Скачать 101.39 Kb.
|
RUSSIAN MIND MAPS (русские интеллект – карты) Знание – сила, но Мышление – могущество! 1. Историческая справка Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяют при обучении испокон веков. Но только сравнительно недавно эту идею стали изучать и развивать как особый способ мышления. Базовые правила для «Concept mapping» (способа представления и связывания мыслей) разработал в 60-е годы профессор Джозеф Новак из Корнуэльского университета. Эту идею он почерпнул из теории Дэвида Аусубела, показавшего важность предшествующего опыта для формирования новых концепций. Копирайт на «Concept mapping», как методику создания новых идей, взял предприимчивый британец Тони Бьюзен, который назвал свой метод «Mind Maps» и использовал его для создания ряда компьютерных программ. Впервые теория интеллект – карт, т.е. «Mind Maps» была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой». В России в это же время Г.П.Мельников и П.Г.Кузнецов работали над похожей идеей, получившей свое выражение в теоретических работах по системологии. Методы системного мышления стали широко использоваться Г.П.Щедриковским и его последователями в организационно – деятельностных играх. 2. РАДИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТЫ В основу составления интеллект – карт положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект – карте расти до бесконечности и постоянно дополняться. ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ («Умственные карты», «Карты ума», «Карты памяти» или Mind Maps) «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Они дают вашему мозгу возможность лучше «увидеть себя со стороны» и значительно совершенствуют все мыслительные навыки: они повысят вашу компетентность, внесут в вашу жизнь больше радости, упорядоченности и удовольствия». Тони и Барри Бьюзен из книги «Супермышление» ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ – это «записи, порождаемые творческим мышлением ... и в буквальном смысле представляют собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Это очень похоже на план городской застройки, где центр – это самая важная ваша идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у вас в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления – менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то вы на вашей карте подобными способами можете указывать на особенно интересные идеи. Точно так же, как и любая дорожная карта, ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА
Тони Бьюзен из книги «Суперинтеллект» 3. ЗАКОНЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ «MIND MAPS» Тони Бьюзен
1) Используйте эмфазу (выделение главного) - всегда используйте центральный образ; - как можно чаще используйте графические образы; - для центрального образа используйте три и более цветов; - чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы. - пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально – чувственного восприятия); - варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики; - стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект – карте; - стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект – карты было соответствующим.
- используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект – карты; - используйте цвета; - используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)
- придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; - используйте печатные буквы; - размещайте ключевые слова над соответствующими линиями; - следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова; - соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом; - делайте главные линии плавными и более жирными; - отграничивайте блоки важной информации с помощью линий; - следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными; - держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»; - старайтесь располагать слова горизонтально. 4) Выработайте собственный стиль («правило +1»).
- определитесь с базовыми порядковыми идеями (БПИ); - БПИ представляют собой ключевые концепции, в рамках которых можно уместить концепции более низкого порядка, как правило, разбитых на категории («машина» - «Форд»); - конкретная иерархия может стать частью иерархии более высокого уровня «изделие» - «машина» - «Форд».
- пометьте соответствующими порядковыми номерами ветки карты. 4. «RUSSIAN MIND MAPS» Екатерины Васильевой Будущее за теми, кто мыслит! А.Г.Войтов «MIND MAPS» или интеллект – карты были созданы Тони Бьюзеном еще в 1970 году. Они стали популярны в мире, но почему – то не приобрели ту же популярность в России. С чем же это связано? На наш взгляд, это связано с особенностями русского менталитета. Дело в том, что у нас доминирует левое полушарие мозга, т.е. логическое мышление. А законы и рекомендации по составлению интеллект - карт не содержат четкого алгоритма мыслительных действий. Они призваны, как пишет Тони Бьюзен, «увеличить степень вашей ментальной свободы», что возводит составление интеллект – карт до уровня создания произведения искусства. Необходимый высокий уровень творческих способностей «делает» создание интеллект карт штучным товаром, препятствуя их распространению. Учитывая особенности русского менталитета, доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильева Е.Е. создала «RUSSIAN MIND MAPS». «RUSSIAN MIND MAPS» - это технология развития эффективного мышления на основе интеллект – карт, гармонично развивающая 1) логическое мышление, 2) воображение, 3) зрительную память, позволяющая мыслить «системно и целостно», запоминать на 100% учебники, анализировать, систематизировать и структурировать большие объемы информации. «RUSSIAN MIND MAPS» применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности (бизнес – консультировании), повседневной жизни, процессе саморазвития (психологическом консультировании). «RUSSIAN MIND MAPS» базируется на следующих технологиях: - «MIND MAPS» Тони Бьюзен; - АВТОРСКИХ СПОСОБАХ развития мышления; - АВТОРСКИХ МЕТОДАХ запоминания текстов и учебников; - «МНЕМОТЕХНИКЕ" или мнемонике (древнем искусстве запоминания); - АВТОРСКИХ ТЕХНИКАХ запоминания точной информации; - ЛОГИКЕ (науке о мышлении); - ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ; - ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач); - НЛП (нейролингвистическом программировании). «RUSSIAN MIND MAPS» Екатерины Васильевой ОТЛИЧАЕТСЯ от «MIND MAPS» Тони Бьюзена: 1) системой, гармонично соединяющей воедино процессы логики, воображения и зрения; 2) системой оформления; 3) системой выбора ключевых слов; 4) системой иерархии и взаимосвязи ключевых слов; 5) системой направленного воображения; 6) системой мнемотехники; 7) системой символизации и зрительного изображения (рисования); 8) классификацией видов интеллект – карт. «RUSSIAN MIND MAPS» включает в себя 8 видов интеллект - карт
5. ПРИМЕНЕНИЕ «RUSSIAN MIND MAPS»
«Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве». Аврелий Августин |
Урок "Курская битва" Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных... | Практическое применение ленты Мёбиуса Введение Историческая справка | ||
Тематическое планирование по истории в 5 классе Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н э.» и «н э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные... | Дипломного образования Кафедра математических дисциплин проект реализация... Анализ изложения темы в учебнике “Геометрии 7-9 класс” Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина | ||
«История и краеведение» Краткая историческая справка об истории благотворительности в России | Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 Содержатся методические указания, вопросы для лучшего усвоения знаний, полученных на лекциях и при работе с литературой, а также... | ||
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | «Традиционная экономика» Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие... | ||
I. Теоретические аспекты проблемы использования регионального компонента... Анализ литературы по проблеме использования регионального компонента в обучении иностранному языку | Прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3: 4 Сумма указанных... Сумма указанных чисел (3+4+5=12) с древних времен использовалась как единица кратности при построении прямых углов с помощью веревки,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н э.» и «н э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные... | Реферат по социальной психологии тема: Понятие и структура возрастных кризисов Вступление, понятие возраста как ключевое для понятия кризиса, историческая справка | ||
Отчет государственного бюджетного образовательного учреждения Историческая справка. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности | Межпредметные связи при обучении химии учащихся 10-х и 11-х классов I. Теоретические подходы к пониманию актуальности изучения и использования в практической деятельности межпредметных связей | ||
Межпредметные связи при обучении химии учащихся 10-х и 11-х классов I. Теоретические подходы к пониманию актуальности изучения и использования в практической деятельности межпредметных связей | В условиях внедрения фгос Аннотация: данная статья описывает опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении слабовидящих детей младшего школьного... |