Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
____________________________________________________________________________ «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета ____БТО_____________
наименование факультета
________________Глущенко А. Г.
подпись Фамилия И.О.
« 31 » августа 2010г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
| Информатика
|
| наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное)
| Направление подготовки
| 210400 – Телекоммуникации
|
Специальности Специализация
| код и наименование специальности по Классификатору специальностей ВПО
| 210404-Многоканальные телекоммуникационные системы
| 210403 - Защищенные системы связи
| Факультет
| Базового телекоммуникационного
образования (БТО)
|
| наименование факультета
| Кафедра
| Информатики и вычислительной техники (ИВТ)
|
| наименование кафедры
| Курс
| 1 и 2
| семестр
| 1, 2, 3
|
|
|
| Форма обучения
| очная – полная
|
| очная (заочная) - полная (сокращенная, ускоренная)
|
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ИВТ
Протокол № 1 от « 9 » сентября 2011 г. Заведующий кафедрой ИВТ
______________ Акчурин Э. А.
подпись, Фамилия И.О.
« 30 » августа 2010 г. Самара
2011
Рабочая программа дисциплины «Информатика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информатика» студентам очной полной формы обучения специальностей 210404 – Многоканальные телекоммуникационные системы и 210103 – Защищенные системы связи на 1 и 2 курсах в 1, 2 и 3 семестрах.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 210400 – Телекоммуникации, утвержденного Министерством образования Российской Федерации от 10 марта 2000 г.
Программу составил Доцент, к.т.н., доцент каф. ИВТ __________________ Стефанова Ирина Алексеевна
должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество « 26 » августа 2010 г. Рецензент доцент к.т.н. доцент каф. ПОУТС __________________ Бахарева Надежда Федоровна
должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество « 27 » августа 2010 г. 1. Цели и задачи дисциплины
Целями преподавания дисциплины являются:
изучение сущности и значение информации в развитии современного информационного общества,
обучение использованию, обобщению и анализу информации для решения профессиональных задач,
ознакомление с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития,
обучение принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов,
основы алгоритмизации и программирования в современных средах,
обучение использованию централизованной обработки данных,
применение современных информационных технологий и компьютерной техники в профессиональной деятельности.
В курсе изучаются основные понятия информатики, технические и программные средства реализации информационных процессов, хранение и обработка текстовой и числовой информации, понятие информационной технологии, централизованной обработки данных, методы защиты информации, модели решения функциональных и вычислительных задач, организация и средства человеко-машинного интерфейса
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший курс «Наименование дисциплины», должен:
иметь представление о технических средствах реализации обработки данных, методах защиты информации, моделях решения функциональных и вычислительных задач;
знать передачу и обработку информации с помощью компьютера, методы решения задач управления и алгоритмизации процессов обработки информации, языки программирования высокого уровня, математические программы для использования возможностей компьютеров для исследования свойств различных математических моделей;
уметь использовать математические методы в технических приложениях, использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения;
иметь навыки владения методами работы на компьютере с использованием универсальных прикладных программ.
Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к циклу (математических и естественнонаучных) дисциплин и (федеральному) компоненту основной образовательной программы (ООП).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Математика
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин
Основы проектирования компьютерных сетей
Теория электрической связи
Схемотехника телекоммуникационных устройств
Вычислительная техника и информационные технологии
Цифровая обработка сигналов
Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей
Основы информационной безопасности
4. Организационно-методические данные дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего часов
| № семестра
| 1
| 2
| 3
| Общая трудоемкость дисциплины
| 300
| 98
| 98
| 114
| Аудиторные занятия (Ауд)
| 128
| 48
| 48
| 32
| Лекции (ЛК)
| 80
| 32
| 32
| 16
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (Сем)
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 48
| 16
| 16
| 16
| Самостоятельная работа (СР)
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа) – (КП, КР)
|
|
|
|
| Контрольное задание – (КЗ)
|
|
|
|
| Расчетно-графическая работа (РГР)
|
|
|
|
| Реферат (Реф)
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 172
| 50
| 50
| 72
| Самоподготовка (Сам)
(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
| 172
| 50
| 50
| 72
| Вид итогового контроля
(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)
|
| Зачет
| Зачет
| Экзамен
|
5. Содержание дисциплины 5.1 Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине «Информатика».
Понятие информации; общая характеристика процессов создания, сбора, передачи, обработки, накопления и хранения информации средствами вычислительной техники; технические и программные средства реализации информационных процессов.
Модели и методы решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня, программное обеспечение и технологии программирования;
Создание текстовых документов и электронных таблиц; базы данных; компьютерная графика; средства автоматизации инженерных и научных расчетов.
Компьютерные сети; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, компьютерный практикум 5.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре
№
раздела
| Наименование разделов и их содержание
| Количество часов
| Внеауд. работа
СР
| Всего
| Аудиторная
работа
| ЛК
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Основные понятия информатики
| 12
| 4
| -
| 4
| 4
|
| Понятия и определения информации, сообщения, сигналов, кодирование дискретной информации.
Арифметические и логические основы работы ЭВМ. Системы счисления.
|
6 6
|
2 2
|
|
2 2
|
2 2
| 2.
| Информационные технологии
| 6
| 2
| -
| -
| 4
|
| Понятие и виды информационных технологий, информационные системы
|
|
|
|
|
| 3.
| Технические средства реализации информационных процессов
| 12
| 4
| -
| -
| 8
|
| Устройство и принцип действия ЭВМ.
Процессоры, память, устройства ввода/вывода, адаптеры
| 6
6
| 2
2
|
|
| 4
4
| 4.
| Программные средства реализации информационных процессов
| 68
| 22
| -
| 12
| 34
|
| Операционные системы;
Текстовые редакторы;
Электронные таблицы;
Графические редакторы;
Архиваторы, системы сжатия;
Утилиты и драйверы;
Электронные вирусы и антивирусные программы.
| 6
18
18
8
6
4
8
| 2
6
6
2
2
2
2
|
| 2
2
2
2
2
-
2
| 2
10
10
4
2
2
4
|
| Итого за 1 семестр:
| 98
| 32
|
| 16
| 50
|
Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре
№
раздела
| Наименование разделов и их содержание
| Количество часов
| Внеауд. работа
СР
| Всего
| Аудиторная
работа
| ЛК
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 5.
| Основы алгоритмизации
| 4
| 2
|
| -
| 2
|
| Понятие алгоритма, основные этапы решения инженерных задач, базовые структуры
| 4
| 2
|
| -
| 2
| 6.
| Среда программирования Visual C# 2010 Express.
| 6
| 2
|
| 2
| 2
|
| Особенности интегрированной среды программирования Visual C# и ее элементы
| 6
| 2
|
| 2
| 2
| 7.
| Язык программирования C#
| 88
| 28
| -
| 14
| 46
|
| - Элементы языка программирования C#: алфавит, идентификаторы, переменные;
- Основные типы данных. Операторs. Выражения, операции и функции;
- Консольное приложение. Структура программы консольного приложения;
- Управляющие структуры. Простые и сложные условия. Операции отношения;
- Условный оператор IF, выбора Case of. Оператор безусловного перехода;
- Циклы. Регулярные циклы и итеративные циклы;
- Массивы. Описание, ввод и вывод одномерных и двумерных массивов;
- Подпрограммы – функции. Подпрограммы – процедуры;
- Оконное приложение. Графические возможности;
- Модульные структуры.
| 4 4 6 8 8 12 12 14 14 6
| 2 2 2 2 2 4 4 4 4 2
|
| - - 2 2 2 2 2 2 2 -
| 2 2 2 4 4 6 6 8 8 4
|
| Итого за 2 семестр:
| 98
| 32
| -
| 16
| 50
|
| Всего за 1-й курс (1, 2 семестры):
| 196
| 64
| -
| 32
| 100
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре
№
раздела
| Наименование разделов и их содержание
| Количество часов
| Внеауд. работа
СР
| Всего
| Аудиторная
работа
| ЛК
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8.
| Системы управления базами данных
| 36
| 6
| -
| 6
| 24
|
| Понятие «База данных». Обработка связанных данных в электронных таблицах;
Классификация СУБД, модели данных;
Основные объекты СУБД и работа с ними.
|
10 26
|
2
2
2
|
|
3 3
|
4 20
| 9.
| Система MATLAB
| 36
| 6
| -
| 6
| 24
|
| Среда, язык, операторы и функции;
Программирование в системе MATLAB;
Моделирование в системе MATLAB.
| 12
12
12
| 2
2
2
|
| 2
2
2
| 8
8
8
| 10.
| Компьютерные сети ЭВМ
| 32
| 4
| -
| 4
| 24
|
| Классификация, средства и методы объединения сетей;
Браузеры Internet. Службы Internet;
Защита информации.
|
11
7
14
|
1
1
2
|
|
-
2
2
|
10
4
10
|
| Итого за 3 семестр:
| 104
| 16
|
| 16
| 72
|
| Всего за весь курс (1, 2, 3 семестры):
| 300
| 80
| -
| 48
| 172
| 6. Тематический план изучения дисциплины 6.1 Лабораторные работы
№
ЛР
| №№
семестров и разделов
курса
| Наименование лабораторных работ
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1, 1
| Системы счисления
| 2
| 2
| 1, 1
| Арифметические и логические операции с числами
| 2
| 3
| 1, 4
| Операционная система WINDOWS
| 2
| 4
| 1, 4
| Текстовый редактор
| 2
| 5
| 1, 4
| Электронные таблицы
| 2
| 6
| 1, 4
| Презентация и графика
| 2
| 7
| 1, 4
| Диспетчеры архивов
| 2
| 8
| 1, 4
| Антивирусные программы
| 2
| 9
| 2, 6
| Изучение ИСР Visual C# 2010 Express
| 2
| 10
| 2, 7
| Программирование алгоритмов линейной структуры
| 2
| 11
| 2, 7
| Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры
| 2
| 12
| 2, 7
| Программирование алгоритмов циклической структуры
| 2
| 13
| 2, 7
| Обработка одномерных и двумерных массивов
| 2
| 14
| 2, 7
| Процедуры и функции
| 2
| 15
| 2, 7
| Текстовый редактор
| 2
| 16
| 2, 7
| Табличное и графическое представление данных
| 2
| 17
| 3, 8
| Работа со связными списками данных
| 3
| 18
| 3, 8
| Обработка данных средствами СУБД
| 3
| 19
| 3, 9
| Простые вычисления в MATLAB
| 2
| 20
| 3, 9
| Программирование в MATLAB
| 2
| 21
| 3, 9
| Моделирование с помощью Simulink
| 2
| 22
| 3, 10
| Изучение браузера Internet Explorer
| 2
| 23
| 3, 10
| Шифрование данных
| 2
|
6.2 Практические (семинарские) занятия
Учебным планом ПГУТИ практические занятия не предусмотрены 6.3 Курсовой проект (работа), контрольное задание. Целью курсового проектирования является:
1) Тема 1. Проектирование СУБД
2) Тема 2. Моделирование с элементами программирования в пакете MATLAB 6.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| 1
| 2
| 3.
| История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ и их характерные особенности.
| 3.
| Технические средства реализации ПК: микропроцессоры, основная память, внешние запоминающие устройства, устройства ввода/вывода данных.
| 7.
| Эволюция и классификация языков программирования.
| 8.
| Этапы проектирования баз данных с использованием СУБД.
| 10.
| Правовые аспекты защиты информации
|
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1 Рекомендуемая литература 7.1.1 Основная литература
Информатика в экономике : учеб. пособие для вузов / под ред. Б. Е. Одинцова, А. Н. Романова,- М.: Вузовский учебник, 2008.- 478 с.: ил. - 1 экз
Истомин Е. П., Новиков В.В., Новикова М. В. Информатики и программирование: Учебник. – СПб. Изд-во ООО «Андреевский издательский дом», 2006 – 1 экз.
Алексеев А.П. Информатика 2007. - М: «СОЛОН», 2007 – 380 экз.
Стефанова И.А., Стефанов А. М. ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОНСОЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ИСР LAZARUS Задания и методические указания к лабораторным работам. Самара, ПГУТИ, 2010 – 100 экз.
Стефанова И.А., Стефанов А. М. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОКОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ИСР LAZARUS Задания и методические указания к лабораторным работам. Самара, ПГУТИ, 2010 – 100 экз.
А. П. Алексеев, В. В. Орлов ; ПГУТИ, К Стеганографические и криптографические методы защиты информации : учеб. пособие по дисциплине "Информатика"; ПГУТИ, Каф. ИВТ.- Самара: ИУНЛ ПГУТИ, 2010.- 332 с.: ил. - 200 экз.
Дьяконов, В. П. Simulink 5/6/7: самоучитель/ В. П. Дьяконов.- М.: ДМК-Пресс, 2008.- 784 с.: ил. - 1 экз.
7.1.2 Дополнительная литература
Дэвид Дж. Луенбергер. Информатика: учебно-метод. пособие для вузов; пер. с англ. Ю. Л. Цвирко под ред. К. К. Колина.,.- М.: Техносфера, 2008.- 448 с.: ил. - 5 экз.
Цисарь, И. Ф. MATLAB Simulink. Компьютерное моделирование экономики/ И. Ф. Цисарь.- М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008.- 256 с.: ил. - 1 экз.
Дьяконов В. П. MATLAB 6,5 SP1/7+Simulink в математике и моделировании, М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 576 с.: ил. – 43 эк.
7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины 7.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий
1) Методические указания к лабораторным занятиям:
1. Коваленко Т. А., Сирант О. В. Информатика, часть 2. Самара, ПГУТИ, 2010 – 100 экз.
2. Стефанова И.А., Стефанов А. М. ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОНСОЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ИСР LAZARUS Задания и методические указания к лабораторным работам. Самара, ПГУТИ, 2010 – 100 экз.
3. Стефанова И.А., Стефанов А. М. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОКОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ИСР LAZARUS Задания и методические указания к лабораторным работам. Самара, ПГУТИ, 2010 – 100 экз. 2) Методические указания к практическим занятиям и курсовому проекту
1. Стефанова И.А. Задания и методические указания к курсовой работе по дисциплине Информатика «Расчет оплаты за услуги мобильной связи с использованием MS Access». Самара, ПГУТИ, 2005 – 100 экз.
7.2.2 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий
1) Программное обеспечение для выполнения лабораторных работ
Windows 7, Open Office, MATLAB, Paint, Dr Web, WinZip, MS Access 2) Программное обеспечение для выполнения курсового проекта
MS Access, Open Office Writer. 7.2.3 Контрольные вопросы для самопроверки
|