Цель: познакомить с историей и особенностями праздника





Скачать 40.06 Kb.
НазваниеЦель: познакомить с историей и особенностями праздника
Дата публикации17.09.2013
Размер40.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
День славянской письменности и культуры

Цель: познакомить с историей и особенностями праздника.
Задачи:
- расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
- развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
- воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Ход урока

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
(Показ учебника «Азбука»)
- Что это за учебник?
(- Азбука.)
-Чему учит эта книга?
(- Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)
- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение
Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как АЗ да БУКИ,
В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот таким пером писали
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался перочинным,
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
На церковном языке.

- Как обучались грамоте старину?
(Ответы детей)
- Всегда ли существовали буквы?
(- Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)
- В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.
- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?
(- Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное.
- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «АзъесмьБогъ» - «Я есть Бог».
Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.
Сложите первую и вторую букву. Что получилось?

АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.
АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.
- Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?
(- В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)
- Назовите эти буквы.
- Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
В IX веке в Византии, в городе Солунь жили два брата — Константин и Мефодий.

Сценка

Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл: - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий: - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл: - А почему у славян нет своих книг?
Мефодий: - Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл: - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий: - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл (кричит). - Так я придумаю!
Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель: - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл: - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
- Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.
- Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. Это праздник нашей родной речи, родного языка, нашей азбуки, всей письменной культуры. Это праздник и церковнослвянского, и русского языка.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

На этом наше занятие подошло к концу. До свидания, до новых встреч! 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения праздника Дня Святого Валентина
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с историей праздника; привить чувство патриотизма и гордости за свою Родину
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель 1 урока: провести беседу с целью познакомить учащихся с историей праздника и повторить лексический материал, относящийся к теме:...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи: познакомить с составом района и особенностями его эгп. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconУрок знаний Цели: познакомить с историей возникновения праздника «1 сентября»
...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: познакомить учащихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита;...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели познакомить с историей нашего края в VI в до н э., с особенностями быта и культуры людей данной исторической эпохи
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать первоначально представление о былине как жанре унт, познакомить с историей, героями, тематикой, художественными особенностями...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обогатить духовный мир учащихся. Формировать общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия произведений русской...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconСценарий праздника (1 -2 классы) Учитель начальных классов: Маадыр-оол Чочагай Торлуковна Цели
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconЦель: познакомить детей с историей русских имен, с их значением,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника iconМережка
Цель: Познакомить учащихся с русскими народными традициями, с историей русского народного костюма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск