Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии»





НазваниеОбластной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии»
страница1/6
Дата публикации06.07.2015
Размер0.58 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Информатика > Конкурс
  1   2   3   4   5   6
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций

Элективный курс «Исследования в экологии»

Щукина Любовь Леонидовна, учитель биологии и экологии

МКОУ «Поротниковская сош», Бакчарский район

Экологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Для формирования научного мировоззрения школьников важно знать связь теории с методологией, с картиной мира, знать формы и способы их взаимодействия. Достичь этого помогает исследовательская деятельность в учебном процессе.

Томская область - это ведущий субъект РФ, в котором действует программа непрерывного экологического образования. Многие школы области, в том числе и МКОУ «Поротниковская сош», являются центрами экологического образования. В школах преподается курс экологии, но, как правило, больше теоретический. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что в среднем учебном звене не уделяется должного внимания на развитие исследовательской деятельности.

Программа элективного курса «Исследования в экологии» предназначена для учащихся 6-8 классов. Содержание программы ориентировано на курс экологии в 6-8 классах: 6 класс «Экология растений» авторы А.М. Былова, Н.И. Шорина, 7 класс «Экология животных» авторы В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин, 8 класс «Экология человека» авторы М.3. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Предлагаемые программы предусматривают возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В соответствии с новыми образовательными стандартами в комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией. Данный курс способствует приобретению опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач.
Цель программы: организация ученических исследований по изучению природных сред и объектов.
Задачи курса:

1) углубить и расширить имеющиеся у школьников знания экологии и знания о природе;

2) освоить общие и специальные методы, приемы и формы исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии;

3) развить интеллектуальные, коммуникативные и практические умения у обучающихся;

4) формировать креативное и рефлексивное мышление, приобрести навыки публично выступать.
Продолжительность программы: программа рассчитана на 51 час, в каждом классе по 17 часов учебного времени и дополнительно.


Ожидаемые педагогические результаты: развитие практических умений школьников по исследовательской работе; формирование умений планировать и организовывать исследования; развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты исследований.

Обучающиеся должны развить следующие исследовательские умения и навыки:

• выявления и постановки проблемы;

• уточнения неясных вопросов;

• формулирования гипотезы;

• планирования и разработки исследовательских действий;

• сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);

• анализа и синтеза собранных данных;

• сопоставления данных и умозаключений;

• подготовки и написания сообщений;

• выступления с подготовленным сообщением;

• переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;

• проверки гипотез;

• построения обобщений и выводов;

• разработки исследования;

• защиты исследования.

Участники школы должны знать:

  • основные эколого-биологические понятия и термины;

  • основные методы проведения эколого-биологических исследований;

  • методологические подходы к организации научно-исследовательской деятельности;

Участники школы должны уметь:

  • применять на практике полученные эколого-биологические знания;

  • пользоваться определителями, справочниками и другой специальной литературой;

  • самостоятельно организовывать и проводить элементарные эколого-биологические исследования.

Формы организации занятий:

  • Лекционное донесение материала;

  • Эвристические беседы;

  • Работа в малых группах;

  • Внеурочная исследовательская деятельность.

Технологии, используемые в организации занятий:

  • Проблемное обучение.

  • Поисково-исследователский метод.

  • Информационный проект

  • Компьютерные (презентации)


Материально – технические средства, используемые для данного курса:

  • Типовое оборудование кабинета биологии и экологии, самодельные приборы для проведения практических работ.

  • Компьютер и проектор.

Все учащиеся знакомятся с методиками исследования данного курса. Методики являются доступными для всех школ любого региона РФ. Для экономии учебного времени и трудозатрат учащихся описание методик исследований не записываются, а раздаются в текстовом материале. Учитель на уроке непосредственно знакомит учащихся с методикой и демонстрирует ее реализацию. После знакомства со всеми методиками исследований курса каждый учащийся выбирает одну методику и по ней выполняет исследование с обязательной итоговой публичной защитой. Возможно выполнение исследовательской работы не индивидуально, а группами 2-3 человека. Исследование выполняется в процессе учебного времени. Описание исследовательской работы учащиеся проводят дома самостоятельно, приходя на уроки, учитель делает корректировки в работе. В 6 классе учащиеся выполняют небольшие исследовательские работы. В 7-8 классах уже имея опыт написания исследовательских работ, учащиеся выполняют более серьезные и большие исследования, поэтому часов на оформления работы выделяется больше. В процессе выполнения работы по одной из методик, учащиеся получают новые знания не только по биологии и экологии, но и по математике, географии, химии. А написание работы требует от них углублений знаний по русскому языку и литературе.

По окончании курса проводится публичная защита работ в присутствии компетентного жюри.

Примеры исследовательских работ: «Шоколад: ты мой друг или враг?», «Молочная покупка», «Фитонцидная активность комнатных растений», «Влияние синтетических моющих средств на всхожесть семян» ,«Экологическая оценка парка с.Бакчар по асимметрии листьев березы повислой», «Изучение полиморфной структуры божьих коровок» и т.д.
Ребята после окончания курса имеют возможность выступать со своими работами на различных конференциях. Кроме того все работы по перечисленным методикам имеют практическую направленность, что помогает учащимся лучше адаптироваться в социальных условиях. Многие работы помогли решить экологические проблемы села и школы. Например, работа «Экологическая оценка парка с.Бакчар по асимметрии листьев березы повислой», в которой было доказано неудовлетворительное экологическое состояние парка, после публичного выступления в районе вызвала большой резонанс. В результате Глава района принял решение возобновить уход за парком. А благодаря исследованию «Фитонцидная активность комнатных растений», был составлен список растений наибольше выделяющих фитонциды, для обеззараживания воздуха. Теперь в каждом кабинете школы такие растения обязательно присутствуют.

Многие учащиеся, пройдя этот трехлетний элективный курс, после 9 класса начинают серьезно заниматься исследовательской деятельностью по экологии и после окончания школы поступают в ВУЗы на факультеты экологической направленности. Некоторые из этих ребят становятся победителями таких грантовых конкурсов как Премия Думы Томской области юным дарованиям и премия губернатора Томской области.
Образовательный результат обучающихся рассматривается в двух аспектах: 1 – формальный: выполненная исследовательская работа;

2 – неформальный: становление исследовательской позиции учащихся, развитие исследовательских способностей. Таких как:

  • умение определять тему исследования

  • умение использовать техники формулировки вопросов

  • умение формулировать исследовательские гипотезы

  • владение разнообразными способами отображения и фиксации информации

  • умение планировать исследование

  • умение работать с книгой

  • умение оформлять научно-исследовательскую работу

  • навык конспектирования и умение осуществлять планирование различного типа

  • знание основ представления результатов исследования

  • умение составлять план выступления

  • умение структурировать исследовательскую работу

  • умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования

  • знание основ анализа и оценки исследовательской работы.


Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся


  1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования


            1.1. Проблема

Понимает проблему

1 балл

Объясняет выбор проблемы

2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

3 балла

Назвал причины существования проблемы

4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

5 баллов

 

1.2. Целеполагание

Формулирует и понимает цель

1 балл

Задачи соответствуют цели

2 балла

Предложил способ убедиться в достижении цели

3 балла

Предложил способы решения проблемы

4 балла

Предложил стратегию

5 баллов

 

1.3. Планирование

Рассказал о работе над проектом

1 балл

Определил последовательность действий

2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

3 балла

Обосновал ресурсы

4 балла

Спланировал текущий контроль

5 баллов

 

1.4. Оценка результата

Сравнил продукт с ожидаемым

1 балл

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

2 балла

Предложил критерии для оценки продукта

3 балла

Оценил продукт в соответствии с критериями

4 балла

Предложил систему критериев

5 баллов



1.5. Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт

1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт

2 балла

Обосновал потребителей и области использования продукта

3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта

4 балла

Спланировал продвижение или указал границы  применения продукта

5 баллов

 

Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)       
2. Работа с информацией  (количество новой информации использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)

2.1. Поиск информации

Задает вопросы по ходу работы

1 балл

Называет пробелы в информации по вопросу

2 балла

Назвал виды источников, необходимые для работы

3 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

4 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

5 баллов


 2.2. Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод

2 балла

Сделал вывод и привел аргументы

3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа

4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

5 баллов

    Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)

3. Оформление работы

Не соблюдает нормы

1 балл

Неточное соблюдение норм

2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом

3 балла

Использует вспомогательную графику

4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства

5 баллов

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)       

4. Коммуникация

4.1. Устная коммуникация

Речь не соответствует норме

1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

3 балла

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы

4 балла

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы

5 баллов


4.2. Продуктивная коммуникация

Односложные ответы

1 балл

Развернутый ответ

2 балла

Привел дополнительную информацию

3 балла

Привел объяснения или дополнительную  информацию

4 балла

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы

5 баллов


4.3. Владение рефлексией

Высказал впечатление от работы

1 балл

Назвал сильные стороны работы

2 балла

Назвал слабые стороны работы

3 балла

Указал причины успехов и неудач

4 балла

Предложил  способ избегания неудач

5 баллов

 

Количество баллов – __________(максимальное кол-во – 15)

5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид

1 балл

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения

2 балла

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности

3 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения

4 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

5 баллов

Количество баллов –_______  (максимальное кол-во 5)
6. Дизайн, оригинальность представления результатов

Количество баллов –_______  (максимальное кол-во – 5)

В основе мониторинга исследовательской деятельности учащихся лежит методика  оценивания ключевых компетенций Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997).
Высший уровень можно определить следующим образом: проявляется интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к решению проблемы, владение исследовательскими умениями и знаниями, необходимыми для исследования, высокая доля самостоятельности.

Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовании, владеет многими умениями его осуществления, демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы.

Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностей с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. На этом этапе учащиеся способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью учителя. Наблюдается владение основами знаний по организации исследования, некоторыми простыми исследовательскими умениями.

Низкий уровень мы определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за все время обучения. Этому уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследования, отсутствие знаний и умений, необходимых для исследования. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений.

Таким образом, можно проследить в течение трех лет рост исследовательской культуры учащихся.

Структура оформления экологического исследования

1. Введение

1.1. Постановка проблемы.

1.2. Цели и задачи
2. Материал и методика

2.1. Место и сроки проведения исследования

2.2. Методика
3. Результаты и обсуждение

3.1. Краткий обзор литературы по проблеме

3.2. Результаты исследования

4. Заключение

5. Литература

6. Приложения

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconКраткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных...
Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов....
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconВостребованными становятся такие качества личности
Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках через использование современных образовательных технологий, методов...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconМониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных...
Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconОсновные направления внедрения средств информационных и коммуникационных...
Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconГ. Балтийск, Россия в статье рассматриваются вопросы, связанные с...
Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс-фестиваль методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconКомпетентностный подход в обучении, воспитании и развитии лицеистов...
...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconДистанционный элективный курс
Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе современных педагогических технологий и методов активного обучения» в моу «сош...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconОтчет кафедры гуманитарных предметов о работе в 2012-2013 учебном...
...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconКалендарно-тематическое планирование стр. 4-5 Формы и средства контроля...
Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 6 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8...
Областной конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение обучающимися ключевых компетенций Элективный курс «Исследования в экологии» iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск