
ТЕМА № 8. Стратегическое планирование и прогнозирование деловой сферы и организационной культуры предприятия

Прогнозирование и его роль в стратегическом планировании. Методы прогнозирования основной среды. Технологическое прогнозирование. Социально-политическое прогнозирование.

Объекты и процесс планирования организационной культуры организации.

4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1 Перечень основной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.).

  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) [Текст]: [Федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос.Думой 21 окт. 1994 г.].

  3. Анисимов О.С. Стратегическое управление. Учебное пособие. – М.: ИПК Госслужбы, 2005. – 505 с. – (Энциклопедия стратегического управления).

  4. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И.Евенко - Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989.

  5. Бородушко И.В., Васильев Э.К. Стратегическое планирование и прогнозирование. СПб.: Питер, 2006.

  6. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.

4.2 Перечень дополнительной литературы и ссылок на
информационные ресурсы


1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М., – 2001.

23. Дашевская, Клейникова. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М., – 1992.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М: Патент, – 2004.

5. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, – 2005.

6. Овчаренко А.Н. Стратегическое планирование и стратегия управления политической деятельностью. М.: Academia, АПКиПРО, 2002. – 184 с.

  1. Прокопчук Л.О. и др. Стратегическое планирование: Конспект лекций. – СПб: Изд. Михайлова, 2000.

  2. Система государственного планирования Санкт-Петербурга/ Под руководством В.В. Бланка. ООО «РДК-Принт», 2005.

  3. Стратегическое планирование (Под ред. Петрова А.М.: Учебное пособие. – СПб: Знание, 2003 (Г)).

  4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2000.

  5. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. – М.: ПРИОР, 2000. – 288

  6. Хасси Д. Стратегия и планирование. СПб.: Питер,2001.


4.3 Перечень баз данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Справочно-информационная система Гарант, Консультант



4.4 Формы итогового контроля

В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., для всех категорий студентов формой итогового контроля по дисциплине «Стратегическое планирование» является зачет.

Зачет имеет целью проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме учебной программы.

К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

Студентов, обучающихся в течение семестра только на «отлично», показавшим отличные знания по результатам текущего контроля, по согласованию с заведующим кафедрой преподаватель может освобождать от экзамена с выставлением им оценки «отлично».

Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом. В период подготовки к нему студенты могут получить у экзаменатора индивидуальные и групповые консультации. Им обычно является преподаватель, проводивший лекционный курс.

По учебнику или по другим учебным материалам надо систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы. Именно по ним можно проверить степень своей подготовленности к зачету.

В ходе подготовки к зачету желательно рассмотреть вопросы, которые представлены в следующем разделе. Эти вопросы охватывают весь курс учебной дисциплины «Стратегическое планирование», их знание обеспечит успешность сдачи зачета.

Зачет проводится по билетам, в каждом из них поставлены два вопроса разных разделов, тем учебного курса. Зачет проводится в форме свободной беседы по поставленным вопросам. При этом студенты должны свои ответы подтверждать примерами из практики управления организациями.

Для объективности оценки знаний студентов преподавателем при необходимости могут задаваться им дополнительные или уточняющие ответ вопросы.

Знания, умения и навыки студентов определяются оценками «зачтено» и «незачтено». Оценка студенту объявляется по окончании им ответа на зачете.

Положительные оценки «зачтено» заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Оценка «незачтено» заносится только в экзаменационную ведомость.
4.4.1 Программные вопросы по дисциплине

1. Стратегическое планирование как наука. Задачи теории стратегического планирования.

2. Стратегическое планирование: понятия, основная цель, задачи и формы реализации.

3. Стратегическое планирование: содержание и сущность. Особенности стратегического и долгосрочного планирования.

4. Исторические предпосылки возникновения стратегического планирования. Основные научные школы и их подходы к решению проблем стратегического планирования.

5. Общая схема стратегического планирования организации как управленческого процесса. Характеристика каждого элемента.

6. Сущность и содержание стратегического планирования в деятельности организации.

7. Сущность и особенности реактивного и инактивного видов стратегического планирования.

8. Сущность и особенности преактивного и интерактивного видов стратегического планирования.

9. Основные вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение. Их сущность и взаимосвязь.

10. Процесс стратегического планирования организации. Миссия организации, ее сущность и роль для стратегического планирования.

11. Методы стратегического планирования: виды и их характеристика. Метод разрыва.

12. Портфельные модели анализа стратегии: матрица бостонской консалтинговой группы.

13. Портфельные модели анализа стратегии: модель А.Д. Литтла.

14. Портфельные модели анализа стратегии: модель делового анализа PIMS.

15. Портфельные модели анализа стратегии: модель Мак-Кинси.

16. Портфельные модели анализа стратегии: модель Мак-Кинси «7С».

17. Модель конкурентного анализа М. Портера «Пять сил конкуренции».

18. Выбор конкретной стратегии предприятия. Матрица Игоря Ансоффа «продукт-рынок».

19. Основные виды генерических стратегий М. Портера (Матрица Портера).

20. Характеристика основных базовых стратегий развития организации: стратегии роста.

21. Характеристика основных базовых стратегий развития организации: стратегии выживания.

22. Характеристика основных базовых стратегий развития организации: стратегии стабилизации.

23. Организационные аспекты разработки стратегического плана организации. Миссия, цели и задачи.

24. Основные этапы формирования стратегического плана развития организации.

25. Организации: стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.

26. Стратегический контроль в системе регулирования процесса стратегического планирования.

27. Контроллинг в системе регулирования процесса стратегического планирования.

28. Социальная политика государства и ее влияние на стратегическое планирование предприятий.

29. Взаимосвязь стратегического планирования с научно-техническим прогрессом.

30. Прогнозирование в теории стратегического планирования. Сущность, периоды и роль.

32. Взаимосвязь стратегического планирования с организационной культурой организации. Планирования организационной культуры организации.

33. Алгоритм стратегического планирования в организации в рыночных условиях хозяйствования.


4.4.2 Варианты тестов по дисциплине

ВАРИАНТ I

1) Какое место занимает планирование в управлении бизнесом?

1. Самое важное, если вы умеете планировать, то остальное неважно

2. Необязательное, многие вполне могут обойтись и без него

3. Грамотное планирование – 30% успеха предприятия

4. Грамотное планирование- 50% успеха предприятия

2) Что является первоначальным пунктом при планировании дел?

1. Отбросить все неважные дела и заняться только важными

2. Составить полный список дел, которые нужно решить

3. Распределить дела по степени важности

4. Дать задание секретарю или заместителю, чтобы те составили план дел

3) Что предпринимателю важно помнить при составлении плана?

1. Необходимо быть оптимистом во всем

2. Необходимо составлять план учитывая долгосрочные перспективы

3. Необходимо пессимистично оценивать ситуацию, чтобы найти лучший выход

4. Необходимо быть уверенным, что выполнишь все дела в срок

4) Что нужно в первую очередь учитывать при открытии собственного предприятия?

1. Инфляцию

2. Кредиторскую задолженность

3. Стратегию развития бизнеса

4. Тактику развития бизнеса

5. Арендную плату

6. Количество рабочей силы

5) Что должно являться своего рода стержнем воплощения мечты в реальность?

1. Четко поставленная цель

2. Финансовые возможности

3. Сильное желание добиться чего-либо

4. Отсутствие преград

6) С чего обязательно начинать реализацию поставленной цели?

1. С устранения препятствий, мешающих этому

2. С определения расстояния, отделяющего вас от цели

3. С создания финансовой базы

4. С отменой всех остальных дел и всецелого поглощения только этой задачи

7) Что в первую очередь необходимо чувствовать и ощущать при проделывании шагов к намеченной цели?

1. Что шагов стало меньше

2. Саму цель еще более четко, что вызовет большую мотивацию

3. Финансовое равновесие

4. Что поставленная цель не мешает другим делам

8) Какая основная роль бизнес- плана для предприятия?

1. Это теоретическая формальность, без которой вполне можно обойтись

2. В нем будет храниться вся информация о предприятии

3. Если предприятие большое, то у него должен быть бизнес- план

4. Это своего рода карта по развитию бизнеса

9) Какой самый эффективный способ сбора данных для бизнес - плана с точки зрения специалистов?

1. Общение со знающими людьми

2. Посещение аналогичной фирмы в качестве простого клиента

3. Чтение литературы

4. Купить готовый бизнес – план

10) На какие вопросы должен отвечать бизнес план? (отметьте несколько правильных ответов)

1. Кто мои конкуренты?

2. Какую прибыль обеспечит мое предприятие?

3. Как будет необходимо возвращать кредит?

4. Кто мои клиенты и где они располагаются?

5. Что уникального в моей продукции?

6. Почему реклама конкурентов лучше?

11) На какие три основных вопроса по сути отвечает бизнес- планирование? (отметьте несколько правильных ответов)

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда мы хотим двигаться?

3. Каковы наши финансовые дела?

4. Как мы собираемся достичь желаемого?

5. Какова вероятность «прогореть»?

6. Сколько времени нам потребуется на реализацию наших планов?

12) Каковы основные компоненты стратегического плана? (отметьте несколько правильных ответов)

1. Миссия

2. Начальный капитал

3. Стратегия

4. Подбор рабочей силы

5. Цели

13) Какие из следующих утверждений вы считаете верными:

• существуют оптимальные для всех фирм стратегии;

• процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален;

• фирмы должны использовать единые методы стратегического

управления;

• при выработке стратегии фирмы учитывают некоторые обобщенные принципы.

1. первое;

2. второе;

3. третье;

4. четвертое.
14) Перенос центра внимания высшего руководства фирмы на окружение с целью своевременного реагирования на происходящие в нем изменения характерен для перехода от:

1. текущего планирования к долгосрочному;

2. стратегического планирования к стратегическому управлению;

3. долгосрочного планирования к стратегическому.

15) Миссия организации сформулирована следующим образом: «Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации». Такая формулировка миссии характерна для:

1. стратегического управления;

2. оперативного управления;

3. обоих видов управления.

16) Что является характерным для менеджеров при стратегическом

управлении:

1. ориентация внутрь организации;

2. поиск путей более эффективного использования ресурсов;

3. поиск новых возможностей в конкурентной борьбе;

4. отслеживание и адаптация к изменениям в окружении;

5. ориентация на внешнюю среду.

17) Какие из следующих положений характерны для принципов управления персоналом в рамках стратегического управления:

1. работники — это ресурс организации;

2. персонал — это исполнители отдельных работ и функций;

3. работники — основа организации;

4. работники — основная ценность организации;

5. персонал — это источник благополучия фирмы.

18) Эффективность деятельности и управления предприятием определяется прибыльностью и рациональностью использования производственного потенциала. Такая оценка эффективности характерна для:

1. стратегического управления;

2. оперативного управления;

3. текущего управления.

19) Организация, использующая стратегическое управление, планирует свою деятельность исходя из того, что:

1. окружение не будет изменяться;

2. в окружении не будет происходить качественных изменений;

3. в окружении постоянно будут происходить изменения.

20) При стратегическом управлении планы организации:

1. предусматривают только конкретные действия в настоящем и будущем;

2. базируются на четко известном и неизменном конечном состоянии;

3. фиксируют желаемое в будущем состояние организации;

4. позволяют организации реагировать на изменения в окружении.
21) Определение степени концентрации продаж и прибылей фирмы в одной стратегической зоне хозяйствования помогает:

1. оценить стратегическую уязвимость фирмы;

2. оценить эффект синергии;

3. осуществить балансирование стратегических зон хозяйствования на различных стадиях жизненного цикла.

22) Большая эффективность труда вследствие специализации по видам и методам работы, технологических инноваций в производственных процессах, оптимальной загрузки оборудования, более полного использования ресурсов, внедрения новых концепций товара является эффектом:

1. масштаба производства;

2. кривой опыта;

3. масштаба деятельности;

4. синергии.

23) Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от раздельного использования те же ресурсов, называют эффектом:

1. масштаба производства;

2. кривой опыта;

3. масштаба деятельности;

4. синергии.

24) Какова последовательность действий в рамках стратегического управления?

1. определение целей — определение миссии — выбор стратегии;

2. выбор стратегии — определение миссии — определение целей;

3. определение миссии — определение целей — выбор стратегии;

4. определение миссии — выбор стратегии — определение целей.

25) Миссия организации:

1. дает конкретные указания относительно вида и сроков деятельности;

2. задает основные направления движения организации;

3. определяет отношение организации к процессам внутри и вовне ее.
ВАРИАНТ II

1) Что представляет собой основную причину существования организации, зафиксированную в письменном виде?

1. Цели организации

2. Стратегия организации

3. Миссия организации

4. Бизнес-план организации

2) Какие основные элементы должна включать в себя миссия организации? (отметьте несколько правильных ответов)

1. Предпочтения потребителей

2. Задачи фирмы с учетом ее базовых услуг или товаров, основных рынков и технологий

3. Культура организации

4. Персонал

5. Внешнюю среда, определяющую философию деятельности

3) Как можно сформулировать основную цель любого бизнеса с точки зрения стратегического планирования?

1. Получение прибыли

2. Создание капитала

3. Создание потребителя

4. Получение экономических выгод

4) Что из себя представляет стратегия организации?

1. Расширенное описание миссии организации

2. Бизнес-план

3. План реализации мечты предпринимателя

4. Конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели

5) Как должны формулироваться цели организации?

1. оптимистично

2. с учетом потенциально-возможных вариантов

3. конкретно, в измеряемых количественно показателях

4. конкретно, в измеряемых качественно показателях

5. в абстрактных и приблизительных показателях

6) Какие цели формулируются в первую очередь?

1. краткосрочные, от которых в дальнейшем можно двигаться на уровни выше

2. среднесрочные, являющиеся «золотой серединой», т.к. от них легко как опуститься на уровень ниже, так и подняться на уровень выше

3. долгосрочные, как ориентир для других уровней

7) Отражается ли достижимость целей на качестве работы персонала организации?

1. да, так как это мощный мотиватор к деятельности

2. да, так как от этого может меняться отношение к ним руководства

3. нет, данная характеристика целей не связана с эффективностью работы персонала

4. нет, она отражается только на руководстве организации

8) Какие виды деятельности организации требуют установки для них целей?

1. только те, что прописаны в бизнес-плане

2. все виды деятельности, являющиеся важными для организации

3. только те, которые напрямую ведут к реализации миссии

4. все, которые назначит главный бухгалтер

9) Каковы основные характеристики целей организации? (отметьте несколько верных ответов)

1. достижимость

2. быстродействие

3. конкретность

4. ориентация на время

5. показательность

6. финансовая независимость

10) Когда отпадает необходимость в стратегии?

1. как только будет написан бизнес-план

2. как только она полностью реализована

3. как только предприятие открылось

4. как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события

11) Каких ошибок вы должны избегать при составлении бизнес-плана (отметьте несколько правильных ответов)

1. утверждений, что конкурентов нет

2. краткости и внесения всего дополнительного в приложение

3. размытых финансовых отчетов

4. скрупулезно выверенных финансовых отчетов

5. ошибок в выборе времени

12) На что в первую очередь захочет взглянуть инвестор (если вы нуждаетесь в таковом)?

1. четко сформулированную миссию

2. грамотно составленный бизнес-план

3. четкую стратегию

4. детализованные и приоритетно расписанные цели

13) Цели организации должны:

1. задавать общие направления функционирования организации;

2. четко и конкретно фиксировать конечное состояние;

3. задавать конкретные сроки выполнения;

4. определять ответственных за достижение определенных целей.

14) К какой группе стратегий относятся стратегии, связанные в основном с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивающие отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технологию:

1. концентрированного роста;

2. интегрированного роста;

3. диверсификации;

4. сокращения.

15) Какой тип стратегии (из группы стратегии концентрированного роста) выбрала фирма, прилагающая большие усилия в области маркетинга и стремящаяся завоевать лучшие позиции с данным продуктом на данном рынке:

1. стратегию развития рынка;

2. стратегию развития продукта;

3. стратегию проникновения на рынок.

16) Какая стратегия наиболее привлекательна для фирмы, которая дальше не может развиваться на одном из рынков с данным продуктом в рамках данной отрасли:

1. концентрированного роста;

2. интегрированного роста;

3. диверсификации;

4. сокращения.

17) Какая из перечисленных стратегий развития предполагает отказ от рассмотрения долгосрочных перспектив бизнеса в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе:

1. стратегия развития продукта;

2. стратегия обратной вертикальной интеграции;

3. стратегия «сбора урожая»;

4. стратегия конгломератной диверсификации;

5. стратегия сокращения расходов.

18) Может ли фирма на практике одновременно реализовывать несколько стратегий:

1. может;

2. не может;

3. может, только если это многоотраслевая компания.

19) Какие из следующих факторов должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии (являются ключевыми):

1. сильные стороны отрасли;

2. сильные стороны фирмы;

3. цели фирмы;

4. интересы высшего руководства;

5. квалификация работников;

6. степень зависимости от внешней среды;

7. все перечисленные факторы.

20) Какие стратегии должны выбирать лидирующие фирмы, если отрасль идет к упадку:

1. концентрированного роста;

2. интегрированного роста;

3. диверсификации;

4. сокращения.

21) Какие стратегии может выбирать фирма, имеющая слабые конкурентные позиции, при быстром росте рынка:

1. пересмотр стратегий концентрации;

2. диверсификация;

3. горизонтальная интеграция или слияние;

4. сокращение;

5. вертикальная интеграция;

6. ликвидация.

22) Какие из следующих факторов могут влиять на выбор стратегии:

1. наличие финансовых ресурсов;

2. отношение высшего руководства к риску;

3. обязательства по предыдущим стратегиям;

4. личные симпатии и антипатии руководителей;

5. все перечисленные факторы.
23) Какие стратегии может выбирать фирма, имеющая сильные конкурентные позиции, при медленном росте рынка:

1. совместное предприятие в новой области;

2. концентрическая диверсификация;

3. горизонтальная интеграция или слияние;

4. сокращение;

5. вертикальная интеграция;

6. конгломератная диверсификация.

24) Ключевая роль в проведении стратегических изменений и мобилизации потенциала организации принадлежит:

1. руководству организации;

2. непосредственным исполнителям;

3. руководителям среднего звена и непосредственным исполнителям;

4. научным и инженерно-техническим сотрудникам;

5. в равной степени всем работникам организации.

25) По осям матрицы Бостонской консалтинговой группы фиксируются:

1. оценка привлекательности отрасли;

2. темпы роста отрасли;

3. объем продаж;

4. оценка рентабельности отрасли;

5. относительная доля рынка;

6. оценка конкурентного статуса фирмы;

7. стратегический норматив.

5 Приложения к программе
5.2 Методические указания для студентов

Основным видом аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Стратегическое планирование» являются лекции. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. При необходимости студент имеет право задать вопрос в отношении изложенного материала во время, отведенное для этих целей преподавателем.
5.2.1 По подготовке к семинарским и практическим занятия

В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., указанные виды занятий не предусмотрены.
5.2.2 По выполнению контрольных работ

В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., указанные виды занятий не предусмотрены.
5.2.3 По организации самостоятельной работы

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает

  • изучение материала установочных занятий;

  • работу с рекомендованной литературой и дополнительными источниками информации;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовку к сдаче зачета.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами.

Конкретные вопросы, вынесенные из содержания темы для самостоятельного изучения, представлены в Таблице 4.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Затем необходимо ознакомиться с правовыми и нормативными документами. При этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т. д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы и принятия неверных решений.

Рекомендуется дополнить конспект лекций по результатам работы с источниками.

В ходе решения задач следует указывать конкретную норму законодательства, практические примеры из отечественной и зарубежной практики стратегического планирования.

Подготовка к зачету включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных ранее вопросов, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Подготовка к зачету – сложная и трудоемкая работа. Её следует начинать с выполнения следующих действий:

  • уточнить особенности методики приема итогового государственного междисциплинарного экзамена (билеты, разрешенный вспомогательный материал и др.).

  • уточнить список вопросов (проблем), которые выносятся на зачет.

  • выяснить возможные дополнительные вопросы в рамках каждой из тем, выносимых на зачет.

  • провести идентификацию каждого вопроса с какой-либо частью конспекта лекции или самостоятельно отработанного материала учебника, учебного пособия и др.

Изучение вопросов (проблем) целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы по дисциплине. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) дают представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания (нормативные документы), которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого вопроса (проблемы), глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к зачету следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных вопросов (проблем), а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, экономические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

На зачете по дисциплине «Стратегическое планирование» студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»
О. И. Девяткова Бизнес- планирование пректа: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности. Тюмень:...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
О. И. Девяткова Планирование хозяйственных процессов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано
Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconАннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconКнига в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая...
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconДисциплины «Эконометрика» Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право...
Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск