А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций





НазваниеА. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций
страница1/20
Дата публикации23.01.2015
Размер3.96 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Министерство образования и науки РФ

Г.В. Алексеев

А.В. Сорокин


АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Учебное пособие

2010

3

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Глава 1. Понятие и система права массовых коммуникаций

§ 1.1. Информационные правоотношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

§ 1.2. Понятие и источники права массовых коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

§ 1.3. Информационный правопорядок в России. . . . . . . . . . . . . 28

Глава 2. Свобода массовой информации и её правовые пределы

§ 2.1. Права и свободы человека в информационной сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

§ 2.2. Правовое обеспечение информационной безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

§ 2.3. Правовой режим закрытой информации. . . . . . . . . . . . . . . .62

Глава 3. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации

§ 3.1. Понятие и виды средств массовой информации. . . . . . . . .78

§ 3.2. Свобода средств массовой информации. . . . . . . . . . . . . . . .84

§ 3.3. Правовой статус редакции и журналистов . . . . . . . . . . . . . .97

§ 3.4. Правовая ответственность за деятельность средств массовой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108

Глава 4. Правовое регулирование рекламной деятельности

§ 4.1. Понятие и допустимость рекламы по российскому законодательству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118

§ 4.2. Рекламные правоотношения и виды рекламы. . . . . . . . .127

§ 4.3. Контроль и ответственность в сфере коммерческой рекламы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138

§ 4.4 Правовое регулирование предвыборной агитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144

4

Глава 5. Организационно-правовые аспекты массовых коммуникаций

§ 5.1. Правовое регулирование услуг связи. . . . . . . . . . . . . . . . . .172

§ 5.2. Правовые аспекты организации массовой коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189

Глава 6. Авторское право и массовые коммуникации

§ 6.1. Произведения авторского права и массовые коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199

§ 6.2. Правовые основания использования интеллектуальных прав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2515

Введение

Информационное право как комплексная отрасль находится на стадии своего становления, и было бы неоправданно как сводить предмет отрасли к регулированию документооборота или средств массовой информации, так и предавать информационным отношениям всеобъемлющий, всепроникающий характер. Отношения по получению-передаче информации стали предметом самостоятельного правового анализа совсем недавно и представляют большой интерес в связи с разнообразием подходов к проблемам информационного обмена в современном мире.

Настоящая монография призвана способствовать развитию институтов информационного права и направлена на совершенствование систематизации информационных правоотношений. Становление отрасли информационного права, по мнению автора, должно сопровождаться обоснованием совокупности специфичного предметно-методологического единства отрасли.

Неуклонно возрастающее социальное значение информационного обмена – всего лишь общая тенденция развития цивилизации, в то время как формирование представления об информационном праве удел последней четверти ХХ века. И причиной тому являются не компьютеризация и телевидение, а системная трансформация коммуникативно-го взаимодействия в постиндустриальном обществе.

Административные и запретительные меры применительно к информационным системам становятся в глобальном информационном пространстве всё более инертным архаизмом сдерживающим развитие национальной экономики и институтов гражданского общества, провоцирующими правовой нигилизм во всех сферах жизни общества, и вместе с тем отказ от любых форм императивного регулирования информационной сферы жизни общества есть деструктивный радикальный либерализм, проявления которого заставляют людей сомневаться в самой возможности строительства гражданского общества.

В представленной работе, с целью эффективного правового регулирования деятельности информационных систем, предлагается рассматривать распространение информации по неопределённому кругу лиц как особое общественное отношение, получившее широкое распространение при переходе общества на постиндустриальную стадию своего развития, и требующее особого подхода к своему правовому регулированию.6

Глава 1. Понятие и система права массовых коммуникаций

§ 1.1. Информационные правоотношения

Развитие современных информационных технологий повлекло за собой становление нового направления юридической науки изучающего правовое регулирование общественных информационных отношений. Информационные отношения в комплексном понимании обычно характеризуются как информационный обмен, включающий в себя процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Информационные отношения неизбежно взаимосвязаны с процессами создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств информационной безопасности 1.

Информационное право, как комплексная отрасль права и законодательства, сталкивается с проблемами неопределённости предмета правового регулирования и стремится объединить в себе правовые институты, по отношению к которым крайне сложно выработать единообразный правовой подход и общие принципы регулирования. Представляется, что у традиционных информационно-правовых институтов, таких как: защита государственной тайны и распространение продукции средств массовой информации, больше принципиальных отличий, чем предметного сходства.

Информационные правоотношения не однородны и могут неоднозначно квалифицироваться различными участниками рынка и государственными органами. При регулировании информационных отношений сочетаются императивные и диспозитивные методы правового воздействия, выработанные в рамках конституционного, административного и гражданского права. В основании информационных действий могут лежать как административно-правовые акты, так и гражданско-правовые договоры, достаточно часто необходимо их сочетание в сложном юридическом составе.

В правовом государстве императивное воздействие органов власти на социальные отношения осуществляется за счёт создания

1 Копылов В.А. О структуре и составе информационного законодательства // Государство и право. 1996. №6. С.102.7

юридических норм соответствующих ценностно-нравственной основе общества. Проблематика правого регулирования информационных отношений изначально обусловлена тем, что сама нравственно-ценностная основа общества имеет информационную природу и неоправданное публично-правовое вмешательство в процессы информационного обмена есть попытка отойти от принципов правового государства, где публичная власть ограничена справедливым законом.

Вместе с тем, самоустранение государства от регулирования информационного обмена, равно как и попытки регулировать массовые информационные отношения диспозитивным методом таят в себе ряд критических угроз безопасности общества, среди которых пропаганда различного рода экстремизма и введение общественности в заблуждение. В условиях демократии, где народ является носителем государственного суверенитета и имеет возможности определять судьбу страны, введение группами давления в заблуждение широких слоёв общественности имеет конкретные политические последствия, представляющие угрозу национальным интересам страны.

Особым видом информационных отношений являются массовые информационные отношения. Массовое информирование в современном обществе получило широкое распространение, как вследствие эффективности массово-информационных технологий при достижении политических целей в условиях демократии, так и благодаря потенциальной возможности получения экономического эффекта за счёт привлечения внимания к собственным начинаниям со стороны больших аудиторий и вовлечения их в коммуникативный процесс.

Правовое регулирование общественных отношений, предметом которых является информация, неразрывно связано с закономерностями развития процессов передачи-получения информации в постиндустриальном обществе. Процессы передачи-получения информации профессор А.Н. Кокотов называет «информотоком», 2 данный термин отражает непрерывность информационных отношений, и соответственно невозможность вычленения отдельного фрагментарного акта коммуникации в ноосфере. Термин «информоток» являясь новым, хорошо отражает специфику современной социальной среды, в которой происходит распространение массовой информации.

Сторонами информационного отношения являются распространитель информации – информатор и получатель информации – реципиент.

2 Кокотов А.Н. Свобода мысли и слова. // Конституционное право России. С. 224.8

Информационное отношение это конкретное общественное отношение с передачей информации реципиенту, которое можно считать завершенным только после восприятия сообщения 3. В рамках коммуникативных процессов информатор и реципиент могут меняться местами, между ними могут появляться посредники - коммуникаторы, непосредственное участие которых в информационном обмене определяет его содержание.

Специфика содержания информационного правоотношения определяется отсутствием физического, материального результата при информационном взаимодействии субъектов информационного права. Под отсутствием материального результата понимается отсутствие изменений в объективной реальности, в том числе экономической, при реализации информационных прав и обязанностей. Целью и прямым результатом информационного отношения является знание о чем-то, возникающее у субъектов информационного взаимодействия, но при этом изменение в объеме их субъективных прав может не происходить. Такая правовая конструкция, где результат субъективен и недоказуем, создаёт определённые трудности всякий раз, когда для правовой характеристики деяния юридическое значение в силу закона или договора имеют последствия как элемент объективной стороны юридического факта.

Предметом информационного отношения является информация, объектом права на информацию и её распространение. Понятие «информация» встречается достаточно часто, как в международном праве,4 так и во внутригосударственном законодательстве различных стран. В России применительно к информации действуют такие законы как: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,5 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О Государственной тайне»,6 Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»,7 другие нормативные акты.

3 Шевердяев С.Н. Вопросы становления отрасли российского информационного права // Проблемы социально-экономической стабилизации в условиях рынка: Сб. статей. науч-практ. конференции. – Воронеж, 2002. С. 112.

4 См. например: Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.

5 Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I), ст. 3448.

6 Собрание законодательства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 41, ст. 4673.

7 Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2006 г. № 43, ст. 4412.9

Информационное законодательство регулярно изменяется и дополняется. Понятийный аппарат информационного права законодательно закреплён и широко используются, как в национальном праве России, так и в международных соглашениях, однако легальные и доктринальные определения терминов информационного права не всегда окончательно сложились и законодательная политика в их отношении не всегда последовательна.

Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Ряд учёных полагает, что информация как феномен социальной среды относится к области естественного права 8. Доктриной информационного права признаётся факт того, что «пользование информацией и средствами ее передачи первоначально складывалось произвольно и лишь постепенно стало обычаем, предметом обычного права…»9 . По словам О.А.Городова, «благо, представленное информацией, особого рода: оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию, и нематериально, поскольку не является особым видом материи»10 .

По определению ЮНЕСКО информация – это «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения»11 .

В рамках социальных наук информация – это понимание (представление, интерпретация), которое возникает в аппарате мышления человека, после получения им данных, взаимоувязанных с предшествующими знаниями и понятиями. Такое представление об информации переносит информационные отношения в сферу субъективизма и ограничивает возможности императивного воздействия на них со стороны законодателя, так как полностью относит информацию в область естественно правовой свободы мысли.

8 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А., Информационное право, учебник под ред. Б.Н. Топорнина., Юридический центр пресс, СПб 2001. С.139.

9 там же

10 Городов О.А. Информация как объект гражданских прав. // Правоведение. 2000. № 5, С. 32.

11 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А., Информационное право, учебник под ред. Б.Н. Топорнина., Юридический центр пресс, СПб 2001. С. 38.10

Анализ социальной природы и физических свойств информации в юридической науке характеризует возможность применения механизмов правового регулирования к объектам информационной сферы, по аналогии с объектами гражданского и административного права, и открывает перспективы использования приёмов и способов правового воздействия на общественные отношения сформировавшихся в течение всей истории развития правовой науки.

Особое значение для применения к информации приемов и способов правового регулирования имеют следующие физические и социальные свойства информации.

1. Свойство идеальности информации выражается в способности информации существовать в форме идей, мыслей и образов. Лишь через действия субъектов правоотношений информация может фиксироваться на носителе, без которого не может существовать самостоятельно и независимо от человека. Теоретически верным будет являться признание человека универсальным носителем информации, однако такое признание связано с определением информации как части субъекта правоотношений неразрывно с ним связанной. Вместе с тем, существует «динамическая информация – информация, передаваемая по каналам связи или в пространстве»,12 и её носителем является само пространство, в котором она перемещается в форме сигнала-сообщения.

Юридическое значение свойства идеальности заключается в дву-единстве информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется. Профессор В.А.Копылов говорил о совокупности свойств «обособляемости», «информационной вещи (информационного объекта)» и «экземплярности»13 . Информацию как предмет правоотношений целесообразно рассматривать во взаимосвязи с её носителем, взаимосвязь носителя и информации в конечном счёте определяют содержание информационного правоотношения.

2. Свойство неисчерпаемости проявляется в возможности использования сообщений неограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно. Это основное отличие информации от вещи и энергии. Правовое значение свойства неисчерпаемости ее физическая неотчуждаемость от создателя, обладателя и потребителя, а также неделимость информации.

12 Нехаев С.А. Кривошеин Н.В. Основные понятия и определения прикладной интернетики. М., 2000. – С. 112.

13 Копылов В.А. Информационное право. Учебник. Второе издание перераб. и доп., М., Юрист 2003 – С. 49 - 50.11

Американский ученый Т. Стоунер пишет о свойствах информации: «информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть 1000 акров земли, и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации, и ее половину я отдам другому человеку, у меня останется все, что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что в то время как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству»14 .

3. Свойство количественной определенности, при нелинейности отражается в способности к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию» информационных сообщений и влечёт за собой отсутствие прямой зависимости между количественными и качественными характеристиками информации при ее воздействии на человека и информационные системы.

Юридическое значение свойства нелинейности информации состоит в том, что в большинстве случаев нецелесообразно придавать объему информационных сообщений правовое значение, однако размер сообщений имеет значение для технического регулирования передачи получения информационных сообщений.

4. Свойство системности информации - это структурированность элементарных сегментов информации с приданием сообщению смыслового значения. Под элементарными сегментами информации понимаются элементы сообщения, не поддающиеся дальнейшему дроблению. Согласно взглядам Ю.М.Лотмана и других исследователей, изображения являются системой, не имеющей означивающих единиц. Восприятие творчества базируются на семантическом принципе передачи информации, и картина как иконическое изображение не делится на дискретные единицы. Отсутствие дискретных единиц приводит к тому, что значение порождается всей картиной как нечленимой целостностью15 .

Юридическое значение свойства системности информации проявляется в процессе анализа содержания сообщений, и вследствие разнообразия систем кодирования информации для правовой оценки её содержания необходимо использовать соответствующих экспертов, способных анализировать, в том числе, семантическую информацию, где буквальное толкование часто искажает реальный смысл.

14 Стоунер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. - М: Прогресс, 1986. - С. 393-396.

15 Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. – С. 704.12

5. Свойство динамичности выражается в том, что лишь коммуникация как процесс передачи-получения информации способен отразить содержание и сущность информации в социальной системе. Информация проявляется вовне только при её передаче, распространении, трансляции. Как следствие ошибочно в процессе научного обоснования оборотоспособности информации сводить всю информацию к закреплённой на физическом носителе именно динамично транслирующиеся сообщения подпадают под информационный правовой режим.

В последних диссертационных исследованиях по гражданскому праву отмечается, что «поскольку информация имеет нематериальную сущность, заключающуюся в известной независимости информации от материального носителя, невозможно закрепление права собственности (вещного права) на информацию или на некие «информационные ресурсы». Следовательно, информация в гражданском праве может быть объектом только обязательственных, исключительных, либо корпоративных правоотношений»16 .

Относительно понимания специфики правового значения объема информации лучше всего обратиться к доктрине авторского права, где информация представлена в виде произведения – «совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме допускающей возможность воспроизведения»17 . Из этого определения видно, что произведение это систематизированная совокупность идей. Идеи и мысли неисчерпаемы и идеальны, так как идеальность включается в понятие творчества. О.С.Иоффе писал: «творчество является интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и(или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности» 18. Если быть последовательными то получается, что объем информации представляется лишь материальной формой идеальных образов воздействующей на воображение воспринимающего информацию лица.

Все сказанное выше позволяет полагать, что специфика информации проявляется в процессе передачи знаний-сообщений, которые

16 Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. М. 2007. – С. 26.

17 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. – С. 32.

18 Иоффе О.С. Советское гражданское право. В 3т. Т. 3. Л., 1965 – С. 5. 13

порождают новое смысловое значение, вступая во взаимодействие с опытом лица интерпретирующего информацию. Правовое регулирование осмысления возможно только в рамках охранительных отношений, гарантирующих каждому право на неприкосновенность личности и свободу мысли.

В научной литературе достаточно часто обращается внимание на то, что следует избегать излишнего правового регулирования в информационной сфере19 . Развитие саморегулирования складывающихся общественных отношений и соблюдение особых этических норм информационного пространства может со временем стать достаточно эффективным средством создания информационного правопорядка в гражданском обществе.

В сфере массовых коммуникаций (журналистике, кинематографии и других направлениях массовой культуры) активно развиваются концепции саморегулирования и самоуправления. Такая модель регулирования представляет собой такой механизм реализации государственной власти, при котором государственный интерес является средством и условием реализации частных интересов, то есть обеспечивается приоритет частного интереса над государственным. Следует, однако, четко разграничивать саморегулирование и произвол. Произвол возникает при самоустранении государства от регулирования общественных отношений, с последующим неизбежным преобладанием радикализма вызванного тем, что место государства как лица ответственного за регулирование социальных отношений занимает определённая социальная группа.

Саморегулирование информационной сферы, в свою очередь, есть средство обеспечения участия государства в процессах информационного обмена опосредованно через общественные организации и другие аналогичные структуры. Саморегулирование предполагает создание особого рода регулирующих субъектов, таких как ассоциации и союзы. Ассоциации и союзы создают корпоративное право, за исполнением требований которого сами же и осуществляют действенный контроль.

Саморегулирование следует отличать от самоуправления. Движение к самоуправлению предполагает расширение границ, в которых саморегуляция личности не может быть подвергнута направляющему, исправляющему воздействию со стороны внешних сил (в том числе и органов власти и управления). В то же время самоуправление не предполагает отсутствия управленческих структур и совпадения власти (управления) с народом.

19 Курносов И.Н. Информационное общество и глобальные информационные сети: вопросы государственной политики // Информационное общество 1998, вып. 6. С.35.14

Самоуправление в информационной сфере может существовать благодаря общественной связи, достигаемой через свободное влияние все большего числа лиц на ход общественной жизни. При самоуправлении создаются такие условия развития активности личности, в которые не могут вмешиваться управляющие структуры в лице государства и нормативные системы в лице права. Самоуправление создает зоны, недоступные для влияния управленческих структур. Благодаря этим зонам происходит раскрытие потенциала и возможностей личности. Поскольку управленческие структуры не могут блокировать самореализацию личностей и господствовать над ней, то конфликт интересов личности и государства утрачивает свой смысл и существование. Разумеется, полная реализация такой модели в современных условиях невозможна.

Документирование и саморегуляция определённо являются приемами законодательного воздействия на информационную среду, но ни один из этих приёмов нельзя признать самостоятельным методом правового регулирования общественных отношений. Документирование и саморегуляция представляют всего лишь типичные административные приёмы регулирования информационных отношений, основанные на формализации информационных отношений за счёт корпоративного и административного воздействия на коммуникативную среду общества.

Регулирование административными методами информационных правоотношений сталкивается с определёнными проблемами, в числе которых: отсутствие материального объекта для приложения власти, неэффективность штрафных мер применяемых к участникам информационного рынка, невозможность установления контроля над стремительно развивающейся информационной инфраструктурой.

Можно предположить, что регулирование информационных отношений будет эффективно лишь при условии учёта специфики самой коммуникации и потребностей её участников. Установление мер правовой ответственности за нарушение норм информационного права представляется потенциально эффективным только при условии соответствия этих норм как по форме, так и по содержанию потребностям законопослушных участников информационного рынка, информационного общества и государства.

Юридическая ответственность в информационной сфере определяется, как правовое явление, рассматриваемое в динамике, 15

имеющее своей сутью взаимосвязь диспозиции и санкции правовой нормы, позитивной ответственности, мер государственного принуждения, обеспечивающих должное поведение физических лиц и ответственность юридических лиц20 . Для информационных отношений чрезвычайно важна динамика деликтных информационных отношений, так как в информационной сфере определённого результата можно достичь только за счёт в определённой степени продолжительного воздействия на правонарушителя, в противном случае привлечение к ответственности одного участника ком-муникативной инфраструктуры нанесёт вред всей системе ком-муникации.

Анализ отечественных законодательных актов показывает, что позитивная ответственность предусмотрена информационным законодательством. Так, например, п. 5 ст. 19 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации21 . При этом, очевидно, что в данном случае словосочетание «несет ответственность» означает ответственное отношение редактора к выполняемой им функции помимо гипотетической вероятности привлечения его к различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной в зависимости от характера совершённого правонарушения) в общем порядке.

Относительно норм информационного права необходимо отметить, что они регулируют информационные общественные отношения (воздействуют на них) только путем предоставления субъектам отношений определенных прав и возложения на них соответствующих обязанностей. Поскольку, никаких иных последствий кроме наступления прав и обязанностей нормы права не предусматривают,нормы информационного права могут предусматривать информационные и прочие неинформационные обязанности. Разновидностями информационных обязан-ностей являются формы ретроспективной

20 Прокопович Г.А. Юридическая ответственность в российском праве: Теоретический аспект. Автореф. дисс. к.ю.н. М. 2003.

21 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. № 7 ст. 300.16

юридической ответственности, имеющие информационное содержание. Формы ретроспективной юридической ответственности, имеющие информационное содержание можно назвать информационно-правовой ответственностью, которая является разновидностью административной ответственности 22.

Правовая ответственность обеспечивает законность и право-порядок во всех сферах жизнедеятельности человека и информационная сфера не является исключением. В большинстве социальных сфер ответственность, являясь неблагоприятным последствием правонарушения, имеет определённую специфику неразрывно связанную со свойствами объектов правового регулирования. Специфика такого объекта как информация обуславливает своеобразие видов и форм юридической ответственности в информационной сфере.

Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности 23. Исходя из того, что юридическая ответственность - это исполнение обязанности на основе государственного или прировненного к нему общественного принуждения,24 можно предположить, что ответственность в информационной сфере основана на информационном принуждении. Юридическая ответственность является частью правоотношения: правовые последствия, возникающие между правонарушителем и государством в лице его компетентных органов должны быть идентичны по своему характеру основному правовому отношению.

Вопросу формирования информационной обязанности в научной литературе уделяется неоправданно мало внимания. Обязанности в информационной сфере связаны со спецификой коммуникативных отношений. Такие формы ответственности как штраф, лишение свободы и т.п. применяются в информационной сфере также как и в иных сферах. Нарушение норм права в информационной сфере, как правило, влечёт классические обременения свойственные административной,

22 Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере /И. Л. Бачило. //Административная ответственность. – М. : Институт государства и права РАН, 2004. -С. 98 – 109.

23 Трофимова М.В. Функции юридической ответственности // Автореферат диссертации. – Саратов. 2000.

24 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 130.17

гражданско-правовой, уголовной и дисциплинарной ответственности, однако обременение может быть выражено и в сугубо информационной форме. В частности анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие формы информационной ответственности:

- запрет на распространение информации;

- возложение обязанности по опровержению;

- осуществление контр-коммуникации, в частности (контр-рекламы);

- отказ государственных органов в постановке информационного ресурса на учёт в регистр;

- установление неблагоприятной классификации информационного ресурса согласно регистрам;

Наступление ретроспективной ответственности в информационной сфере как разновидности юридических последствий нормы информационного права связывают лишь с определенными юридическими фактами, отрицательно оцениваемыми правом (неисполнением обязанностей в информационной сфере, нарушением запретов, субъективных прав). Ретроспективная ответственность в информационном праве отличается от других обязанностей по содержанию - это всегда обязанность, носящая ущербный, нежелательный для субъекта, на которого она возлагается, характер, ущемляющая его правовой статус, сводящаяся к нежелательной коммуникативной форме или к иному обременению.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины...
Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconУчебно-методический комплекс по курсу «Правовое регулирование лизинговой...
Правовое регулирование лизинговой деятельности: рабочая программа /авт сост. Сорокин И. С
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconПрограмма дисциплины культура массовых коммуникаций
Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Культура массовых коммуникаций»
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconПрограмма по дисциплине «Социология массовых коммуникаций»
Учебная программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconРабочая программа учебной дисциплины деловые коммуникации Направление...
Магистерская программа «Административно-правовое регулирование экономических отношений»
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconРабочая программа дисциплины Правовое регулирование госслужбы Степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование госслужбы» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconАдминистративно-правовое регулирование правоохранительной службы...
О внесении изменений в Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconРабочая программа по дисциплине опд. В. 03. Правовое регулирование...
Задачами изучения дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» являются
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование банковской деятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование банковской деятельности» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconКонкурс «Розыгрыш дисков Led Zeppelin» далее «Викторина»
Эл № фс 77-52397, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Лицензия...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование образовательной деятельности» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н.,...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование...
Программа учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» 3
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconУчебный план: 38. 04. 01 Экономика: Экономика и правовое регулирование...
Экономика: Экономика и правовое регулирование бизнеса/2 года 5 месяцев озо; 38. 04. 01 Экономика: Экономика и правовое регулирование...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconКафедра гражданского права и гражданского процесса Пушка Григория...
Выяснить, каким образом предусмотрено гражданско-правовое регулирование залога в законодательстве России и Украины, каковы особенности...
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconПрограмма дисциплины «Социология массовых коммуникаций и анализ аудитории...
Программа дисциплины «Социология массовых коммуникаций и анализ аудитории сми»
А. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций iconПротокол заседания Экспертной комиссии при Федеральной службе по...
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск