Скачать 126.14 Kb.
|
СТРАДАНИЯ ОТ КИБЕРМАНИИ Компьютеры - это такие машины, которые предназначены для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели компьютера. Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Форма проведения классного часа - круглый стол - позволяет детям высказаться, развивает навыки дискуссии. Дискуссия за круглым столом состоит из 3 блоков: 1 информационный (информация по проблеме компьютерной зависимости) и 2 блока обсуждения («Кто виноват» и «Что делать?»). Действия ведущего в каждом блоке: сначала дать слово «гостям», потом - остальным детям. При этом в информационном блоке нельзя допускать обсуждения. После сообщений «гостей» детям предлагается дополнить их выступления новыми фактами. В блоках обсуждения они уже могут высказывать свои мнения. Ход мероприятия: Классный руководитель. Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. - Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры? - Было такое, что вы пропускали уроки, чтобы поиграть в игровом зале? - Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх, кодах, уровнях и т. д.? - Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером? - Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера? - Приходилось ли вам обманывать близких, говоря, что вы делали уроки или искали информацию, в то время когда вы просто играли или общались? - Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером? - Откладываете ли вы важные дела ради компьютера? - Любите ли вы поиграть за компьютером в минуты грусти, подавленности? - Ругают ли вас родители за то, что вы слишком много денег тратите на игры и Интернет? (Ответы детей.) Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек компьютерной зависимостью. Я задала эти вопросы, чтобы вы трезво посмотрели на себя со стороны, критически оценили свое отношение к компьютеру. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться. II. Круглый стол «Страдания от кибермании» Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы» Классный руководитель. Зависимость от компьютера - новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный синдром». Кто в этом виноват и что делать? Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы в ходе круглого стола, который мы назвали «Страдания от кибермании». Представляю наших гостей. Точку зрения родителей озвучат (имена, фамилии).Точку зрения врачей изложат (имена, фамилии). Мнение компьютерных специалистов выскажут [имена, фамилии). Начинаем обсуждение. Первое слово - родителям. 1 родитель:. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike». Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг. 2родитель: Еще один страшный факт: 12-летний подросток из Екатеринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Врачи детской больницы, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, попавшему в зависимость от компьютерных игр. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в игровых клубах. 1 родитель: А вот и криминальные факты: 13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет- кафе. Старшеклассник, наигравшись в DOOM, жестоко избил соседских малышей. Таких историй достаточно в каждом отделении милиции. Десятки тысяч мальчишек и девчонок ради виртуального мира бросают учебу, теряют друзей, конфликтуют с родителями. 2родитель: От компьютеров страдают не только дети, но и взрослые! В последнее время в мире появились компьютерные вдовы. Это женщины, чьи мужья кибералкоголики. Так называют людей, одержимых компьютероманией. Они до 18 часов в день проводят за компьютером, перестают следить за своей внешностью, неделями не бреются и не моются, ходят по дому в грязной одежде, а вылазки на улицу и вообще сводят к минимуму. Бедные женщины действительно чувствуют себя соломенными вдовами - вроде муж и рядом, но совершенно в другом измерении. Классный руководитель. Что могут добавить к этому наши участники? Только факты! -Можете ли вы привести подобные факты? -Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? -Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир? - Можете ли вы привести противоположные факты, когда активисты компьютерных игр не попадали ни в какую зависимость? (Дети высказываются.) Классный руководитель: Итак, люди бьют тревогу, видя, как их близкие уходят в виртуальный мир. Что скажут врачи? Врач 1. Западные медики однозначно утверждают, что компьютерная и Интернет-зависимость существует. Появился даже такой диагноз: «кибермания» или «патологическое использование компьютера» (игры, Интернет). Пока, правда, компьютеромания не является официальным диагнозом, но некоторые ученые предполагают, что со временем кибермания будет признана заболеванием номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В Финляндии даже были случаи, когда призывники получали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России пока мало людей обращаются за медицинской помощью, родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками. Врач 2. В чем проявляется кибермания? Прежде всего в том, что люди предпочитают больше времени проводить не в реальной жизни, а в компьютерных играх и Интернете - до 18 часов в день! Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быстро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже Е поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе виртуальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я». Врач 1. В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство, причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие. Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру. Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество. Врач 2. Но самая страшная опасность в том, что компьютеро- мания может перейти в другой вид зависимости - от алкоголя, наркотиков. Классный руководитель. Даю слово нашим участникам. - Согласны ли они с выводами врачей? -Считаете ли вы, что компьютерные игры повышают агрессивность? - Уменьшилось ли количество ваших друзей от того, что вы увлеклись компьютерными играми? -Предпочитаете ли вы есть за компьютером? -Какие победы вы одержали в реальной жизни за последний год? -Приходилось ли вам общаться в чатах? - Вы выступали под своим реальным именем или под вымышленным? Чувствовали себя при этом свободными, раскрепощенными? -Какие дети, по-вашему, сильнее всего подвержены компьютерной зависимости? (Дети высказываются.) Классный руководитель:Пришло время высказаться компьютерным специалистам. Действительно ли так опасен компьютер? Может ли быть общение в чатах анонимным? Все ли игры построены на насилии? Даю слово программистам. Программист 1. Компьютер может быть опасен. Ведь это источник электромагнитного излучения и неионизирующей радиации. А это негативно воздействует на человека. Но если соблюдать санитарные правила, он может быть безвредным. Во всех организациях правила работы на компьютере должны находиться прямо на рабочем месте. Но у нас, к сожалению, эти правила мало кто знает и выполняет. Например, согласно этим правилам, взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более 10-20 минут, в зависимости от возраста. Компьютер обязательно нужно «заземлить», нельзя работать за компьютером беременным и кормящим женщинам. В развитых странах эти правила очень строго соблюдаются. А у нас предпочитают расплачиваться своим здоровьем. Программист 2. Есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Во Всемирной паутине каждый может создать свой сайт, сделать его популярным, стать звездой Интернета. Так что Интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения. Программист 1. Что же касается анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему хакеров почти всегда находят. Поэтому, оказавшись в чате и придумав себе какой-то ник, не теряйте самоконтроля - как бы потом за это не пришлось отвечать. Программист 2. Например, в 2006 г. за антирусские высказывания в Интернете был привлечен к суду 37-летний пользователь из Новосибирска. Ему пришлось заплатить штраф в 130 тысяч рублей. На суде он пытался уйти от ответственности, но провайдеры доказали, что существующие технические средства позволяют со стопроцентной гарантией определить, какой именно пользователь сети выходил в Интернет и был на этом конкретном сайте. Кстати, эти же технические средства могут отследить, какие сайты чаще всего посещаются с этого компьютера. Классный руководитель. Как видим, ни в самом компьютере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость. Что могут добавить к этому наши участники? - Может быть, кто-то хочет сказать слово в защиту компьютерных игр? - У кого есть свой сайт? - На каких форумах и чатах вы бываете? -Какую информацию ищете в сети? - Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером? - Не боитесь ли вы, что кто-то может узнать о ваших путешествиях в Интернете? - Что интересного для себя вы открыли в Интернете? (Дети высказываются.) Классный руководитель:К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и родителей? [Да, есть.) Второй блок дискуссии. «Кто виноват?» Классный руководитель. Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами наркологических больниц и получают диагноз «кибермания»? Сначала слушаем мнения специалистов. Варианты мнений: Мамы: - Хозяева Интернет-клубов, а также провайдеры, которые наживаются на здоровье наших детей. - Местные власти, которые получают взятки от этих структур. - Санитарные станции, которые не контролируют работу этих клубов. - Учителя, которые не проводят беседы об охране жизни и здоровья детей. Врачи: - Виноваты родители втом, что дают детям деньги, не спрашивая, как они их потратят. - Виноваты дети, которые ищут только удовольствий и развлечений, не желая трудиться. - Виноваты власти, которые не создали детям условий для занятий спортом, для развития способностей и талантов. - Виноваты учителя, которые не могут увлечь детей каким-то интересным делом. Программисты: - Виноваты производители компьютеров. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены постоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость. - Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются. - Родители виноваты. Если бы они сами освоили компьютер, они бы могли понять, что можно, а чего нельзя ребенку. А так им кажется, что раз они купили детям компьютер, то об их развитии можно не заботиться. Тогда об этом позаботятся дяди и тети из Интернета и игровых клубов. - Врачи тоже виноваты. Нужно было ставить эти вопросы перед правительством, привлекать к обсуждению прессу, телевидение. - Виновато правительство. Оно могло принять законы, которые бы запрещали детям ночью сидеть в игровых клубах, могло бы вообще закрыть эти клубы или вывести их за черту города. Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависимость? Примерные ответы: - Виноваты сами дети. - Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ругают, поучают. Вот дети и убегают в виртуальную реальность. - Виновата школа. В ней такая серость и скука, а в виртуальной реальности ты герой, победитель, от тебя зависят судьбы миров и цивилизаций. Классный руководитель. Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты родители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.) Третий блок дискуссии. «Что делать?» Классный руководитель. Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Слово нашим гостям. Примерные варианты мнений: Мамы: - Закрыть все игровые клубы. - Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых. - Уволить начальника санитарной станции, директора школы, переизбрать мэра и т. п. - Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета. - Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями. Врачи: - Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр. - Ввести наказание для родителей, чьи дети стали интерент- зависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день. - Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда. - Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду насилия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов. Программисты: - Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чайником. - Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр. - Хорошо бы всем школьникам заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми. - Детям нужно вообще поменьше играть. Пусть каждый попробует создать свой сайт, тогда понадобится что-то рассказать о себе, показать, в чем твоя уникальность. А это подтолкнет к саморазвитию. Классный руководитель. Слушаем предложения наших участников. Может быть, кому-то из них удастся найти компромиссный вариант решения проблемы компьютерной зависимости? (Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения.) И как итог этого этапа обсуждения формулируем вывод: Примерный результат дискуссии: - Компьютерная зависимость существует. - Это результат распущенности детей, безответственности родителей, беспечности властей, жадности представителей игорного бизнеса. - Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответственность родителей и представителей бизнеса. Классный руководитель. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя. Он обсуждал в Интернете проблему компьютерной зависимости и в заключение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть, черпаю информацию из Интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной*. Заключительное слово Классный руководитель. Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения. Но мы и не стремились решить ее во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению - именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах. Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему классному часу (читает). Желаю вам, чтобы ваш компьютер создавал для вас как можно меньше проблем. Подведение итогов (рефлексия) Классный руководитель. -Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня? - Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение? - Что дал вам сегодняшний классный час? (Ответы детей.) |
Грани мастерства Грани мастерства: информационный сборник / сост. О. Н. Помазанова; – Оренбург, 2011. – с. 57 | Цель: познакомить с историей и особенностями праздника ... | ||
Тема: «Множественное число имен существительных» ... | Муниципальное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная школа ... | ||
Урок формирования новых знаний в технологии деятельностного подхода работы в группах ... | Конспект урока математики во 2 классе ... | ||
Планы семинарских занятий по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Егоров А. Рим на грани веков: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1986 | Цель урока: совершенствование технических приемов игры в баскетболе. I образовательные задачи ... | ||
Натан Щаранский Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства | Standard form Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства | ||
Программа форума Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства | Крыжановская В. И. – Законодатели Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства | ||
Сша, нью-йорк (манхеттен) Школа Проживание: резиденция университета, комната на два-три человека, удобства на блок | Конспект урока по русскому языку 1 класс Тема: урок-игра «Правописание собственных имен» ... | ||
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Алфавит ... | Правительства калининградской области Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства |