Скачать 199.6 Kb.
|
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В Microsoft word (программа курса по выбору) выполнила: учитель информатики МОУ «Среднеахтубинская средняя общеобразовательная школа №1» Дёмина И.Д. Волгоград 2005 технология Создания комплексных текстовых документов в Microsoft Word МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Одной из задач профильной школы является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся, готовящимся к поступлению в профильную школу, предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать ее для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика, поэтому учащемуся среднего звена просто необходимо овладеть навыками оформления таких часто употребляемых в школе документов, как заявление, деловое письмо, реферат, сообщение, доклад. Курс по выбору «Технология создание комплексных текстовых документов в Microsoft Word» предназначен для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 9 часов, которые целесообразно проводить в течение первой или второй четверти учебного года по 1 часу в неделю. Изучение курса позволяет учащимся более грамотно подходить к такой распространенной форме индивидуальной работы как создание рефератов (докладов, заявлений, деловых писем) и дает возможность применять освоенные способы в других учебных курсах. Реферат — наиболее популярное и доступное учащимся средство представления самостоятельно собранной учебной информации. Исходные требования к подготовке: - учащиеся должны иметь представление о правилах работы с компьютером; - владеть работой с окнами, файлами и папками; - иметь представление о текстовом процессоре Word и его назначении. Курс служит средством надпрофильной специализации в области информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальной образовательной траектории учащихся. КОНЦЕПЦИЯ КУРСА Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общего для всех материала каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является реферат по какому-либо образовательному предмету. Темы рефератов, направления обсуждаются на методическом совете учебного заведения, принимаются единые требования к оформлению реферативных работ. Таким образом в школе может быть создан «банк» тем. Освоение знаний и способов создания комплексных текстовых документов осуществляется в ходе оформления учениками рефератов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно (при участии учителей – предметников). Осознание и освоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий, что гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения. В результате освоения курса каждый учащийся развивает способность к самостоятельному письменному мышлению, создает личностно значимую для него образовательную продукцию. Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к информационным технологиям. Освоенный инструментарий — технология создания комплексных текстовых документов — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с созданными ими рефератами, что способствует информационной компетентности. Цели курса: В результате освоения курса учащиеся должны уметь:
Задачи курса:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию комплексных текстовых документов, в частности, заявлений, деловых писем, рефератов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа, в ходе которой создаются условия для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей подростка. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Основной тип занятий — практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит комментированную выставку комплексных текстовых документов и мультимедийную презентацию. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — делового письма, реферата. Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например реферата. В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют научное мировоззрение учеников. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию реферата. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников (Информатика: Лабораторный практикум. Создание текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000 / Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2003. – 80 с.), методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемой компьютерной программе. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса (правильно оформлять доклады, сообщения, рефераты, курсовые работы и др.). Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе разработки реферата соответствующей тематики. Примерный учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 занятие. Заявление, деловое письмо, реферат как изложение материала в форме комплексного текстового документа. Разнообразие комплексных текстовых документов. На этом занятии предполагается познакомить учащихся со стандартными формами, принятыми для оформления различных комплексных документов. Необходима демонстрация готовых документов (заявлений, писем, сообщений, докладов, рефератов) с подробными комментариями по оформлению представленных документов. Задание для домашнего самостоятельного выполнения. Выбрать тему реферата по предмету, начать сбор материала по выбранной теме. 2 занятие Общие правила оформления заявлений, деловых писем, титульных листов для рефератов. Работа с «таблицами» в скрытой форме. Как правило, документы оформляются по определенным правилам форматирования. Так заявление должно иметь вид:
Деловое письмо с угловым расположением реквизитов должно выглядеть так:
Титульный лист реферата должен выглядеть так:
Существенно облегчает задачу создания таких документов использование скрытых таблиц (таблиц со скрытыми границами). Упражнение 1. Создайте заявление на имя директора вашей школы с просьбой отпустить Вас с занятий в связи с необходимостью посетить лечебное учреждение. Упражнение 2. Создайте деловое письмо на имя начальника транспортного предприятия, с просьбой администрации школы, о выделении автобуса для поездки учащихся на экскурсию. Задание для домашнего самостоятельного выполнения. Создайте титульный лист для своего реферата. 3 занятие Основные правила ввода и форматирования текстов для рефератов, докладов, сообщений. Основные правила ввода текста (теоретический материал) При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила. Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа. Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится. Установка специальных знаков препинания
Знак «дефис» ставится без пробелов, например: файл-сервер, кто-нибудь, темно-синий. Для улучшения внешнего вида документа можно использовать «неразрывный дефис», который вводится с помощью одновременного нажатия клавиш Знак «тире», или как его называют «длинное тире», ставится с пробелами до и после знака с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш Знак «неразрывный пробел» препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела). Этот знак очень удобно применять при вводе дат (которые не принято располагать на разных строчках). Фамилий с инициалами и т. п. Например: М. Ю. Лермонтов, 1998 г., 9 мая, 1682–1696 гг. ставится «неразрывный пробел» с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш Слова, заключенные в кавычки или скобки не должны отделяться от них пробелами. Например, «Евгений Онегин», гостиница «Невский палас», слобода Алексеевка (ныне город Алексеевка Белгородской области). Для ввода римских цифр используются прописные латинские буквы I, V, X, L, C, D, M. Например, первая половина XIX века, конец XVII века. Упражнение 1. Найдите и объясните ошибки, допущенные при наборе текста.
Упражнение 2. Наберите текст, используя правила ввода специальных знаков.
Упражнение 3. Отформатируйте текст по правилам форматирования рефератов. Параметры страницы: Верхний отступ – 2 см. Нижний отступ – 2 см Левый отступ – 2,5 см Правый отступ – 1,5 см. Отступ красной строки – 1,25 см Шрифт: Гарнитура – Times New Roman Кегль – 14 пунктов Абзац: Междустрочный отступ – полуторный. Задание для домашнего самостоятельного выполнения. Материал, собранный по выбранной теме, представить в электронной форме, набранный по правилам набора текстов и отформатированный соответственно требованиям, перечисленным в упражнении 3. 4 занятие. Оформление заголовков и подзаголовков. Правила оформления заголовков и подзаголовков (теоретический материал) При оформлении заголовков и подзаголовков необходимо соблюдать следующие основные правила:
Упражнение 1. В книге Л. Шифа «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком» глава 5 называется «Самая главная площадь с самым красивым дворцом и с самой высокой колонной». Оформите этот заголовок в несколько строк, разбив его по смыслу. Упражнение 2. В тексте (приложение 1) оформите заголовки по всем правилам оформления заголовков, изученным на занятии 4. Задание для домашнего самостоятельного выполнения. В материале, отобранном вами для реферата, оформите заголовки по всем правилам оформления заголовков, изученным на занятии 4. 5 занятие Оформление содержания реферата и списка использованной литературы. Работа со списками (маркированные, нумерованные, многоуровневые списки). Содержание реферативной работы и список литературы, как правило, оформляются с помощью инструмента Список (Формат – Список). Зачастую список должен быть многоуровневым. Настроить формат списка можно в окне «Изменение многоуровневого списка» (Список – Многоуровневый – Измененить…) Упражнение 1. Создайте список по образцу.
Задание для домашнего самостоятельного выполнения. Оформить список литературы и содержание к своему реферату. 6 занятие Работа с графическими объектами. Работа с диаграммами Диаграмма является удобным средством визуального представления данных и наряду с таблицами широко используется в научно-технической документации. Текстовый процессор MS Word предоставляет два метода для вставки диаграмм в документ. Более общий метод основан на том, что сначала в документ вставляется некая произвольная диаграмма, с которой связана некая произвольная базовая таблица данных. Далее производится настройка диаграммы, которая состоит в настройке внешнего вида диаграммы и в редактировании содержания базовой таблицы путем заполнения этой таблицы нужными данными, поскольку содержание диаграммы основано на базовой таблице. Второй, частный метод основан на том, что диаграмма создается на базе конкретной таблицы, имеющейся в документе. В этом случае настройка диаграммы состоит только в настройке внешнего вида диаграммы, а содержимое диаграммы изменяется автоматически при изменении данных в таблице. Этот метод более удобен, но злоупотреблять им не следует, поскольку данные в таблице и диаграмме дублируют друг друга, а не во всяком документе это оправдано. Упражнение 1. Создайте базовую диаграмму. (Лабораторный практикум, стр. 36-38) Упражнение 2. Создайте диаграмму на базе таблицы документа. (Лабораторный практикум, стр. 39-40) Задание для домашнего самостоятельного выполнения. Создать и настроить диаграмму, входящую в ваш реферат. 7 занятие Ввод формул Если ваш реферат требует введения формул, Вам необходимо воспользоваться редактором формул Microsoft Equation 3.0 (Вставка – Объект – Microsoft Equation 3.0). Он позволяет создавать формульные объекты и вставлять их в текстовый документ. При необходимости вставленный объект можно редактировать непосредственно в поле документа. Прежде, чем пользоваться редактором формул, следует его настроить (Стиль – Определить - …) Особенности редактора формул: 1. При работе с редактором формул следует стремиться к максимальной полноте вводимых выражений. 2. При вводе формул и выражений не рекомендуется использовать символы русского алфавита. В тех случаях, когда они необходимы, например, в качестве описательных индексов переменных, им следует назначать стиль Текст (Стиль – Текст). 3. В редакторе формул не работает клавиша Пробел, поскольку необходимые интервалы между символами создаются автоматически. Однако, если необходимость ввода пробелов все-таки возникнет, то можно вводить их с помощью кнопки Пробелы и многоточия панели инструментов Формула или использовать комбинацию клавиш Ctrl + Пробел. Всего предусмотрено пять разновидностей пробелов различной ширины. Упражнение 1. Выполните первичную настройку редактора формул. (Лабораторный практикум, стр. 4-5) Упражнение 2. Создайте формулу. (Лабораторный практикум, стр. 5-9) Задание для домашнего самостоятельного выполнения. Создайте и вставьте втекст вашего реферата необходимые формулы. 8 занятие Индивидуальная работа над рефератом На этом занятии учащиеся получают индивидуальные консультации по проблемным моментам, которые возникли в ходе создания ими собственных рефератов. 9 занятие Защита проекта литература
|
Методика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса... При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока | Приложение описание проекта «никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…» Учитель информатики Н. С. Баранова, учитель истории Э. Ю. Барышева, учитель информатики О. С. Кузнецова, учитель русского языка и... | ||
Урок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение... ... | Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | ||
Татьяна Александровна, учитель информатики Участники Участники: классный учащиеся класса, учитель информатики, библиотекарь, старшеклассники | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | ||
«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош... Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для... Программа “All around Britain” предназначена для учащихся 9-го класса. Страноведческое содержание этого курса призвано углубить формирование... | Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное... Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса... | Тематическое планирование 3 класс Программа курса «Информатики» для 2-4 класс Программа курса «Информатики» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,... | ||
Урок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации» Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна... | Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует... |