Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций
Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
Программа дисциплины «Социология массовых коммуникаций и анализ аудитории СМИ»
для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра
Авторы программы к.п.н., профессор А.В. Шариков, преподаватель О.А. Тимофеева
Рекомендовано секцией УМС
Секция ___________________
Председатель
___________________________
«____»______________2011 г.
|
| Одобрено на заседании департамента
Медиапроизводства и креативных технологий
____________________
«____»______________2011 г.
| Утверждено УС факультета медиакоммуникаций
___________________________
Ученый секретарь ___________________________
«____»______________2011 г.
|
|
|
Москва, 2011 Рабочая учебная программа
Пояснительная записка
Данная дисциплина является объединенным вариантом дисциплин, которые в предыдущие годы разрабатывались как автономные профессором Шариковым А.В. («Социология массовых коммуникаций» и «Анализ аудитории СМИ»). Опыт этих разработок и их практического внедрения учтен в данной программе.
Условно курс можно поделить на две части: социология массовых коммуникаций и анализ аудитории СМИ.
В первой части курса предпринимается попытка оптимизировать обширное поле знаний по социологии массовых коммуникаций, известных на сегодняшний день, через отбор тех содержательных единиц, которые, с точки зрения авторов программы, дают возможности наибольшего развития студентов в постижении этих непростых, но чрезвычайно важных для общества явлений. Первая часть дисциплины сочетает в себе обзор базовых теоретических концепций крупнейших исследователей массовых коммуникаций, в том числе отечественных, с прикладными элементами, среди которых знакомство с методами эмпирических исследований массово-коммуникационных явлений.
Идея второй части курса зиждется на понимании журналистики как сферы, направленной на аудиторию и существующей для аудитории, откуда знание аудитории, умение анализировать ее является одной из базовых компонент современного журналистского образования. Вторая часть дисциплины расширяет и углубляет социологическое знание, полученное в первой части, рассматривая более подробно как теоретические аспекты науки об аудитории, так и практические (методы измерения аудитории, использование аудиториометрических данных и т.п.).
Данная дисциплина предназначена для изучения на 3 курсе Факультета медиакоммуникаций. Основные цели курса
знакомство студентов с теоретическими основами социологии массовых коммуникаций;
знакомство студентов с основными методами прикладных социологических методов исследования в сфере массовых коммуникаций и формирование у них первичных умений в интерпретации данных массово-коммуникационных исследований;
знакомство студентов с теоретическими основами аудиториологии;
формирование у студентов умений и навыков анализа аудитории для решения практических задач.
Формы организации учебного процесса
проведение лекционных занятий;
проведение практических занятий, в основу которых будут положены обсуждение проблем и разбор конкретных ситуаций из зарубежной и отечественной практики;
самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала, отладке первичных практических навыков и подготовке рефератов.
Тематический план учебной дисциплины
Номер и наименование раздела программы
| Всего часов
| Аудиторные занятия (ак. часов)
| Самостоя-тельная работа (ак. часов)
| Лекции
| Семина-ры
| Часть 1. Социология массовых коммуникаций
| Информация как фундаментальное общенаучное понятие. Развитие представлений об информации. Социальная информация. Информация в журналистике. Массовая информация.
| 8
| 4
|
| 4
| Понятие коммуникации. Коммуникация и информация. Типология коммуникации. Массовая коммуникация. Средства массовой коммуникации. Типология СМК. СМИ как периодические СМК.
| 8
| 4
|
| 4
| Эмпирические исследования массово-коммуникационных процессов. Методы эмпирических исследований в социологии массовой коммуникации.
| 14
| 2
| 6
| 6
| Продолжение таблицы
| Номер и наименование раздела программы
| Всего часов
| Аудиторные занятия (ак. часов)
| Самостоя-тельная работа (ак. часов)
| Ключевые теоретические модели массовой коммуникации. Модель Г.Лассуэлла. Понятия «коммуникатор», «реципиент», «канал коммуникации», «сообщение», «эффект коммуникации». Модель П.Лазарсфельда. Двухступенчатный поток коммуникации. Понятие «лидер мнения». Его роль в массово-коммуникационных процессах
| 4
| 2
|
| 2
| Обратная связь в массовой коммуникации. Модель «полезности и удовлетворения потребностей» И.Каца, Дж.Бламлера и М.Гуревича. Микросоциальные функции массовой коммуникации. Связь потребностей медиа-аудитории, микросоциальных функций массовой коммуникации и жанров СМИ.
