Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос





НазваниеУчебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос
страница1/5
Дата публикации04.07.2014
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения ФГОС
Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО. Поэтому целесообразно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК).

Учебно-методические комплекты - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающие личностно-ориентированный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Учебно-методические комплекты содержат различные структурные элементы: учебники, тетради для учащихся, тетради оценки качества знаний, хрестоматии, методические пособия, рабочие программы, комплекты тестовых заданий, компьютерные программы, электронные приложения и т.п.

Согласно статье 32 Закона РФ "Об образовании"  "...к компетенции образовательного учреждения относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе… ". 

Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании"  "...при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе …осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением".

Таким образом, учителя имеют право выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. В одном образовательном учреждении в разных классах обучение может осуществляться по параллельным УМК.

Принципы выбора УМК могут быть следующие:

1. Соответствует ФГОС НОО, ООО (см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).

2. Отражает специфику региональной системы образования.

3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ.

Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС НОО и ФГОС ООО:

Воспитание гражданина - обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укреплённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Формирование ценностных ориентиров - предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.

Обучение в деятельности - предполагает, что достижение указанных в ФГОС ООО, примерных программах по предметам и реализуемых в УМК целевых установок и основополагающих принципов обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД) посредством реализации системно-деятельностного подхода. УУД выступают в качестве основы образовательного процесса. Содержание и методическое обеспечение УМК предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Синтез традиций и инноваций - означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В УМК, соответствующих ФГОС НОО и ФГОС ООО последовательно применяются такие инновации, как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными видами информации, создание портфолио учащихся, новые формы оценки достижений обучающихся и т.п.

Направленность на результат - в современном понимании означает целенаправленную и последовательную деятельность для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Для этого в структуру и содержание УМК заложена система заданий, направленных на включение обучающихся в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Вариативность -  УМК обеспечивает возможность использования в работе с разными категориями обучающихся.

Предлагаем Вам комментарий к УМК ООО, традиционно используемым в образовательных учреждениях Вологодской области, а также апробируемым на базе учебно-методических площадок АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Линии УМК по русскому языку для 5-9 классов, соответствующие ФГОС начального общего образования и основного общего образования

Линия УМК под редакцией Е.А. Быстровой

(издательство «Русское слово», www.russkoe-slovo.ru)

Структура УМК:

программу учебного курса;

рабочие программы;

учебники;

рабочие тетради для учащихся;

тетради оценки качества знаний по русскому языку;

методические рекомендации или книги для учителя;

Электронное приложение

Авторы новой линии учебников: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева,

И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева - ориентировались на концептуальные положения стандарта второго поколения. Опираясь на традиции в создании учебной литературы, они в то же время учли утверждающиеся сегодня тенденции в обновлении методического аппарата учебника, содержания предмета для достижения новых целей обучения.

Содержание школьного курса излагается в учебниках традиционно:

В 5 классе изучается фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь. 6-7 классы имеют в целом морфологическую направленность. В 8-9 классах проводится системное изучение синтаксиса.

Новое в УМК – в подходах, в организации теоретического материала, в методическом аппарате учебников. Авторы предлагают такую организацию учебно-познавательной деятельности, при которой ученик становится субъектом познавательного процесса. Это значит, что от коллективной деятельности начального этапа обучения, выполняемой под руководством учителя, уже в 5 классе учащиеся переходят к индивидуальной речемыслительной деятельности.

Теоретические сведения излагаются поэтапно, блоки и микротемы даны под цифрами I. II и т.д. с соответствующим закреплением каждой части в упражнениях.

Для формирования аналитических умений, для достижения предметных и метапредметных результатов обучения ведется целенаправленная работа с описаниями способов действий. Эти описания даны в рубрике «Рассуждайте так» и, по сути, демонстрируют, как применить правило, в какой последовательности что делать.

Метапредметная направленность УМК реализована и в рефлексивном компоненте. Система вопросов и заданий, формирующих навыки самооценки самоанализа, способность к рефлексии, весьма разнообразна. Есть вопросы, цель которых – осознание задачи деятельности, значимости изучаемого материала. Есть вопросы на осознание последовательности учебной деятельности, осознание изучаемых понятий, явлений языка и т.д.

В УМК по-новому представлен речевой аспект курса. Учебник 5 класса начинается со специального раздела «Речь», который организует всю дальнейшую работу по формированию коммуникативной компетенции. В нем даны речеведческие понятия, которые являются теоретической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всех последующих темах.

В рубрике «Читаем, говорим, пишем» дается материал для специальных уроков развития речи. Более того, авторы учебника утверждают, что сам учебный процесс должен быть приближен к условиям естественного общения, вся система работы должна вызывать у учащихся необходимость общения, потребность в нем, учить ему. Поэтому так широко в учебнике используются коммуникативные упражнения. Важной характеристикой коммуникативности курса является широкое включение в УМК текстов. Значительное место занимают тексты, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, восприятие и принятие ими культуры русского народа, ее традиций и ценностей (рубрики «Русский язык в мире других языков», «Знаете ли вы, что…»).

Развитие личности школьника реализуется в системе заданий рефлексивного характера. В основе УМК - дифференцированный подход в предъявлении материала. Это означает, что теоретический и практический материал дифференцирован на основной, дополнительный и повышенного уровня сложности. Такой подход позволяет учитывать уровень подготовки всех учеников, формировать мотивы их учебной деятельности.

Линия УМК под редакцией С.И. Львовой

(издательство «Мнемозина», www.mnemozina.ru)
Структура УМК:

• программу учебного курса;

• учебники;

• рабочие тетради для учащихся;

• тетради оценки качества знаний по русскому языку;

• методические рекомендации для учителя;

• электронное приложение;

  • дневник достижений учащихся.

Концептуальные особенности УМК следующие:

- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

- ориентация на планируемые результаты обучения;

- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

- реализация системно - деятельностного подхода в образовании;

- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В УМК С.И. Львовой реализуются принципы системно - деятельностного подхода, который нацеливает на развитие личности ребёнка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности.

Деятельностная составляющая нашла отражение во всех традиционных компонентах курса:

1) Уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания (в каждом параграфе учебника есть предтекстовые вопросы и задания, которые, способствуют тому, чтобы обучающиеся сами ставили цели и удерживали их в процессе овладения материалом);

2) Расширены методические приёмы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход (предполагаются индивидуальные и групповые формы работы, проектная деятельность);

3) Обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая (много опережающего материала, есть III часть учебника, состоящая из словарей, справочников, коллекции репродукций картин художников XIX-XX в.в. и современных, которые способствуют осуществлению деятельностного подхода)

Авторы реализуют проблемный подход в изложении содержания. Способ предъявления материала учебного параграфа обычно строится по следующему плану:

- предтекстовые вопросы, предполагающие проверку знаний, полученных на предшествующем уроке или анализирующие уровень уже имеющихся знаний

- новый материал, содержащий поисковые, проблемные, исследовательские задания.

- упражнения, проверяющие уровень понимания нового материала

- разноуровненевые задания, которые позволяют закрепить новый материал.

В структуре УМК предусмотрены разнообразные формы организации учебной деятельности: - индивидуальная работа ученика, работа учеников в паре (взаимопроверка), групповая деятельность школьников, упражнения, ориентированные на отдельных сильных учащихся (упражнения повышенной трудности).

Авторы обеспечивают сочетание результатов освоения программы:

предметных, метапредметных, личностных.

УМК С.И. Львовой ориентирован на интересы и потребности современного ребёнка: содержит тексты, адаптированные к возрастным, социальным, психологическим особенностям обучающихся, изобилует разнообразной наглядностью, имеет задания, ориентированные на использование личного опыта, творческих потребностей учащихся, а также предполагает использование интернета.

В комплекте обеспечены условия для индивидуального развития всех обучающихся. Способ предъявления теоретического материала предполагает дифференцированный подход. Теоретический материал делится на 3 разновидности:

- основной – предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения, способствует формированию правильного способа действия в процессе языкового анализа (обозначен рубриками «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте»);

- дополнительный - обеспечивает работу с сильными учащимися, развивает познавательный интерес учащихся к предмету (обозначен рубрикой «Обратите внимание»);

- необязательный – развивает познавательный интерес учащихся к предмету, обеспечивает углубленное изучение темы (обозначен рубрикой «Любознательным»).

Практический материал представлен разноуровневыми упражнениями. Упражнения повышенной сложности обозначены красным цветом.

Учебник доступен и слабому ученику, это достигается следующими условиями:

- выделением базового ядра теоретического и практического материала, обязательного для усвоения;

- использованием вспомогательных средств в работе;

- системой иллюстративно- изобразительных средств, создающих положительную мотивацию;

- целенаправленной работой по обогащению словарного запаса учащегося;

-целенаправленной подготовкой с 5-го класса к ГИА по русскому языку в 9 классе.

В УМК С.И. Львовой существует особый механизм контроля, позволяющий отследить динамику личных достижений обучающегося. Портфель достижений складывается из результатов выполнения письменных и устных работ в течение всего учебного года.
Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта

(издательство «Дрофа», www.drofa.ru)

Структура УМК:

• программу учебного курса;

• рабочие программы;

• учебники;

• рабочие тетради для учащихся;

• тетради оценки качества знаний по русскому языку;

• методические рекомендации или книги для учителя;

• Электронное приложение

Характерные черты учебника каждого класса обусловлены общей концепцией курса русского языка, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Авторы реализуют деятельностный подход предъявления учебного материала. Учебник основан на алгоритмизации действий учителя и ученика. Избран новый способ предъявления теории: в виде схем, таблиц, логических размышлений. Ведущий принцип работы: синтез языкового и речевого развития . Рубрики курса («Учимся читать и понимать лингвистический текст», «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст», «Учимся говорить на лингвистическую тему», «Рассуждаем на лингвистическую тему», «Готовим проектную работу на лингвистическую тему», «Учимся редактировать сочинение», «Учимся определять стиль по речевой ситуации», «Учимся подбирать средства с учетом речевой ситуации», «Учимся проводить смысловой анализ текста», «Учимся пересказывать текст, сохраняя особенности стиля речи», «Cоздаем текст определенного стиля речи») отражают направленность учебников на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. В УМК реализуется текстоцентрический подход, т.е. обучение языку и речи осуществляется на основе текста. Реализуются разные приемы осмысления текста: работа со значением слова и внимание к его контекстному окружению; осмысление функциональной роли языковых единиц разных уровней языковой системы; построение логических схем; конструирование вопросов; метод «вживания»; приёмы редактирования текста; владение приёмами свёртывания и разворачивания содержания; владение приёмами стилевой , жанровой, графической трансформации текста; рефлексия деятельности. Главным интегративным продуктом деятельности обучающихся призвано стать умение работать с текстом. В учебник включены задания на формирование навыков осмысления содержания: наблюдение, выявление темы, микротемы, логических связей в тексте, соотнесение заголовка и текста; навык выражения своих мыслей в разных речевых ситуациях); лингвистический эксперимент (жанровая, стилевая трансформация) и др. Методический аппарат УМК способствует формированию УУД, развитию умения самостоятельной работы учащегося с разнообразной информацией, речемыслительных способностей обучающихся, формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности, применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, обеспечивает возможность для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; личностной направленности в обучении.

Тетради для оценки качества знаний содержат задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.

За создание УМК коллективу авторов присуждена премия Правительства РФ в области образования. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень учебников.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconВ условиях введения фгос
Оценочная практика педагогов в условиях введения фгос / Тезисы IХ педагогической научно-практической конференции // Под ред зам директора...
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconО ходе введения фгос в мобу сош №31 г. Якутска
Организация образовательной деятельности первоклассников в условиях введения фгос с 1 сентября 2012 года
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconДоклад по теме: «Управление педагогическим коллективом в условиях введения фгос»
Цель моего выступления: раскрыть управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях введения фгос
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconГаоу дпо иро рб кафедра теории и практики управления образованием...
Управление оу в условиях введения фгос II поколения: Рабочая тетрадь. – Изд-во иро рб. Уфа, 2010. – 82 с
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос icon«Современный урок в условиях введения фгос»
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам реализации фгос
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconПодготовка к введению фгос ООО. Научно-прикладной проект
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Обновление образования в условиях введения фгос». Участниками проекта являлись общеобразовательные учреждения, реализующих фгос...
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconЗадачи, поставленные перед оу что удалось реализовать и как? Совершенствование управления
Педагогический семинар «фгос: личностные метапредметные, предметные результаты. Требования к рабочей программе в условиях введения...
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconУчебно-методические комплекты для реализации фгос нового поколения по химии
Учебник — это наиболее детализированное (по сравнению с учебным планом и программами) содержание обучения тому или иному предмету,...
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос icon1. Общая характеристика мбоу лицей №6 и условия его функционирования
Анализ введения фгос ноо. Участие в апробации введения фгос ООО в 2012-2013 учебном году (5 классы)
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconПрограмма Необходимое
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconМатериально-техническое обеспечение кабинета физики
Учебно-методические комплекты по физике для 7 – 11 классов (стандарты, программы, учебники, методические пособия, рабочие тетради,...
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconМуниципальное образование
Тема проекта: «Формирование икт-компетенции обучающихся начальной школы в условиях введения фгос ноо»
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconАвгустовской конференции педагогических работников
Круглый стол «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос»
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос iconПрограмма 8 февраля 2012 года
Методический семинар «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в условиях введения фгос»
Учебно-методические комплекты и принципы их выбора в условиях введения фгос icon3 класс, 4 четверть
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск