Скачать 2.95 Mb.
|
Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» ОЦЕНОЧНАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС Материалы IХ педагогической научно-практической конференции (10 января 2013 г.) 2013
Оценочная практика педагогов в условиях введения ФГОС / Тезисы IХ педагогической научно-практической конференции // Под ред. зам. директора по НМР Амреновой М.М., методиста Кузьменкиной Н.А., методиста Метелевой В.В. – Омск: БОУ ОО СПО «ОКТЭС», 2013. – 163с. В сборник помещены тезисы выступлений участников IХ педагогической научно-практической конференции. Публикация содержит рассмотрение вопросов формирования новой оценочной практики педагогов в условиях введения ФГОС, а именно: разработка заданий в компетентностном формате, портфолио выпускника, методы оценки уровня сформированности компетенций студентов на учебном занятии, интеграционный подход к учебно-методическому обеспечению профессионального модуля, формирование профессиональных компетенций студентов нетрадиционными методами в ходе освоения профессиональных модулей и др. Материалы сборника могут быть полезны педагогическим работникам системы среднего профессионального образования.
© БОУ ОО СПО «ОКТЭС», 2013 Содержание
Пленарное заседание МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Шипилина Л.А., заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Концептуальное основание компетентностного подхода в обучении состоит в замене парадигмы преподавания на парадигму продуктивного обучения, побуждающего обучающихся не только выполнять действия, но их оценивать и анализировать. Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. «к 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий» [1]. Ключевыми ценностями современного оценивания являются:
Исходя из этих оснований, важным направлением практической реализации программных документов в области образования становится овладение преподавателями методологией и технологией оценочной деятельности. Сегодня проблема заключается в том, что «не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), не обеспечена информационная открытость результатов деятельности системы образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Возможности для принятия управленческих решений по повышению качества образования ограничены в ситуации незавершенности формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях» [1]. В Законе РФ «Об образовании», ст.14, п.3 (2012г.) подчеркивается, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. В трактовке ФГОС СПО, п. 8.4. оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: 1) оценка уровня освоения дисциплин; 2)оценка компетенций обучающихся [2]. При компетентностном обучении важной становится триада: компетенции как новый результат образования; образовательные технологии как способ обучения и формирования компетенций; оценочные средства и процедуры как инструменты доказательства достижения заявленных результатов образования. Это должно найти отражение в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и образовательном процессе при реализации ОПОП в виде пирамиды результатов обучения, складывающейся из личностных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций. Чтобы эти результаты были реально получены в необходимом качестве и количестве, необходимо иметь представление о взаимодействии компонентов компетентностного обучения на различных его уровнях в рамках образовательного учреждения: на уровне образовательного учреждения: модель компетенций выпускника-технологии оценивания компетенций - формирования фонда оценочных средств (ФОС) – служба оценивания компетенций; на уровне цикловых предметных комиссий: - профили компетенций – технология формирования компетенций – разработка оценочных средств – анализ уровня сформированности компетенций; на уровне преподавателя: методы формирования и развития компетенций – современные образовательные технологии – разработка проверочных заданий – портфолио достижений обучающегося. Главными задачами при компетентностном обучении становятся задачи методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся и разработка и применение адекватной системы оценивания результатов обучения. В настоящее время основными проблемами компетентностного обучения и оценивания его результатов являются следующие:
Оценка компетенций обучающихся очень сложная задача как в теоретическом, так и практическом плане. Дело в том, что компетенции формируются и проявляются только в деятельности обучающегося, следовательно, при обучении и оценивании эту деятельность необходимо планировать и организовывать, при этом обеспечивая высокую мотивацию обучающихся при оценивании. Для выработки оценочных процедур и разработки оценочных средств необходимо руководствоваться дескрипторной моделью компетенции, предполагающей описание компетенций по профилям и уровням. Это позволяет выделить предметы и объекты оценки. Характер заданий, по которым производится оценивание, при этом должен быть в соответствии с требованиями компетентностного подхода практико-ориентированным [3]. Важными направлениями и принципами современного оценивания являются:
Среди требований, которые предъявляются к оценочным средствам для проверки квалификаций, обращают на себя внимание такие требования, как: интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики); ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам); актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности; экспертиза в профессиональном сообществе; связь критериев с планируемыми результатами. Это, в свою очередь, требует разработки системы критериев и показателей оценки, а также стандартизации оценочных процедур. При компететентностном обучении образовательному учреждению необходимо обеспечить создание фондов оценочных средств ФОС и условий по разработке, апробации и созданию оценочных средств, их сертификации, непрерывному обновлению ОС, проведению надежных оценочных процедур. Фонд оценочных средств (ФОС) – комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения [5]. ФОС ОУ должны быть полным и адекватным отображением требований ФГОС и ОПОП; следует изначально ФОС формировать на основе современных научно-обоснованных принципов организации и проведения контрольно-оценочной деятельности. Это обеспечит интеграцию результатов внутреннего оценивания с результатами внешних оценок, полученных оценочными средствами и процедурами, используемыми при проверке РО для аккредитации ОУ. Основными формами ФОС в ОУ являются: ФОС кафедр, цикловых миссий – материалы для оценивания освоения обучающимися содержания предметных областей (текущий и рубежный контроль знаний); ФОС модуля – оценочные средства для проверки междисциплинарных знаний и навыков обучающихся, определения сформированности компетенций по завершении освоения модуля или курса; ФОС ОПОП – оценка результатов образования после освоения образовательной программы комплексное оценивание компетентностей и компетенций выпускников; ФОС ОУ – централизованное накопление и использование стандартизированных оценочных средств на разных стадиях обучения Структура ФОС может быть представлена следующими компонентами: модели компетенций, программы и графики их оценивания в соответствии с уровнями обучения обучающихся; оценочные средства и процедуры (опросники, тесты, проекты, кейсы и др.); инструкции и методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций; требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения оценивания; технологии и методы обработки результатов оценивания знаний и компетенций, их анализа и интерпретации; программно-инструментальные средства обработки результатов, проведения статистического анализа данных, графической визуализации; форматы представления результатов; наборы показателей и критериев оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур; рекомендации по обновлению ФОС (периодичность, степень обновления). Сегодня уже вырисовались контуры наиболее значимых проблем формирования и функционирования ФОС:
Многие проблемы могут быть решены путем создания системы (службы) оценки качества обучения (СОКО), к структурным компонентам которой могут быть отнесены средства оценивания, техника и технологии (процедуры) оценивания, подготовленные кадры, программно-инструментальные средства обработки результатов; объекты оценивания (достижения обучающихся, ООП, учебные программы, методические материалы, оценочные средства и др.); субъекты оценивания (обучающиеся, преподаватели, эксперты и комиссии); базы результатов оценивания, позволяющие создавать нормы качества; форматы образовательной статистики и средства доступа к ней различным категориям пользователей. Создание оценочной системы ОУ и разработка ФОС потребует от администрации ОУ политической воли, выделения средств и организационно-управлен-ческих действий; от преподавателей соблюдения методик контроля с опорой на теорию педагогических измерений при выборе вида и содержания оценочных средств, умений структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов; от разработчиков понимания основ конструирования и стандартизации оценочных средств и процедур; в целом от коллектива ОУ иного отношения к независимому оцениванию учебных достижений обучающихся и их компетенций. Список использованной литературы: |
О ходе введения фгос в мобу сош №31 г. Якутска Организация образовательной деятельности первоклассников в условиях введения фгос с 1 сентября 2012 года | Доклад по теме: «Управление педагогическим коллективом в условиях введения фгос» Цель моего выступления: раскрыть управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях введения фгос | ||
Гаоу дпо иро рб кафедра теории и практики управления образованием... Управление оу в условиях введения фгос II поколения: Рабочая тетрадь. – Изд-во иро рб. Уфа, 2010. – 82 с | «Современный урок в условиях введения фгос» Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам реализации фгос | ||
Подготовка к введению фгос ООО. Научно-прикладной проект Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Обновление образования в условиях введения фгос». Участниками проекта являлись общеобразовательные учреждения, реализующих фгос... | ||
Задачи, поставленные перед оу что удалось реализовать и как? Совершенствование управления Педагогический семинар «фгос: личностные метапредметные, предметные результаты. Требования к рабочей программе в условиях введения... | 1. Общая характеристика мбоу лицей №6 и условия его функционирования Анализ введения фгос ноо. Участие в апробации введения фгос ООО в 2012-2013 учебном году (5 классы) | ||
Муниципальное образование Тема проекта: «Формирование икт-компетенции обучающихся начальной школы в условиях введения фгос ноо» | Августовской конференции педагогических работников Круглый стол «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос» | ||
Программа 8 февраля 2012 года Методический семинар «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в условиях введения фгос» | 3 класс, 4 четверть Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование и развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса в условиях реализации фгос начального общего образования... | Конспект урока математики во 2 классе Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования» | ||
Ход урока Организация класса Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования» | А. Программа универсальной учебной деятельности «Управление оу в условиях введения фгос второго поколения: образовательная программа» |