Скачать 255.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УДМУРТСКОЙ ФИЛОЛОГИИ КАФЕДРА ОБЩЕГО И ФИННО-УГОРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЛОЛОГИИ Направление подготовки 032700 Филология Магистерские программы «Финно-угорские языки (удмуртский и финский/венгерский языки)» «Литература народов России в сравнительно-типологическом изучении» «Русский язык в функционально-коммуникативном аспекте» «Русская литература» Квалификация (степень) Магистр Форма обучения Очная Ижевск 2012 1. Целью освоения дисциплины (модуля) сформировать представление об информационной грамотности как части информационной культуры и новых технологиях, применяемых в образовательном и научном процессах. Обучающая деятельность связана с обработкой информации – её поиском, сбором, хранением и систематизацией, применением и преобразованием информации. Задачи:
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры М2.Б.01 Курс входит в базовую часть профессионального цикла ООП магистратуры по направлению подготовки 032700 Филология. Курс адресован студентам магистерских программ: «Финно-угорские языки (удмуртский и финский/венгерский языки)», «Литература народов России в сравнительно-типологическом изучении», «Русский язык в функционально-коммуникативном аспекте», «Русская литература» Данный курс опирается на знания и умения, полученные в ходе прохождения дисциплин «Математика и информатика», «Мультимедиа», «Компьютерные технологии в филологии». Для успешного освоения курса должны быть сформированы следующие компетенции на уровне бакалавриата: – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); – способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2) Успешное освоение курса позволяет перейти к научно-исследовательской и научно-педагогической практике в цикле Практики и научно-исследовательской работе ООП магистратуры по направлению 032700 Филология В процессе овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности большое значение имеет получение и обработка информационных ресурсов. Современные компьютерные технологии дают огромные возможности для получения необходимой информации в различных сферах. Информационные компьютерные технологии в современном мире являются способом передачи знаний, включения нового содержания в процесс обучения. Стремление находить новые источники информации воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
5. Содержание практических занятий (36 ч). 1. Информационные технологии 1.1. Информация и информационные технологии (4 ч) Понятие информационной технологии. Классификации и виды информационных технологий. Информатизация общества. Информационные революции. Рынок информационных продуктов и услуг. Информационный кризис. Информационные и коммуникационные технологии. Понятие «информационная культура». Информация, ее представление и измерение. Свойства информации: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность. Классификации информации. Измерение информации. 1.2. Слагаемые информационной технологии Информационное моделирование и формализация. Классификацию информационных моделей. Этапы моделирования. Информационные процессы и информационные системы. Процессы обработки информации. Механизм переработки информации. Применение информационных систем. Техническая база информационной технологии. Классификация средств обработки информации. Компьютерные и телекоммуникационные сети. Программное обеспечение компьютера. Информационная безопасность. 1.3. Новые информационные технологии систематизации и исследования художественных текстов Текст и корпус как статистическая совокупность. Статистическое описание текста и корпуса. Лингвистические программы обработки текстов: Link Grammar Parser for Russian. АОТ, StarLing, Лингвоанализатор, Rhymes, Vaal-mini 1.5. 1.4. Машинные фонды, текстовые и словарные базы данных, электронные библиотеки Машинный фонд русского языка. Национальный корпус русского языка. Корпус русского языка — это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Основной корпус текстов. Современные письменные тексты. Электронные библиотеки. Электронная библиотека WebReading, 1.5. Машинный перевод. Основные проблемы машинного перевода. Компьютерные программы. Машинный перевод, история. Современное состояние машинного перевода. Основные проблемы машинного перевода: концептуальные проблемы,проблемы архитектуры, инженерные проблемы, технические проблемы. Современные системы машинного перевода. On-line переводчики. 1.6. Устная и письменная речь. Проблемы распознавания звуков устной речи. Ввод устной и письменной речи в компьютер. Автоматическое распознавание звуков устной речи. Технологии обработки устной речи. 1.7. Виртуальные музеи. Роль виртуальных музеев в образовании Виртуальный музей (вебсайт-музей) – тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Виртуальные музеи писателей. 2. Компьютерные программы 2.1. Текстовые редакторы и процессоры (пакет программ Microsoft Office, OpenOffice, LibreOffice). Технологии и средства обработки текстовой информации. Программные средства, предназначенные для работы с текстами: электронные блокноты; текстовые редакторы; текстовые процессоры; редакционно-издательские системы; программы-переводчики; лингвистические корректоры; системы, осуществляющие интеллектуальный поиск и интеллектуальную обработку текстов, размещенных в сетях. 2.2. Образовательные программы: MyTest, клавиатурный тренажер Stamina, кроссворды Eclipse Crossword Новые информационные технологии в учебном процессе школы. MyTest X - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов. Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Клавиату́рный тренажёр – вид компьютерных программ или онлайн-сервисов, предназначенных для обучения набору на компьютерной клавиатуре. Офлайновые программы, онлайн-тренажёры. Различные программы для решения и составления кроссвордов: http://users.iptelecom.net.ua/~cross/artrus.htm 2.3. Графические программы Paint, Paint.net Технологии и средства обработки графической информации. Программные средства: программы двумерной компьютерной живописи – графические редакторы, предназначенные для создания и обработки плоскостных (двумерных) статичных изображений (Painter, Adobe PhotoShop, Picture Man и др.); средства деловой графики; пакеты компьютерной графики для полиграфии – позволяют дополнять текст иллюстрациями разного формата, создавать дизайн страниц и выводить полиграфическую продукцию на печать с высоким качеством; презентационные пакеты, используемые как средства создания разнообразных слайдов для сопровождения докладов, выступлений, рекламных акций; программы двумерной анимации, используемые для создания динамических изображений и спецэффектов в кино (Animator Pro, PowerAnimator и др.); программы для двумерного и трехмерного моделирования, применяемые для дизайнерских и инженерных разработок (AutoCAD, Sketch!, Ray Dream Designer, AutoStudio и др.); пакеты трехмерной анимации, используемые для создания рекламных и музыкальных клипов и кинофильмов (3D Studio, Power Animator, Truespace и др.); программы для научной визуализации (Surfer, Grapher, PV-Wave, Data Visualizer и др.). Растровый редактор Microsoft Paint. 2.4. Программа Windows Movie Maker Windows Movie Maker – это программа для создания на компьютере домашних видеозаписей и слайд-шоу, дополненные профессионально оформленными заголовками, переходами, эффектами, музыкой и закадровым текстом. 2.5. Составление бесплатных сайтов Бесплатные конструкторы сайтов: ucoz.ru, .jimdo.com, webstolica.ru, narod.ru, free-sait.io.ua блогов: blogspot.com 3. Подготовка дидактических материалов 3.1. Подготовка рекламных буклетов при помощи программы Microsoft Publisher Буклет – яркая, красочная, информационная листовка, в которой указывается информация о мероприятии. Подготовка рекламного буклета. 3.2. Подготовка презентаций 3.3. Подготовка тестов или кроссвордов Контролирующие программы, компьютерные тесты. Основные этапы при составлении тестов. Свойства тестов. Тестовые программы. Виды тестовых заданий. 6. Самостоятельная работа Самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Без хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной работы нет и не может быть настоящего высшего образования и научного познания. Успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал и использовать его в практической деятельности. Формирование навыков и умений в использовании компьютерных технологий в научно-исследовательской и учебной деятельности происходит в ходе разнообразных самостоятельных работ (подготовка презентаций, тестовых заданий, таблиц, использование Интернет, чатов, машинного перевода в научной работе), выполняемых студентами на практических и внеаудиторных занятиях. Программа самостоятельной работы
Альтернативным вариантом самостоятельной работы, предложенной преподавателем, является написание реферата. Рефераты Одним из видов самостоятельной работы является реферат. Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, литературы по теме. Написание реферата кропотливая работа, требующая внимания и умения анализировать, делать выводы. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой студентом проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Итогом работы по написанию реферата является защита реферата, которая проходит на практическом занятии. Темы рефератов
Основная литература Ашхотов О. Компьютерные технологии в образовании. Высшее образование в России. М., 1996. Макарова Н. В. Информатика: Учеб. для вузов рек. МО РФ / Н. В. Макарова, Л. А. Матвеев, В. Л. Бройдо; Под ред. Н. В. Макаровой. 3-е изд., перераб. М: Финансы и статистика, 2001. 315. Марчук Ю. Н. Компьютерная лингвистика: учебное пособие. М.: Восток–Запад, 2007. 317 с. Фигурнов, В. Э. IBM PC для пользователя: Краткий курс. М.: Инфа-М. 2000. С. 62–68. Дополнительная литература Бектаев К. Б. Математические методы в языкознании. М., 1974. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. Ставрополь, 1990. 144 с. Ваграменко Я.А., Мороз В.К. и др. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. М., 1994. 39 с. Гуревич И. Б. Проблема распознавания изображений // Распознавание, классификация, прогноз. Математические методы и их применение. М., 1996. Вып. 1. С. 280–329. Заинчковский И. А. Проблемы информатизации – проблемы интеллектуального развития общества // Информатика и образование, 1994. № 2. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.,1992. С. 9–79, 261–323. Компьютерные технологии в высшем образовании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 667–697, 718–741. Марчук Ю. Н. Математические методы в языкознании. М., 1990. Меженный О. А. Microsoft Word 2003. Самоучитель. М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. 272 с. Меженный О. А. Microsoft Office 2003. Краткое руководство. М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. 368 с. Микляев, А. П. Настольная книга пользователя IBM PC. М.: Солон-Р, 2000. С. 616–673. Проблемы информационной культуры. М.. 1994. 215с. Смолянинова О. Г. Основы компьютерной грамотности. Красноярск. 1996. Советов Б. Я. Информационная технология. М., 1992. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. М., 1994. С.3-14. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. М., 1996. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. 7. Образовательные технологии Процесс организации познавательной деятельности студентов, обеспечивающий формирование заявленных компетенций, востребует разнообразия образовательных технологий. При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: При проведении практических занятий используются:
Данные технологии способствуют формированию умений и способностей, повышают уровень сформированности компетенций магистранта по направлению 032700 «Филология». 8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Предлагаются следующие критерии оценки Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов Таблица перевода итоговых баллов БРС в традиционную систему оценок
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Информатика: Учеб. для вузов рек. МО РФ / Н. В. Макарова и др. М., 2001. Марчук, Ю. Н. Компьютерная лингвистика. Учебнон пособие. М.: 2007. Дополнительная литература Использование ЭВМ в лингвистических исследованиях / T. А. Грязнухина, Н. П. Дарчук, Н. Ф. Клименко и др.; Отв. ред. В. И. Перебейнос. Киев: Наук. думка, 1990. С. 9–29, 69–85. Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981. 366 с. Кулагина, О. С. Исследования по машинному переводу. М.: Наука, 1979. 320 с. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 494–503. Лесохин, Л. Л. Введение в математическую лингвистику: Лингвистическое приложение основ математики. Минск: Наука и техника, 1983. 263 с. Мельчук, И. А. Автоматический синтаксический анализ. Т. 1. Новосибирск, 1964. 359 с. Морфологический анализ научного текста на ЭВМ / В. И. Перебейнос T. А. Грязнухина, Н. П. Дарчук и др.; Отв. ред. T. А. Грязнухина. Киев: Наук. думка, 262 с. Пиотровский, Р. Г. Текст, машина, человек. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1975. С. 12–47, 58–127, 150–206. Современность и словари. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1978. 181 с. Шемакин, Ю. П. Начала компьютерной лингвистики: Учеб. пособие. М.: МГОУ А/О «Росвузнаука», 1992. 3–73 с. Интернет-ресурсы Национальный корпус русского языка. – URL: http://ruscorpora.ru/index.html Каталог лингвистических программ и ресурсов в сети. – URL: http://rvb.ru/soft/catalogue/catalogue.html Readr – читатель двадцать первого века. – URL: http://readr.ru/about 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает компьютерный класс с наличием доступа к Интернет-ресурсам. 11. Обратная связь со студентом Анкета – отзыв на дисциплину....................………………………………………… Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий………………………………………………………………………….. 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий………………………………………………………………………….. 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий………………………………………………………………………….. 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателями активных методов обучения (электронные версии занятий, интерактивные лекции, компьютерный анализ качества объектов учебного процесса и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий………………………………………………………………………….. 5. Какой из модулей дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий………………………………………………………………………….. 6. Что Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? Комментарий………………………………………………………………………….. СПАСИБО! 12. Регламент утверждения рабочей программы Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины
В соответствии с порядком организации экспертизы рабочих программ, проведена двухуровневая экспертиза:
|
Кафедра общего языкознания Цель Чтений – осмысление новых направлений развития классической филологии и общего языкознания в контексте становления и развития... | Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Уважаемые коллеги! Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина) | ||
График мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Введение... Цели и задачи языкознания. Объект и предмет исследования. Структура лингвистики. Основные отрасли языкознания. Связь языкознания... | Министерства образования и науки РФ гоу впо «Пермский государственный... Анализ жанра irc | ||
Кухаренко В. А. К95 Интерпретация текста: Учеб пособие для студентов... ... | Положение об Общественном совете при гау рк «Финно-угорский этнокультурный парк» Учебно-методические комплексы для основного общего и среднего (полного) общего образования | ||
В. А. Звегинцев история языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине финно-пермские народы... Перечень документов умкд по дисциплине «Финно-пермские народы на историко-археологической карте средневековой Евразии» | Попова Зинаида Даниловна Стернин Иосиф Абрамович Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в парадигме концепций современного мирового языкознания. Именно ее возникновение... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 16. Русский язык с основами... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания от 20. 04. 2011 (протокол №10). Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Культура речи» Зав кафедрой общего и славяно-русского языкознания фгбоу впо «вгспу», д ф н., проф. Е. В. Брысина | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания 20 апреля 2011 г. Протокол №10. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания 20 апреля 2011 г. Протокол №10. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Требования к уровню усвоения курса общего языкознания предполагают, что студенты должны знать |