Скачать 129.82 Kb.
|
Технологии учебников и учебно-методических комплектов Учебник — это: а) книга, в которой систематически излагаются основы зна- ний в определённой области; б) содержание обучения и воспитания, разработанное с учётом дидактических принципов и закономерностей усвоения; в) средство обучения, с помощью которого осуществляется организация усвоения содержания. Для большинства учителей учебник определяет не только содержание учебного материала, но и применяемую технологию в рамках традиционного обучения, хотя имеется немало учебников, написанных под данную технологию. Учебник выполняет следующие технологические функции: обучающую (содержательную): —информирует школьников в области данного предмета; —формирует умения и навыки, предметные и общеучебные (частично); —содействует повторению, закреплению и обобщению учебного материала; организационно-методическую (процедурную): —определяет форму подачи информации: дозировку материала, размер дидактических единиц, последовательность изучения; —управляет самостоятельной работой учащихся; —реализует (в некоторой степени) дифференциацию и индивидуализацию я обучения; —помогает контролю усвоения учебного материала (содержит вопросы к тексту); —играет роль справочника (если имеет справочный аппарат); —даёт возможность выбора материала для занятий по особым программам; развивающую: —создаёт опыт творческой деятельности учащихся (через постановку и решение учебных проблем, творческих заданий); —помогает формировать и развивать интеллект (память, мышление, самостоятельность и др.); воспитывающую: —мотивирует учебную деятельность школьников, связывает обучение с жизнью; —передаёт определённое эмоционально-ценностное отношение к миру, воспитывает патриотизм, формирует мировоззрение. Современный учебник всё больше и больше оснащается методическим аппаратом организации усвоения информации, задавая процессуальный аспект технологии, становится моделью объекта (см. рис. 70). Учебник содержит: а) информативный компонент (систему знаний); б) систему заданий, развёртывающих логику понятийной линии курса в соответствии с дидактическими этапами и уровнем : усвоения; в) деятельностный компонент (задания, нацеленные на конкретизацию и усвоение репродуктивных и творческих способов действия); г) организационно методический компонент (обобщающие материалы, справочный раздел, в котором помещаются дополнительные и пояснительные тексты, выполняющие одновременно рефлексивную и контрольную функции); д) эмоционально-ценностный компонент, заложенный в содержании (языке, стиле, иллюстрациях). Все эти средства обеспечивают постепенный переход учащихся от коллективно распределённой учебной деятельности к индивидуальной самостоятельной работе с текстом учебника. Учебно-методические комплекты (УМК). Одним из главных требований к учебнику является ограничение его объёма. Учебник, решая главную задачу — отражение стандарта той или иной образовательной области, неизбежно оставляет за своими рамками остальное содержание во всём его богатстве и разнообразии. В последнее десятилетие в образовательной практике реализуется идея учебно- методического комплекса, зародившаяся в середине 80-х годов. Учебно-методический комплект (УМК) представляет собой систему ди- дактических средств обучения по конкретному предмету (включая пособия для учителя), создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач. Задающей основой УМК является учебник и программа, реализации которой помогает целый комплект вспомогательных печатных и технических средств,УМК можно представить как развёрнутый учебник, снабжённый всевозможными дидактическими материалами, которыми сопровождается учебный процесс. Сегодня в УМК как сопровождающий комплект учебника могут входить: Учебные пособия для учащихся, расширяющие, интерпретирующие или обобщающие содержание учебного предмета или его частей. Рабочие тетради, предназначенные для организации самостоятельной работы учащихся и содержащие разнообразные задания и дополнительную учебную информацию, которая помогает лучше понять и закрепить изучаемый материал. Краткие курсы, помогающие учащимся в повторении основных сведений соответствующего школьного предмета. Они написаны авторами известных школьных учебников. Конспективное изложение материала позволит быстро найти в книгах нужную теоретическую справку, примеры использования того или иного положения. Школьные практикумы, включающие описание самостоятельных практических и лабораторных работ, предназначенных для закрепления пройденного материала, разнообразные варианты Творческих заданий, а также дополнительный информационный материал для учащихся. Справочники и справочные материалы, содержащие все необходимые учащимся сведения по курсу школьной программы. Ими можно пользоваться как при изучении нового материала, так и при повторении пройденного. Справочники по различным предметам необходимы не только в школе, но и при поступлении в вузы. Словари школьника, помогающие учащимся быстро найти толкование слова; объяснение термина, относящегося к тому или иному явлению. Отбор слов и терминов, включённых в словари, соответствует тематике школьных программ и учебников. Предметы в формулах и таблицах. Это справочные пособия, где в наглядной форме изложен теоретический материал по биологии и экологии. Весь материал представлен в виде таблиц, что даёт возможность проще воспринимать и запоминать всё необходимое. Научно-познавательные и занимательные книги. Это книги для внеклассного чтения (хрестоматии, отдельные научно-популярные очерки, энциклопедии), рассчитанные на учащихся средних и старших классов. В них в интересной и увлекательной форме, просто и доступно рассказано о различных фактах, явлениях, научных открытиях. Мультимедийные пособия, представляющие аудио- и видеосопровождение учебного материала, что значительно обогащает возможности его понимания и усвоения. Методические пособия, адресованные учителям, содержат общие рекомендации по проведению занятий и разработки уроков. Они включают тематическое планирование программного материала и подробные комментарии к новым, наиболее сложным темам курса, что даёт возможность более рационально использовать учебник и лучше организовать процесс обучения. Рабочие тетради для учителя, призванные помочь учителю в планировании и проведении уроков и содержащие страницы классного журнала для ведения текущего контроля за знаниями учащихся, вариант поурочного планирования учебного материала на год и трафареты разработок уроков. Сборники программно-методических материалов. Это официальные издания, подготовленные Министерством образования и науки РФ, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы,перечни необходимого школам оборудования. Сборники «Оценка качества подготовки выпускников основной школы» по всем предметам — этосерия официальных изданий Министерства образования и науки РФ. Они включают обязательный минимум содержания образования,примерные программы, требования к уровню подготовки учеников, образцы заданий для проверки степени подготовки. Сборники экзаменационных материалов помогут школьникам подготовиться к экзаменам. В них даются варианты ответов на теоретические и практические вопросы, включаемые в экзаменационные билеты. Сборники экзаменационных билетов — официальные издания Министерства образования и науки РФ, содержащие примерные билеты для проведения выпускных школьных экзаменов в 9-х и 11-х классах. Сборники заданий для проведения устных экзаменов — официальные издания Министерства образования и науки РФ. В них содержатся именно те задания и тексты, которые будут предложены выпускникам на экзаменах в 9-х и 11-хклассах. Это даст возможность учителям лучше подготовить ребят к экзаменам, а учащимся без страха выдержать испытания и не бояться неожиданных вопросов. Сборники заданий для проведения письменных экзаменов — официальные издания Министерства образования и науки РФ, содержащие темы и задания,которые будут предложены школьникам на экзаменах. Контрольные и проверочные работы, составленные с учётом современных действующих программ и предназначенные для тематической, текущей и итоговой проверки знаний учащихся. Работы адресованы прежде всего учителям, но будут хорошим подспорьем школьникам и их родителям при подготовке к зачётам и контрольным. Сборники тестов, которые дают возможность учителям быстро, а учащимся с интересом проверить знания по определённой теме, выявить типичные ошибки, своевременно провести коррекцию, систематизировать пройденный по теме материал. Учебник и УМК являются одним из главных субъектов педагогической технологии и в этой роли либо сами несут определённую технологию, задавая характеристики учебному процессу, либо служат средством реализации какой-либо технологии (современные технологии способны переориентировать учебники). Особенности классификационных характеристик технологий учебников и УМК. По масштабу педагогические технологии, которые заложены в учебниках (УМК), являются отраслевыми макротехнологиями, предназначенными для массового использования. Каждый конкретный учебник (УМК) содержит определённую философскую основу, делает ставку на определённый ведущий фактор развития ребёнка, опирается на какую-либо концепцию освоения опыта. Кроме содержания научной дисциплины (ЗУН), учебник ориентирован на выполнение развивающей и воспитывающей функции, т.е. на преимущественное формирование определённых сфер индивида (СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТК, СФР) или освоение определённых ключевых компетенций. Учебник (УМК) отражает специфику социально-педагогической деятельности, осуществляемой данным типом образовательных учреждений. Структура и состав учебника (УМК) часто определяют тип управления и организационных форм педагогического процесса. Как средства обучения учебник и УМК во многом определяют методический аспект применяемой технологии. Общие концептуальные позиции технологий учебников и УМК. В общем виде концептуальная база учебников и УМК основана на совокупности дидактических, воспитательных, экономических и других требований к их содержанию (стандарты образования) и оформлению, а также социального заказа (требования детей, родителей, учителей). Общие принципы, которым подчиняется учебная литература, таковы: Принцип соответствия компонентам государственного образовательного стандарта: обязательному минимуму содержания образования по данному предмету, требованиям к уровню подготовки учащихся на определённой ступени образования, базисному учебному плану (или другим директивным документам). Принципы развития системы образования: вариативности, разноуровневости, гуманизации, гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Научно-методическое единство всех компонентов УМК, ведущая роль учебника в учебном комплексе. Раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной отрасли науки. Оптимальность объёма и сложности содержания, соответствие реальному бюджету времени ученика, возможность понимания и усвоения материала. Принципы дидактики (систематичность, доступность, наглядность, логичность и последовательность изложения учебного материала). Принцип преемственности (опора включённого в учебное издание содержания на ранее полученные знания и навыки). При переходе на концентрическое построение курсов преемственность должна быть во всём: а) между ступенями (детский сад — начальная школа — основная школа —старшая школа — вуз); б) между предметами (межпредметные связи); в) в учебниках (их построении и в использовании терминологии). Единство федерального, регионального и школьного компонентов образования. Направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования. Стимуляция интереса учащихся к предмету и практическому применению знаний и навыков. Сбалансированность теоретического и практического материала, принцип связи с теорией и практикой. Ясность, точность и лаконичность языка изложения, чёткость формулировок, правил и определений. Учёт основных психологических особенностей интеллектуального развития и ментального опыта ребёнка. Достаточность и целесообразность иллюстративного материала, объём, научная достоверность изображения объектов, схем и т.п. Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций. Технология УМК «Образовательная программа «Школа-2000-2100» Научный руководитель коллектива авторов-разработчиков — Леонтьев Алексей Алексеевич, академик РАО. По эстетическому циклу учебники создают коллективы под руководством Б.М. Неменского и О.А. Куревиной; по иностранным языкам — под руководством К5.И. Пассова и В.П. Кузовлёва. Принципы государственной образовательной политики Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников. Принцип вариативности и стандартизации образования. Вариативность образования — это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Стандартизация образования — это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить единство так называемого образовательного пространства. Принципы личностной ориентации: Принцип адаптивности: гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Её главная задача — развитие школьника, причём не только его мышления, а — в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию — за стенами школы. Принцип психологической комфортности снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Принципы культурологической ориентации: Принцип формирования картины мира. Принцип целостности содержания образования: единства и целостности научной картины мира. Принцип систематичности. Принцип смыслового отношения к миру: это мои знания. Принцип ориентировочной функции знаний. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. Принципы деятельностной ориентации: Принцип обучения деятельности: учить деятельности — не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к «деятельности в жизненной ситуации. Надо специально учить выходить из учебника и школьного класса в жизнь. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития). Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребёнка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, Переменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять независимое решение. Школа как часть образовательной среды «Школа не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства той же мере, как общества и личности». Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов — государства и общества». Учит не только школа — она есть часть образовательной среды, куда входят семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое. Готовность к дальнейшему развитию. Обучение по «Школе-2000-2100»не просто развивающее — оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Принцип минимакса. Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Максимум оценок — минимум отметок. садящая система домашних задании. Воспитательные принципы принцип социальной активности; принцип социального творчества; принцип взаимодействия личности и коллектива; принцип развивающего воспитания; принцип мотивированности; принцип индивидуализации; принцип целостности воспитательного процесса; принцип единства воспитательной среды; принцип опоры на ведущую деятельность. Непрерывный курс «Чтение — литература» (1-Х1 классы) Начальная школа. Для достижения целей обучения чтению и решения подставленных задач подготовлена, апробирована и издана серия книг для чтения «Свободный ум». Курс «Риторика» Курс «Окружающий мир» Художественное образование «Школа-2100» содержит 200 учебников, 12 тетрадей, 27 методических руководств методик обучения предметам. Предтечи, разновидности, последователи Комплект -Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой) Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой). Учебно-методический комплект «Школа России» (под ред. АЛ. Плешакова) В Учебно-методическом комплекте «Классическая начальная школа» использованы все лучшие наработки, накопленные отечественной методической наукой и собранные воедино в соответствии с обновлёнными программами обучения, учитывающими тенденции модернизации российского образования. В материалах комплекта нашли отражение природосообразный, деятельностный, личностно ориентированный, кулътуросообразный и технологический подходы к процессу обучения. Автор курса «Чтение и литература» предлагает обучать чтению через книгу. Курс «Русский язык» автора Т.Г. Рамзаевой знакомит ребят с основами русского языка как науки, способствует развитию ученика как личности, владеющей речью в устной и письменной форме. Цель нового курса «Математика», созданного автором Э.И. Александровой для традиционной школы, — научить ребёнка логически мыслить. «Мир и человек» авторов АЛ. Вахрушева и др. имеет очень важную сегодня экологическую направленность. Основная его цель — воспитание человека, осознающего своё место в окружающем его мире. «Введение в историю» авторов Е.В. Саплиной и А.И. Саплшш — пропедевтический курс истории для 3-4-го классов начальной школы, в котором ученикам младших классов на доступном уровне даётся целостное представление об историческом процессе вообще и об истории Отечества в частности. Курс «Изобразительное искусство» авторов В. С. Кузина и Э.И. Кубышкиной, а также курс «Музыка» авторов В.В. Алеева и Т.Н. Кичак тесно связаны друг с другом и ориентированы на формирование духовной культуры, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, а также на воспитание интереса и любви к искусству. Учебно-методический комплект «Сообщество» (в международной версии — «Шаг за шагом») был разработан специалистами США. Проект «Перспективная начальная школа» (начальная школа индивидуального общего развития личности). Учебно-методический комплект авторизованной педагогики. Это индивидуальные учебные пособия, изданные в виде книг и содержащие в себе особым образом сочленённые учебную программу, учебник - задачник, хрестоматийную библиографию и рабочую тетрадь для самостоятельной работы ученика. |
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк для 6-го класса продолжает серию учебно-методических комплектов базового курса по английскому языку, создаваемую коллективом... | ||
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Теория... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств,... Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных и допущенных Минобразования РФ к использованию в... | ||
Аннотация рабочей программы по учебному предмету «Химия» Для реализации программы используется линия учебно-методических комплектов (умк) «Химия» (авторы: Габриелян О. С. и др.) предназначена... | Аннотация рабочей программы по учебному предмету «Химия» Для реализации программы используется линия учебно-методических комплектов (умк) «Химия» (авторы: Габриелян О. С. и др.) предназначеных... | ||
Название предмета: Английский язык Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая рабочая программа разработана для преподавания биологии в 6-м классе и реализуется в учебнике по биологии для 5-6 классов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе под ред.... В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный... | По итогам наблюдений за преемственностью в обучении и адаптацией... В. Предварительно проводилось изучение программ в подготовительных группах детского сада и учебно-методических комплектов (умк) в... |