Скачать 107.81 Kb.
|
МОУ «Кисловская СОШ» Программа элективного курса «Основы работы с информацией» Разработала учитель русского языка и литературы Хатькова Светлана Александровна 2005 год Программа элективного курса «Основы работы с информацией» Объяснительная записка Одна из ярких примет нашего времени – рост объема информации, выражающийся в непрерывном увеличении числа вновь создаваемых документов (под документом можно понимать все: от официальной бумаги до произведения искусства). По данным ЮНЕСКО, в начале XIX века во всем мире выходило около 100 научных журналов. К 1850 г их количество достигло 1000, к 1900 г. – превысило 10 тыс., а в настоящее время – 100 тыс. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500. Следует также учесть, что сегодня изменились экономические представления, капиталом считается не только счет в банке и недвижимость. В настоящий момент возросла значимость так называемого «символического» (Будье ), «интеллектуального капитала» (Щедровицкий ), составляющей которого является информация. Не случайно очень актуальной сегодня стала пословица «Кто владеет информацией, владеет миром». В современных условиях очень важно не только иметь доступ к информации, но и производить поиск нужной в огромном документальном потоке, а затем ее обрабатывать и применять на практике. Действительно, сегодня «человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Георг Зиммель). Заявленный элективный курс не дублирует ни один учебный предмет, но позволяет ученикам приобрести навыки, необходимые при работе по всем школьным дисциплинам. Особенно это касается самостоятельных и творческих работ (реферат, доклад, научно-исследовательские работы, проекты, сочинения, подготовка к семинарам и т.д.) Главная цель курса – научить детей ориентироваться в информационном потоке. Реализация ее возможна через решение ряда задач:
Работа по данной программе строится на следующих педагогических принципах:
В процессе обучения предполагается использовать следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическую работу), собеседование, консультация, дискуссия, практические упражнения под руководством педагога, презентация, обсуждение, анализ работ. Данный учебный курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:
На занятиях по данному курсу возможны следующие виды деятельности:
Степень самостоятельности учеников в рамках поставленной учителем задачи высокая:
Успешность освоения курса может оцениваться по следующим критериям:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Форма итоговой отчетности – оформленные результаты поиска и обработки информации по заданной теме. В процессе работы динамика интереса учащихся и их успешности будет фиксировать через:
Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Продолжительность курса – 34 часа. Примерная структура курса:
Приложение Примерная анкета «Умеете ли вы работать с информацией?»
Примерное задание для проверки навыков поиска информации Перед вами список известных и выдающихся людей. Адул-Баха? Абдулов Александр Абель Рудольф Абрамов Фёдор Абэ? Аграновские Абрам, Анатолий, Валерий Аденауэр Конрад Аджубей Алексей Адылов? Азеф Азимов Айзек Азнавур Шарль? Айтматов Чингиз Акино? Акопян Акоп Александровы?? АлексийII? Алексин Анатолий Алигер Маргарита Алибасов Бари Алиев Гейдар Андреевы?? Андрич Иво Андронников Ираклий Андропов Юрий Анненский Иннокентий Анпилов Виктор Антокольский Павел Антониони? Антонов-Овсеенко Арагон Луи Арафат Ясер Армстронг Луи Аронов Александр Асеев Николай Ататюрк Кемаль Ауробиндо? Ауэзов Мухтар Алференко Геннадий Альенде Сальвадор Амосов Николай Амудсен? Амэриджиби Чабуа Анар? Андерс Томас Ахматова Анна Акснис Виктор Алмазов Борис А) Исправьте ошибочное написание фамилий и имён. Снимите вопросы. Б) Выпишите из списка фамилии глав государств и правительств. В) Выпишите из списка фамилии лидеров политических партий и движений. Г) Выпишите из списка фамилии лауреатов Нобелевской премии, в том числе и малых, альтернативных. Д) Выпишите из списка фамилии лауреатов Оскаров, Гонкуровских премий, Пулитцеровских премий, Сталинской, Государственной и Ленинской премии. Е) Выпишите из списка фамилии людей, чьи изображения имеются на денежных купюрах различных стран мира. Ж) Выпишите из списка фамилии Генеральных секретарей ООН и других международных организаций. З) Выпишите из списка фамилии религиозных и духовных лидеров, подвижников. И) Выпишите из списка фамилии эстрадных и спортивных кумиров, звёзд. К) Выпишите из списка фамилии которые имеют отношение к следующим понятиям: ауровилль, бахаизм, веданта, гностицизм, диктатура, единая Европа, жузы, иезуиты, йога, католицизм, масоны, неонацисты, оккультизм, психоанализ, суфражистки, танатология, фашизм, харизма, центризм, ЧОН, щедрость, экзистенциализм, юриспруденция, якобинцы Список литературы:
|
Программа элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа... ... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 | ||
Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса «Основы микробиологии» Представленная к рецензированию программа курса, рассчитанного на 10 часов, изложена на 13 страницах и содержит | Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет » Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет» ( основы научно-исследовательской деятельности) | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10 (11) классов «основы цифровой фотографии» Программа курса «Основы цифровой фотографии» ориентирована на учащихся 10 или 11 классов при занятиях 1 раз в неделю по 1 часу, всего... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа элективного курса: Основы права Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже... |