| 4
| 2
|
| 2
| Понятие массово-коммуникационного эффекта. Примеры известных эффектов (эффект «Войны миров», эффекты насыщения, реактенса, бумеранга, эффект повестки дня и др.)
| 4
| 2
|
| 2
| Теория массово-коммуникационных эффектов Д.МакКуэйла. Предсказуемые и непредсказуемые эффекты. Краткосрочные и долгосрочные эффекты.
| 4
| 2
|
| 2
| Теория нормативных моделей деятельности СМИ. Авторитарная модель. Либертарианская модель. Советская модель. Модель социальной ответственности. Модель общественного вещания. Модель медийных трестов.
| 4
| 2
|
| 2
| Культурологические теории массовой коммуникации. Макросоциальные закономерности массовой коммуникации в работах М.МакЛюэна, А.Моля и М.ДеФлёра.
| 4
| 2
|
| 2
| Работы по теории массовой коммуникации представителей Франкфуртской школы (Т.Адорно, В.Беньямин, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер) Макросоциальные закономерности массовой коммуникации в работах Н.Лумана. Макросоциальные функции массовой коммуникации.
| 4
| 2
|
| 2
| Продолжение таблицы
| Номер и наименование раздела программы
| Всего часов
| Аудиторные занятия (ак. часов)
| Самостоя-тельная работа (ак. часов)
| Семиологические теории массовой коммуникации. Массовая коммуникация, язык и «относительность» реальности. Проблема значения и знака. Типы и организации знаков. Работы Р.Барта по семиологии. Миф как вторичная семиологическая система. Кодирование и декодирование. Тезис о конструировании реальности.
| 4
| 2
|
| 2
| Семиологические теории массовой коммуникации. Массовая коммуникация, язык и «относительность» реальности. Проблема значения и знака. Типы и организации знаков. Работы Р.Барта по семиологии. Миф как вторичная семиологическая система. Кодирование и декодирование. Тезис о конструировании реальности.
| 4
| 2
|
| 2
| Часть 2. Анализ аудитории СМИ
| Понятие аудитории СМИ. Развитие взглядов на природу аудитории. Роль и место аудитории в системе массовых коммуникаций.
| 4
| 2
|
| 2
| Общие закономерности поведения аудитории в массово-коммуникационных процессах.
| 4
| 2
|
| 2
| Методы изучения аудитории
| 8
| 2
| 2
| 4
| Количественные параметры аудиторий СМИ
| 10
| 2
| 4
| 4
| Телевизионная и радиоаудитория. Аудитория печатных периодических изданий. Аудитория Интернета.
| 4
| 2
|
| 2
| Использование аудиториометрических данных в редакционной практике
| 4
| 2
|
| 2
| Использование аудиториометрических данных в рекламной деятельности
| 4
| 2
|
| 2
| Использование аудиториометрических данных в PR-деятельности
| 4
| 2
|
| 2
| Итого:
| 108
| 44
| 12
| 52
|
Формы текущего и итогового контроля По завершении курса студенты сдают письменный экзамен. Контроль знаний студентов осуществляется с учетом нескольких позиций, а именно:
работа студентов на семинарах;
контрольная работа (в тестовой форме);
экзамен (в тестовой форме);
посещаемость занятий.
Итоговая оценка, выставляемая в ведомость, рассчитывается по формуле:
Ои = 0,2*Ос + 0,2*Окр + 0,5*Оэ + 0,01*П + Б, где
Ос – оценка за работу и активность студентов на семинарских занятиях
Окр – оценка за контрольную работу по 10-балльной шкале,
Оэ – оценка за экзамен по 10-балльной шкале
П – посещаемость лекций (% посещенных студентом лекций от общего числа)
Б – бонус, равный +1, который может быть добавлен к общей оценке за особые достижения студента; ставится по усмотрению преподавателя.
Итоговая оценка знаний студентов выставляется в соответствии со следующей шкалой:
0 – 3 балла «неудовлетворительно»
4 – 5 баллов «удовлетворительно»
6 – 7 баллов «хорошо»
8 – 10 баллов «отлично»
Указанная шкала формирования итоговой оценки применяется только при наличии положительного результата выполнения письменной экзаменационной работы (оценка не ниже 4 баллов). В противном случае независимо от итоговой суммы баллов работа студента оценивается «неудовлетворительно». Учебно-методическое обеспечение курса
Базовый учебник:
Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2010.
Основная литература:
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2010.
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003.
Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2010.
Брайант Дж, Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М. ИД «Вильямс», 2004.
Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011.
Фомичёва И. Д. Социология СМИ. М., 2007.
Черных А. И. Социология массовых коммуникаций. М. ГУ-ВШЭ, 2008.
Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. - М.: Дашков и Кº, 2010.
Дополнительная литература по «Социологии массовых коммуникаций»
Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. – М.: ООО "Дрофа", 2009.
Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М.: Наука, 1994.
Барт Р. Империя знаков. - М.: Праксис, 2004.
Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000.
Белановский С.А. Метод фокус-групп: учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М., 1996.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. – М.: Библион-Русская книга, 2004.
Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа. / в кн.: Поэтика и политика. – СПб., 1998.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. / в кн.: Философия эпохи постмодерна. – Минск: Красико-принт, 1996.
Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.: Наука, 1986.
Бориснев С.В. Социология коммуникации. – М.: БНИТИ-ДАТА, 2003.
Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. – М., 1995.
Буданцев Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. – 2001.
Буданцев Ю.П., Системность в изучении массовых информационных процессов, М., 1986.
Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. – М., 1995.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры"; Ин-т экспериментальной социологии , 2002.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. // Бурдье П. Начала: Choses Dites. – М., 1994.
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.
Вирилио П. Информационная бомба: стратегия обмана. - М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002.
Войскунский А.Е. Психология и Интернет. – М.: РИПОЛ классик, 2011.
Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2006.
Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М. , 1997.
Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. – М., 2001.
Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. – М., 1987.
Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. – М.: Можайск-терра, 2000.
Дебор Г. Общество спектакля. – М.: 2000.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: КДУ, 2006.
Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. - М.: Пульс, 2001.
Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе.- М.: Пульс, 2002.
Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. - М.: URSS, 2002.
Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005.
Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984.
Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009.
Дугин Е.Я. Создание смыслов в электронную эру. – М.,2005.
Душков Б.А., Гришина Т.А. Психология массовой коммуникации. - АТиСО, 2004.
Жижек С. Возвышенный объект идеологии. – М.: Художественный журнал, 1999.
Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г. и др. Журналист: Российско-американские социологические исследования. / Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. - М.: Эслан, 1998.
Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М., 2010.
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1999.
Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.
Информатика и культура. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
Информационная политика. – М.: РАГС, 2003.
Информационное общество. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004.
Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. – М.: ЛКИ, 2007.
Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. – М.: НАТ, 1997.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2002.
Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.
Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. – Новосибирск, 1991.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.
Коренной А.Л. Информация и коммуникация. – Киев, 1986.
Куликовский Л.Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных процессов. – М., 1987.
Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004.
Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. - Таллинн: TLU Press, 2010.
Лотман Ю. Семиосфера. – СПб., 2000.
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин, 1973.
Лотман Ю. Семиотика культуры и понятие текста. // Русская словесность. Антология. – М., 1998.
Лотман Ю.М. Феномены культуры. Таллинн, 2000.
Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн, 1994.
Луман Н. Медиа коммуникации. - М. : Логос , 2005.
Луман Н. Реальность массмедиа. - М. : Праксис , 2005.
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. - Киев : Ника-Центр ; Эльга , 2003.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. - М.: Рефл-бук , 1994.
Массовая информация в советском промышленном городе /под редакцией Б.А.Грушина. – М., 1980.
Массовые информационные процессы в современной России. – М.: РАГС, 2002.
Матвеева Л.В, Т.Я.Аникеева, Ю.В.Молчанова. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-Холдинг, 2004.
Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996.
Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. – М., 1986.
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001.
Моль А. Социодинамика культуры. - М. : УРСС ; КомКнига , 2005.
Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации. – М.: Флинта: МПСИ, 2006.
Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. – М.: Изд-во «Перспектива», 2003.
Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005.
Новые идеи в теории и практике коммуникации. / Отв. ред. Д.П.Гавра. – СПб.: Фак-т. журналистики СПбГУ; Роза мира, 2006.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996
Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.
Основы теории коммуникации. / Под ред. Проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2003.
Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. - Киев:АЛЬТЕРПРЕС, 2008.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: 2001.
Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет: Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. - М.: Институт проблем информационного права, 2004.
Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
Психология массовой коммуникации / под ред. акад. РАО А.А. Бодалева, акад. РАО А.А. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Л.Г.Лаптева. - М.: Гардарики, 2008.
Рубакин Н.А. Библиологическая психология. - М.: Академический проект; Трикста, 2006.
Свитич Л.Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований). - М.:ВК, 2010.
Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М., 1997.
Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н.Засурского. – М., 2003.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.
Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. В 2 книгах. – М.: ИС РАН, 2000.
Социальное управление, коммуникации и социально-проектные технологии. – М., 2006.
Социология журналистики. / Под ред. С.Г.Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Спиваков А.П., Гундарин М.В. Победа без победителей: очерки теории прагматических коммуникаций. – М.: ИМИДЖ-Контакт, 2003.
Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. – М.: Граница, 2005.
Терин В.П. Массовая коммуникация. – М.: Изд. МГИМО, 2000.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Федотова Л.Н. Контент-анализ. – М., 2000.
Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999
Фирсов Б.М. История советской социологии 1950-1980 годов: курс лекций. – СПб., 2001.
Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации. – Л., 1977.
Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. – М.: Искусство, 1971.
Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.
Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. — М.: Наука, 2001.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 2000.
Хабермас Ю. Производительная сила коммуникации. // Демократия. Разум. Нравственность. – М.. 1995.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
Хренов Н.А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. - М.: Аграф, 2007.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М., 1977.
Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. – М.: Наука, 1995.
Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. – Дубна: Феникс+, 2005.
Черных, А. Мир современных медиа. Территория будущего, 2007.
Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологи, экономики, рекламы. – М.: Омега-Л, 2004.
Шариков А.В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения. // Социологические исследования, 2006 №10. – С.95-103.
Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Пульс, 2002.
Щепилов К.В. Медиаисследования и медиапланирование. – М.: «РИП-холдинг», 2004.
Юзвишин И.И. Основы информациологии. – М., 2000.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб: 1998.
Ядов В.А. . О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различными задачами исследования массовых коммуникаций, Кяарику, 1968.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Добросвет, 2003.
Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. - М., 2001.
Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006.
Balle F. Les médias (6e edition). - Paris : Presses universitaires de France, 2011.
Campbell R. Media & culture : an introduction to mass communication. - New York, NY : Bedford/St. Martins, 2011.
Catells M. The rise of the network society. - Chichester, West Sussex ; Malden, MA : Wiley-Blackwell, 2010.
DeFleur M.L. Mass communication theories: explaining origins, processes, and effects. - Boston : Allyn & Bacon, 2010.
Dominick J.R. Dynamics of mass communication: media in transition. - New York : McGraw-Hill Higher Education, 2011.
Hanson R.E. Mass communication : living in a media world (3rd edition). - Washington, DC : CQ Press, 2011.
Leschke R. Medien und Formen : eine Morphologie der Medien. - Konstanz : UVK, 2010.
Mattelart A. Histoire de la société de l'information. - Paris : la Découverte, 2009.
McQuail D. Mcquail's mass communication theory (6th edition). - London ; Thousand Oaks, Calif. : Sage Publications, 2010.
Pavlik J.V. Converging media : a new introduction to mass communication. - New York : Oxford University Press, 2011.
Simonson P. Refiguring mass communication : a history. Urbana : University of Illinois Press, 2010.
Дополнительная литература по «Анализу аудитории СМИ»:
Печатные источники:
Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование.- М, 1999.
Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование. Теория и практика.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Голядкин Н.А. Анализ аудиторий: Учебное пособие для менеджеров телевидения и радио. – М., 2000.
Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа комитет, 2001.
Измерение аудиторий: ТВ, радио, Интернет. – М.: Медиа комитет, 2003.
Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.
Ключи к эфиру. Книга 1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. - М.: Аспект Пресс, 2007.
Ковалёв П.А. Российская телевизионная аудитория. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007.
Колесов Д.Г., Пугачёва Д.Д., Мальковская Я.В. Медиапланирование на телевидении. - М.: TNS Россия, 2009.
Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. - М.: Мысль, 1983
Кочеткова А.В. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты. - М.: РИП-холдинг, 2005.
Методологические проблемы и практика изучения интернета: сб.научн.статей. – М., 1999.
На пути к общемировому стандарту измерения телевизионной аудитории. – М.: Медиа Комитет, 2005.
Полуэхтова И.А. Аудитория телевидения: опыт социологического исследования. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2008.
Полуэхтова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. М.: Наука: Флинта. 2008.
Полуэхтова И.А. Социокультурная динамника российской аудитории телевидения: социологический дискурс.- М.: ООО "НИПКЦ Восход-А", 2010.
Прогресс технологии телерадиовещания: материалы Между-народного конгресса НАТ. – М., 2000.
Прогресс технологии телерадиовещания: материалы Международного конгресса НАТ. – М., 2001.
Рекомендации по единым требованиям и стандартам на системы измерения радиоаудитории. – М.: Медиа Комитет, 2006.
Телевизионная аудитория России: TV Index. Еженедельный журнал TNS Gallup Media – сводка данных о телеаудитории. (выходит с 1999 года)
Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обес-печение). / Сост. и общ.ред. В.П.Коломиец. – М., 2001.
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов: введение в медиаметрию. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Шариков А.В. О факторах, влияющих на поведение телевизионной аудитории // Изв. Самарского науч. центра Российской академии наук. Спец. выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». Т. 2. - Самара: Изд-во Самарского науч. центра РАН, 2006. С. 46—55.
Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997.
Brignier J.M, Chavenon H., Dupont-Ghestem F., Dussaix A.M., Hearing H. - Mesurer L`Audience des Média. Paris: Dunod, 2002.
Croteau D., Hoynes W. Media society: industries, images, and audiences. - London: PINE FORGE PRESS, 2003.
Eastman S.T, Ferguson D.A. Broadcast/Cable/Web Programming. Strategies and Practices. - Belmont: Wadsworth/Thomson Learning, 2002.
Global Guidelines on Television Audience Measurements. – Geneva: European Broadcasting Union, 1999.
Mytton G. Handbook on Radio and Television Audience Research. – Paris: UNICEF & UNESCO, 1999.
Tulloch J. Watching television audiences. Cultural theories and methods. – London: Arnold, 2000.
Электронные ресурсы:
Административный регламент исполнения Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной функции по организации проведения измерения аудитории электронных средств массовой информации. // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. - URL:. http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/docs/documents/docs/2007/10/reglament_el_smi.html [последнее посещение 07.11.2011].
ГПД Телеизмерений. / Сайт Содружества производителей фирменных торговых марок «Русбренд». URL: http://www.rusbrand.com/ru/committees/telemetry [последнее посещение 07.11.2011].
Данные по аудитории СМИ. // Сайт ТНС. - URL: http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings [последнее посещение 07.11.2011].
Единый словарь терминов, определений, показателей и параметров радиоаудитории. - М.: Медиа Комитет, 2008. // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/docs/reglaments/termins/main/custom/00/0/file.pdf [последнее посещение 07.11.2011].
Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2011. Электронная версия. // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item6.html. [последнее посещение 07.11.2011].
Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2011. Электронная версия. // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item5.html [последнее посещение 07.11.2011].
Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2011. Электронная версия. // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item3.html [последнее посещение 07.11.2011].
Сайт НП «Медиа Комитет». URL: http://www.mediakomitet.ru [последнее посещение 07.11.2011].
Словарь терминов по измерению аудитории. Общие понятия. Телевидение. Радио. Пресса. // Сайт TNS Central Asia. URL: http://www.tns-global.kz/ru/training/dictionary.php [последнее посещение 07.11.2011].
Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2011. Электронная версия. // Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item4.html [последнее посещение 07.11.2011].
Mytton G. Handbook on Radio and Television Audience Research. – Paris: UNICEF & UNESCO, 2007. // Сайт "Commonwealth Broadcasting Association". - URL: http://www.cba.org.uk/Resources/publications/audience_research/ar_handbook_2007_complete.pdf [последнее посещение 07.11.2011].
Содержание курса
Часть 1. Социология массовых коммуникаций
|