3 класс, 4 четверть





Скачать 90.17 Kb.
Название3 класс, 4 четверть
Дата публикации15.09.2013
Размер90.17 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект

Конспект урока Изо и ХТ по программе Б. Неменского,

3 класс, 4 четверть

«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и 
воспринимать всей душой их надо осваивать”

А.Б. Салтыков

Тема: Декоративно-прикладное искусство. «Пасхальное яйцо».

Цель:

Развитие навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с произведениями народных промыслов России.

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с одним из произведений декоративно- прикладного искусства

-Познакомить учащихся с основными элементами росписи пасхальных яиц, ролью цвета  и узора в украшении.

-Выполнить эскиз пасхального яйца.

-Расширить словарный запас учащихся за счет введения новых терминов и понятий.

-Развивать навыки чтения и устной речи.

-Продолжить работу по формированию навыков “осмысленной” работы с получаемой информацией.

-Мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России.

-Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе учащихся.

-Воспитывать в учащихся бережное отношение к памятникам истории и культуры, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Технология:  

развитие критического  мышления.

 

Приёмы:

прогнозирование по названию,  обращение к личному опыту учащихся,  викторина.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма организации урока: практическая работа.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Ключевые слова и понятия:  декор, орнамент, народный промысел, художественный образ, писанка, крашенка, крапанка, драпанка.

 

Аннотация: 

 

 

 

 

Данный урок – второй по теме «Декоративно-прикладное искусство» из раздела  «Художник и музей», 4 четверть. Всего на эту тему отведено 2 урока.

Эффективность подобного урока определяется:

-достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;

-обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;

-четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;

-обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

-наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке.

Структура урока.

1.Мобилизующий этап.

2. Актуализация (фаза вызова).

3. Формулирование темы и цели урока учащимися.

4. Познавательный (фаза осмысления).

-Знакомство с видом работы

-Социализация.

-Упражнения в росписи.

- Проблемный вопрос: как можно расписывать пасхальные яйца?

-Осмысление: могу воспользоваться знаниями и в какой степени.                                                                                                 

Оценочное окно.

5. Практическая работа.

6. Рефлексия.

Ход урока.

1 этап . Мобилизующий этап.

1. Повторение.

- Напоминаю тему четверти « Художник и музей»

- Вспомним с помощью небольшой викторины  некоторые искусствоведческие понятия и термины.

1.Назовите единственное на Земле сознательно рисующее существо. (человек)

2.Назовите самый древний рисовальный материал. (уголь)

3.Без какого орудия труда не обойтись ни археологам, ни художникам? (кисть)

4.Шесть цветов радуги подразделяются на две группы. Какие? (холодные и теплые)

5.Какой цвет входит в обе группы? (зелёный)

6.Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр « тихая жизнь», французы и итальянцы говорят «мертвая природа». Что это за жанр? (натюрморт)

7.Кого изображают на своих полотнах художники-анималисты? (животных)

8.Как в живописи называется предварительный набросок картины? (эскиз)

9.Назовите самую известную, почитаемую и, возможно, самую дорогую икону в нашей стране.  («Троица» Андрея Рублёва)

 

-1. Прочитайте запись на слайде. (1 слайд)

« Дорого яичко ко Христову дню».

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня разговор?

 

2 этап Актуализация.

 

Пасха — один из самых почитаемых религиозных праздников. В Пасху празднуют Воскрешение Иисуса Христа. 
Ежегодно Пасха приходится на разные даты, но это обязательно весенний день. Таким образом, с распространением христианства празднование Пасхи стало включать различные церемонии по встрече весны. Этим можно объяснить наличие многих обрядов, уходящих в дохристианскую  эпоху .
Пасха и приход весны символизируют новую жизнь. Древние египтяне и персы во время своих весенних фестивалей раскрашивали и ели куриные яйца. Они считали яйцо символом плодородия и новой жизни. Христиане приняли яйцо как символ новой жизни, символ воскрешения.
Существует еще одна причина, почему мы едим яйца в пасхальное воскресенье и дарим их друзьям и детям. На заре зарождения религии во время великого поста запрещалось употреблять в пищу яйца. После окончания поста люди были рады снова видеть и употреблять в пищу яйца, поэтому и появилась традиция есть яйца в пасхальное воскресенье. 
У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.

2,3,4 слайд.

3 этап. Познавательный.(Фаза осмысления)

 

2.       Раньше было несколько видов украшенных яиц: крашенки, писанки, крапанки, драпанки.

 

- Назови слова- незнакомцы. Как вы думаете, почему они носили такие названия?

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.

Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.

 

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.

Писанки (5 слайд)- настоящие произведения народного творчества.

Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Крашенки (6 слайд) — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.

Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.

Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху

А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца. 

7 слайд

- Какие элементы чаще всего встречаются на писанках? ( Ответы детей)

Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами.

Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое “прочитать”. Давайте попробуем!

- Найдите на писанках знакомые символы. (Ответы детей)

) Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке.

Многие цветы похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы-солнышки располагаются на “полюсах”, это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.

(8 слайд)

Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.

Голубь — символ души. 
Дубок — символ силы. 
Сосна — символ здоровья. 

Сеточка — символ судьбы. 
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь. 
Точечки — символ плодородия. 
Сливы — символ любви. 
Хмель — символ плодородия. 
Цветы — символ девичества.
Ягоды — символ плодородия; матери.

- А давайте вспомним символику цвета. (Ответы детей)

(Слайд 9) Белый цвет – основной цвет яйца – цвет чистоты, божественного начала.

Голубой – цвет небесной Богоматери, божественного духовного знания.

Зеленый – символизирует здоровье, жизнь.

Бордовый или коричневый – принадлежность к земле.

Синий – связь с небом и ночью.

Черный – неизвестность, бесконечность.

 

4 этап. Уточнение темы урока и формулирование целей урока.

-  Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока.

- Попробуйте сформулировать цели урока.

Цели:

Что я должен узнать?

-Узнать, как выглядит пасхальное яйцо, как украшено, какие краски используются.

-Всё ли нам известно для того, чтобы выполнить эскиз росписи пасхального яйца?

- Вот сейчас я предлагаю  вам придумать свой вариант росписи пасхального яйца разными изобразительными материалами. Это могут быть краски, карандаши, восковые мелки, соединение различных материалов.

 

—    На что должны обратить внимание, чтобы выполнить цель урока.

-Знать, разные виды росписи пасхального яйца, как оно украшено, какие краски используются, символику орнаментов.

 

5.этап Практическая работа.

. Выполнить эскиз пасхального яйца. Роспись бумажного трафарета.

6. Рефлексия. Выставка работ.

- На сегодня работа закончена. На следующих уроках мы

познакомимся с новыми способами оформления пасхального яйца. Сейчас прошу поделиться своими впечатлениями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 класс, 4 четверть iconКалендарно-тематическое планирование (68 часов) 9 класс
Количество часов по четвертям: 1 четверть 16 ч., 2 четверть 14 ч., 3 четверть 20 ч., 4 четверть 18 ч
3 класс, 4 четверть iconРабочая программа по базовому курсу «Информатика и икт» в 8 классе
Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 9 ч
3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов: I четверть ч., II четверть ч., III четверть ч., IV четверть ч
3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов по четвертям: 1 четверть ч., 2 четверть ч., 3 четверть ч., 4 четверть ч
3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов по четвертям: 1 четверть 8 ч., 2 четверть 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 9 ч
3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 8 ч
3 класс, 4 четверть iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт на 2012-2013...
Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 8 ч
3 класс, 4 четверть iconПояснительная записка Количество часов всего: 68 ч
Количество часов по четвертям: 1 четверть ч., 2 четверть ч., 3 четверть ч., 4 четверть ч
3 класс, 4 четверть iconПлан конспект интегрированного урока чтение краеведение. 2 класс...
План конспект интегрированного урока чтение – краеведение. 2 класс (1-4) 2, 3 четверть
3 класс, 4 четверть iconДомашнее задание 6 класс 4 четверть

3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный год в Англии разделен на четверти, каждая четверть длится 3 месяца. Четверти называются по временам года: осенняя, зимняя...
3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окончание учебных занятий 1-е классы 1 четверть 10. 30 час. 2 четверть 11. 30 час
3 класс, 4 четверть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть
3 класс, 4 четверть iconУрок математики. 1 класс, 2 четверть
Личностные ууд: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
3 класс, 4 четверть iconРабочая программа на 3 четверть 5 класс (лыжная подготовка)
Элементы нетрадиционной оздоровительной технологии: дыхательная гимнастика Г. Стрельниковой
3 класс, 4 четверть iconОтчет по участию в мероприятиях различного уровня и проведению мероприятий...
Трудоустройство несовершеннолетних (сентябрь – 4 чел., октябрь- 4 чел., ноябрь- 4 чел.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск