Скачать 412.29 Kb.
|
Практико-значимый проект «Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность на уроках обществознания. Эпиграф: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне самому сделать это – и я пойму”. Древняя китайская мудрость
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Вот уже несколько лет я использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой, ведь, как говорил Д.И.Писарев, «всякое настоящее образование есть самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели. На первом этапе работы по этой методике я ставила перед собой задачу – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, столкнулась с необходимостью согласования его с интересами учащихся, мой учебный план должен был включать в себя “картину мира” ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Сейчас на уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы. Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и областных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», и на педагогических советах, и на классных и на общешкольных родительских собраниях. В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение; определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников; выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса; апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если: она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности; направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью; характеризуется наличием системности в образовательном процессе. 5. Типология и классификация проектов. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат1 предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов: 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
2. По признаку предметно-содержательной области:
3. По характеру контактов:
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
6. По результатам:
Саймон Хайнес 2выделяет следующие типы проектов:
Остановлюсь подробнее на некоторых видах проектов. По содержательной специфике:
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Перечисленные целевые направления деятельности учащихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. По комплексности:
6. Требования к организации проектов. К организации проектов предъявляют следующие требования3:
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого учитель должен:
5. Этапы работы над проектом: Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так целеполагание анализ ситуации планирование анализ деятельности деятельность по реализации Выделяют следующие этапы проектной деятельности:
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Таким образом, проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Последовательность работы над проектом.4
6. Роль учителя в проектной деятельности. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля. Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В работе над проектом учитель:
Учителю предстоит «прожить» ряд ролей в ходе руководства проектом:
7. Роль ученика в проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями. Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы нет, и вряд ли будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. 8. Персональные или групповые проекты: что эффективней? Единой точки зрения на этот счет нет, каждый имеет право на существование. Система “Международный бакалавриат” допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат, считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с “технологией работы в группах сотрудничества”5.
9.Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка. Они могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.6
Метод проектов позволяет формировать и личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести: — умение работать в коллективе; — умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.; — умение разделять ответственность; — умение анализировать результаты деятельности; — способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела). 10.Формы продуктов проектной деятельности. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Перечень возможных форм проектной деятельности:
Из личного опыта могу назвать наиболее удачные примеры продуктов проектной деятельности: листовка, буклет, Web-сайт, журнал (брошюра), публикации, анализ социологического опроса, презентации. Виды презентаций проектов:
11. Проблемы (“Подводные камни”) проектного метода:
— постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; — поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; — осуществление и аргументация выбора; — осознание последствий выбора; — совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого); — сравнение полученного с требуемым; — корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов; — оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования. 12. Специфика метода проектов в преподавании обществознания. С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Уроки обществознания позволяют широко применять данную технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру. 1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность. 2. Выбор проблемы постановка цели и задач. 3. Сбор и переработка информации. 4. Завершение работы, составление “Портфолио” работы. 5. Собственно защита проекта. Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук. На своих уроках я часто применяю метод учебного проекта после изучения какой- либо темы. Приведу лишь несколько примеров: “Легко ли быть подростком?” - 7 класс, “Женщины во власти” - 11 класс, “Молодежь и политика ” - 9 класс, “Как познать то, что мы еще не знаем? ” – 10 класс и т. д. Учащимся очень нравиться заниматься проектной деятельностью потому, что: - каждый может проявить себя как творческая личность, - каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”, - добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения, - развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах, - развиваются умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии, - воспитываются целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности. Существуют определённые принципы проектной деятельности:
Проектная деятельность на уроках обществознания требует от учителя дополнительной работы, выходящей за рамки урока. Прежде чем начать работу по подготовке проекта, необходимо продумать весь ход работы, методы и формы работы, промежуточный и итоговый контроль, просчитать возможный результат этой деятельности, грамотно распределить роли и обязанности в групповом проекте, изучить интересы учащихся, занятых в проекте, продумать, где и как будут подводиться итоги работы и, конечно, обозначить сроки проекта. Вопросы к целевому анализу (самоанализу) проекта: Данные вопросы, конечно, я ставила перед собой заранее и отвечала после завершения проекта:
Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение всех проблем в обучении обществознания, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия, скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний. 13.Как можно применять проектный метод на уроках обществознания. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 7-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к урокам резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету именно в этом возрасте. Проекты в старших классах усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При обучении обществознания наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию проекты в значительной мере межпредметные. За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения своего проекта. Я придаю особое значение этому этапу проектной деятельности на уроках обществознания. Происходит осмысление детьми сделанного, формируется их отношение к самостоятельной деятельности. Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны. 14.Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения обществознания. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:
С помощью метода проектов возможно обучить:
Какие же положительные стороны можно выделить в этом методе при использовании его на уроках обществознания?
Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти вопросы волнуют меня как учителя-предметника. Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения. Практика показывает, что проект действительно “не вписывается” в урок продолжительностью 45 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем “мини-проект”, например, “Разработка листовки о вреде курения табака” или “Разработка буклета о физиологических изменениях подросткового возраста» в 7 классе). Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-5 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе на следующем уроке. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.
Здесь представлены два проекта: один для старшеклассников, другой – для учащихся среднего звена. Ребята, как одиннадцатиклассники, так и семиклассники, подготовили несколько десятков презентаций и буклетов, которые имели разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Ниже перечислены те работы, которые заслуживают внимания, потому что сделаны качественно, но их главное достоинство состоит в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся. Проект «Женщина во власти». Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения тем «Политическая жизнь современного общества» и «Политический статус личности» в 11-м классе с использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”. Предыстория проекта. На одном из уроков обществознания, когда рассматривали тему «Политическая деятельность», у ребят возник вопрос: «Почему так мало женщин в политике?» и я предложила им исследовать эту проблему. Идея старшеклассникам понравилась, и они с большим энтузиазмом взялись за работу. Для начала решили установить круг вопросов, с которыми необходимо было разобраться и которые в дальнейшем стали бы темами исследования:
В связи с тем, что одни хотели представить свою работу в Power Point, а другие – в Publisher, предоставила им свободу в выборе материала, его анализа и обобщения, реализации исследования, оформления его результатов. “Визитная карточка” учебного проекта. |
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории маоу гимназия г. Чайковский | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | «Проектная деятельность на уроках английского языка» Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую... | ||
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт» | ||
Проектная деятельность младших школьников Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.... | Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка «знаниевого» подхода к деятельностному, направленного на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися, который закреплен... | ||
Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках... | «Проектная деятельность на уроках английского языка» ... | ||
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики Новик Лариса Владимировна (), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга... |