Скачать 0.58 Mb.
|
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» Щукина Любовь Леонидовна, учитель биологии и экологии МКОУ «Поротниковская сош», Бакчарский район Экологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Для формирования научного мировоззрения школьников важно знать связь теории с методологией, с картиной мира, знать формы и способы их взаимодействия. Достичь этого помогает исследовательская деятельность в учебном процессе. Томская область - это ведущий субъект РФ, в котором действует программа непрерывного экологического образования. Многие школы области, в том числе и МКОУ «Поротниковская сош», являются центрами экологического образования. В школах преподается курс экологии, но, как правило, больше теоретический. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что в среднем учебном звене не уделяется должного внимания на развитие исследовательской деятельности. Программа элективного курса «Исследования в экологии» предназначена для учащихся 6-8 классов. Содержание программы ориентировано на курс экологии в 6-8 классах: 6 класс «Экология растений» авторы А.М. Былова, Н.И. Шорина, 7 класс «Экология животных» авторы В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин, 8 класс «Экология человека» авторы М.3. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Предлагаемые программы предусматривают возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В соответствии с новыми образовательными стандартами в комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией. Данный курс способствует приобретению опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач. Цель программы: организация ученических исследований по изучению природных сред и объектов. Задачи курса: 1) углубить и расширить имеющиеся у школьников знания экологии и знания о природе; 2) освоить общие и специальные методы, приемы и формы исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии; 3) развить интеллектуальные, коммуникативные и практические умения у обучающихся; 4) формировать креативное и рефлексивное мышление, приобрести навыки публично выступать. Продолжительность программы: программа рассчитана на 51 час, в каждом классе по 17 часов учебного времени и дополнительно. Ожидаемые педагогические результаты: развитие практических умений школьников по исследовательской работе; формирование умений планировать и организовывать исследования; развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты исследований. Обучающиеся должны развить следующие исследовательские умения и навыки: • выявления и постановки проблемы; • уточнения неясных вопросов; • формулирования гипотезы; • планирования и разработки исследовательских действий; • сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств); • анализа и синтеза собранных данных; • сопоставления данных и умозаключений; • подготовки и написания сообщений; • выступления с подготовленным сообщением; • переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы; • проверки гипотез; • построения обобщений и выводов; • разработки исследования; • защиты исследования. Участники школы должны знать:
Участники школы должны уметь:
Формы организации занятий:
Технологии, используемые в организации занятий:
Материально – технические средства, используемые для данного курса:
Все учащиеся знакомятся с методиками исследования данного курса. Методики являются доступными для всех школ любого региона РФ. Для экономии учебного времени и трудозатрат учащихся описание методик исследований не записываются, а раздаются в текстовом материале. Учитель на уроке непосредственно знакомит учащихся с методикой и демонстрирует ее реализацию. После знакомства со всеми методиками исследований курса каждый учащийся выбирает одну методику и по ней выполняет исследование с обязательной итоговой публичной защитой. Возможно выполнение исследовательской работы не индивидуально, а группами 2-3 человека. Исследование выполняется в процессе учебного времени. Описание исследовательской работы учащиеся проводят дома самостоятельно, приходя на уроки, учитель делает корректировки в работе. В 6 классе учащиеся выполняют небольшие исследовательские работы. В 7-8 классах уже имея опыт написания исследовательских работ, учащиеся выполняют более серьезные и большие исследования, поэтому часов на оформления работы выделяется больше. В процессе выполнения работы по одной из методик, учащиеся получают новые знания не только по биологии и экологии, но и по математике, географии, химии. А написание работы требует от них углублений знаний по русскому языку и литературе. По окончании курса проводится публичная защита работ в присутствии компетентного жюри. Примеры исследовательских работ: «Шоколад: ты мой друг или враг?», «Молочная покупка», «Фитонцидная активность комнатных растений», «Влияние синтетических моющих средств на всхожесть семян» ,«Экологическая оценка парка с.Бакчар по асимметрии листьев березы повислой», «Изучение полиморфной структуры божьих коровок» и т.д. Ребята после окончания курса имеют возможность выступать со своими работами на различных конференциях. Кроме того все работы по перечисленным методикам имеют практическую направленность, что помогает учащимся лучше адаптироваться в социальных условиях. Многие работы помогли решить экологические проблемы села и школы. Например, работа «Экологическая оценка парка с.Бакчар по асимметрии листьев березы повислой», в которой было доказано неудовлетворительное экологическое состояние парка, после публичного выступления в районе вызвала большой резонанс. В результате Глава района принял решение возобновить уход за парком. А благодаря исследованию «Фитонцидная активность комнатных растений», был составлен список растений наибольше выделяющих фитонциды, для обеззараживания воздуха. Теперь в каждом кабинете школы такие растения обязательно присутствуют. Многие учащиеся, пройдя этот трехлетний элективный курс, после 9 класса начинают серьезно заниматься исследовательской деятельностью по экологии и после окончания школы поступают в ВУЗы на факультеты экологической направленности. Некоторые из этих ребят становятся победителями таких грантовых конкурсов как Премия Думы Томской области юным дарованиям и премия губернатора Томской области. Образовательный результат обучающихся рассматривается в двух аспектах: 1 – формальный: выполненная исследовательская работа; 2 – неформальный: становление исследовательской позиции учащихся, развитие исследовательских способностей. Таких как:
Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся
1.1. Проблема
1.2. Целеполагание
1.3. Планирование
1.4. Оценка результата
1.5. Значение полученных результатов
Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25) 2. Работа с информацией (количество новой информации использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации) 2.1. Поиск информации
2.2. Обработка информации
Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10) 3. Оформление работы
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5) 4. Коммуникация 4.1. Устная коммуникация
4.2. Продуктивная коммуникация
4.3. Владение рефлексией
Количество баллов – __________(максимальное кол-во – 15) 5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Количество баллов –_______ (максимальное кол-во 5) 6. Дизайн, оригинальность представления результатов Количество баллов –_______ (максимальное кол-во – 5) В основе мониторинга исследовательской деятельности учащихся лежит методика оценивания ключевых компетенций Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997). Высший уровень можно определить следующим образом: проявляется интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к решению проблемы, владение исследовательскими умениями и знаниями, необходимыми для исследования, высокая доля самостоятельности. Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовании, владеет многими умениями его осуществления, демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы. Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностей с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. На этом этапе учащиеся способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью учителя. Наблюдается владение основами знаний по организации исследования, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Низкий уровень мы определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за все время обучения. Этому уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследования, отсутствие знаний и умений, необходимых для исследования. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений. Таким образом, можно проследить в течение трех лет рост исследовательской культуры учащихся. Структура оформления экологического исследования 1. Введение 1.1. Постановка проблемы. 1.2. Цели и задачи 2. Материал и методика 2.1. Место и сроки проведения исследования 2.2. Методика 3. Результаты и обсуждение 3.1. Краткий обзор литературы по проблеме 3.2. Результаты исследования 4. Заключение 5. Литература 6. Приложения |
Краткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных... Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов.... | Востребованными становятся такие качества личности Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий | ||
План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического... «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках через использование современных образовательных технологий, методов... | Мониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных... Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений | ||
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных... Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных... | Г. Балтийск, Россия в статье рассматриваются вопросы, связанные с... Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс-фестиваль методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик | ||
Компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии лицеистов... ... | Дистанционный элективный курс Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе современных педагогических технологий и методов активного обучения» в моу «сош... | Отчет кафедры гуманитарных предметов о работе в 2012-2013 учебном... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Календарно-тематическое планирование стр. 4-5 Формы и средства контроля... Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 6 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8... | Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности... |