Тема: Былины (2 класс)
Учебник: Литературное чтение 2 класс. Авт. – Бунеев.
Раздел – Устное народное творчество
Место урока в теме: вводный урок
Форма – рассказ учителя
Цели урока:
Дать первоначально представление о былине как жанре УНТ, познакомить с историей, героями, тематикой, художественными особенностями былин.
Учить читать былину.
Формировать литературоведческие понятия: УНТ, былина, герой, композиция, эпитет, гипербола.
Воспитывать интерес к литературе и чтению, к истории страны, положительное отношение к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, разработанная презентация.
Ход урока:
Этапы урока и их содержание
| № слайда
| Оргмомент.
Проверка домашнего задания: Что такое предания? Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила».
Работа по теме урока. Рассказ учителя, проиллюстрированный презентацией:
Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством, тема нашего сегодняшнего урока – Былины.
Вы узнаете об этом жанре много интересного:
Что такое былина?
Когда они возникли?
Кто герои былин?
Где происходит действие былин?
Что сообщают былины о жизни русичей?
Как исполнялись былины?
Каковы художественные особенности былин?
Что такое былина?
Былина – это произведение устной поэзии о богатырях и народных героях.
Былина от слова БЫЛЬ. Но не все в былине реальность: так нападение монгольских полчищ изображено в былине в виде Змея, банды разбойников по дороге в Киев – в виде Соловья Разбойника, а победа над врагом, которую одержал весь народ, приписывалась одному герою – богатырю.
Когда и где былины возникли?
Былины возникли около тысячи лет назад в Древней Руси (в 10-12 веках).
Где происходит действие былин?
Место действия былин – древняя русская земля.
Представьте себе обширные просторы, редкие города с деревянными крепостными стенами, окруженные рвом или рекой, деревянные бревенчатые церкви. Уже тогда на Руси известны были не только Киев и Новгород, но и Чернигов, Муром, Суздаль. Города тогда соединяли узкие непроезжие дороги. Вдоль дорог редкие деревушки с крошечными крытыми соломой домиками. Расстояния велики. Дремучие нехоженые леса становятся прибежищем для разбойников, которые грабят проезжающих. Земли тогда обрабатывались деревянными плугами, сохой, в которую запряжена лошадь. Трудна жизнь русичей. Часты набеги кочевников. Кто защитит русскую землю от врагов и разбойников?
Кто герои былин?
Герои былин – богатыри (от рус. богатый силой). Это сильные, мужественные, отважные люди. Богатырь обладает невероятной силой, он один может справиться с тысячью и тьмою врагов. У него тяжелые воинские доспехи: шлем, латы, тяжелый меч, булава, копье, палица или лук со стрелами. Под стать ему и его богатырский конь, могучий и непобедимый.
Самые известные богатыри нарисованы на картине В.М. Васнецова. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – защитники русской земли. О них художник сказал так: «Картина моя «Богатыри»: Добрыня, Илья и Алёша Попович
на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Кроме них известны и другие герои былин: Садко, Микула Селянинович, которые прославили себя не ратными подвигами, первый – купеческим делом, второй – умением работать на земле.
Что сообщают былины о жизни русичей?
Былина – не только занимательный рассказ о подвигах богатырей, она несет историческую информацию: рассказывает о событиях истории Древней Руси, о войнах и походах, о жизни князей, о строительстве городов и соборов, о торговле, освоении земель . Даже о быте древних русичей: что ели, как жили, во что одевались – мы можем узнать из былин.
Как исполнялись былины?
Исполняли былину бродячие певцы баяны (от русского слова баять – рассказывать).Ритм былины напевный, торжественный. Былина исполнялась нараспев без музыкального сопровождения или под аккомпанемент гуслей, древнего струнного инструмента, поэтому исполнителей былин называют еще и гуслярами.
Рассмотрим репродукцию картины В.М. Васнецова «Гусляры».
Каковы художественные особенности былин?
напевный торжественный тон
соединение фантастического и реального
отсутствие рифмы
зачин и концовка
повторы
гипербола (преувеличение)
постоянные эпитеты
Прослушивание былины.
От деревни к деревни идет странник, на нем лапти, штаны из домотканой грубой ткани, длинная, до колен, рубаха, подвязанная веревочным поясом. Голова его седа, седа и борода. За спиной котомка. А в руках гусли. Идет он по полю.
- Куда путь держишь, добрый человек? – окликают его пахари.
И останавливается странник-баян, рассказывает, где был, что видел, о каких подвигах слышал. Перебирает пальцами струны на гуслях. И встают перед слушателями образы великих богатырей, их могучих коней, вырастает стольный Киев-град, князь знатные и пахари величавые…
(Запись былин вы можете найти по адресу - http://detkam.e- papa.ru/mp/86/)
Домашнее задание:
Прочитать былину «Илья Муромец».
| № 1 № 2 (далее переход по гиперссылке)
№ 3 № 4 № 5
№ 6, 7 № 8
№ 9
№ 10-14 № 15
№ 16
№ 17
№ 18
| |