Скачать 132.16 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий Кафедра библиотечно-информационной деятельности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Мультимедийные технологии библиотечно-информационной деятельности Факультативная дисциплина Специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» Составитель: Т. В. Беляева, преподаватель Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «18» января 2011 г. Протокол № 8 Зав. кафедрой Д. Л. Майсаков Тюмень 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса – обучение студентов основам создания мультимедийных информационных продуктов в библиотечно-информационной деятельности. Задачи курса: способствовать формированию умений и навыков создания мультимедийной информационной продукции с ориентацией на библиотечно-информационную деятельность. Требования к уровню освоения содержания дисциплины – В результате изучения курса студент должен:
Объем курса и виды учебной работы: Курс «Мультимедийные технологии библиотечно-информационной деятельности» состоит из 3 разделов: Мультимедиа в библиотечно-информационной деятельности; Инструменты и компоненты создания мультимедиа; Создание мультимедийной информационной продукции ориентированную на библиотечно-информационную деятельность. Прохождение курса осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, презентации итоговой работы, зачета. Количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом: На отделении очного обучения дисциплина изучается в течение IV семестра. Изучение курса осуществляется в форме лекционных и семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной работы студентов. Общий объем дисциплины – 108 часов (18 часов лекционных занятий, 36 часов – практических и семинарских, 64 часов – самостоятельная работа студентов). На отделении заочного обучения дисциплина изучается в течение IV семестров. Изучение курса осуществляется в форме лекционных занятий, практических работ, внеаудиторной работы студентов. Общий объем дисциплины – 108 часов (8 часов лекционных занятий, 10 часа – практических и семинарских занятий, 90 часов – самостоятельная работа студентов). Требования к уровню освоения содержания курса: Студент, прослушавший курс «Мультимедийные технологии библиотечно-информационной деятельности», должен уметь создавать мультимедийную информационную продукцию для библиотек, ориентированных на пользователя библиотеки. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Введение в изучение курса (цель, задачи, основное содержание курса; его место в системе профессиональной подготовки библиотечных работников; структура курса). Раздел I Мультимедиа в библиотечно-информационной деятельности Тема 1.1 Феномен мультимедиа Существующие определения мультимедиа. Мультимедиа как социокультурное явление. Исторические вехи становления мультимедиа. Составляющие части мультимедиа. Классификация мультимедиа приложений. Субъекты мультимедиа. Области применения мультимедиа. Тема 2.1 Классификация мультимедийных ресурсов применяемых в БИД Классификация мультимедийных продуктов. Мультимедиа в библиотечно-информационной деятельности, особенности применения. Количественный и качественный анализ мультимедийной продукции библиотек. Раздел II Инструменты и компоненты создания мультимедиа Тема 2.1 Аппаратные средства мультимедиа технологии Аппаратные средства: средства звукозаписи, средства звуковоспроизведения, манипуляторы, средства «виртуальной реальности», носители информации, средства передачи, средства записи, средства обработки изображения, средства для получения и удобного восприятия информации. Тема 2.2 Программные средства мультимедиа технологии Системные программные средства. Инструментальные программные средства. Прикладные программные средства. Раздел III Создание мультимедийной информационной продукции ориентированную на библиотечно-информационную деятельность Тема 3.1 Использование линейных мультимедийных средств Типы мультимедиа и соответствующие сценарии их применения. Сценарии использования мультимедийных ресурсов. Методика создания линейных мультимедийных ресурсов в БИД. Тема 3.2 Использование нелинейных мультимедийных средств Эффективные и неэффективные стратегии применения нелинейных мультимедиа в БИД. Методика создания нелинейных мультимедийных ресурсов в БИД. Тема 3.3 Психолого-психологические-информационные основы создания «библиотечной» мультимедиа Проблема восприятия и представления информации. Законы визуального мышления. Психологические основы презентации знания. Тема 3.4 Дизайн мультимедийных информационных продуктов Взаимодействие человека с информационными системами, роль пользовательского интерфейса. Экранный дизайн и контент. Дизайн как часть контента. Основные стили оформления. Эргономика экранных форм представления информации и удобство использования элементов графического интерфейса. Тема 3.5 Создание «итоговой работы» Каждый студент получает задание на создание мультимедийного информационного продукта. Задание определяет тематику мультимедийного информационного продукта, его цель и задачи, вид и жанр, предполагаемую категорию пользователей. В завершении студент демонстрирует свою творческую работу. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1 Аппаратные средства мультимедиа технологии Тема 2 Программные средства мультимедиа технологии ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическая работа № 1 Создание мультимедийных информационных продуктов посредством линейных мультимедийных средств Практическая работа № 2 Создание мультимедийных информационных продуктов посредством нелинейных мультимедийных средств Практическая работа № 3 Анализ мультимедийной продукции с точки зрения удобства восприятия информации Практическая работа № 4 Разработка стиля мультимедийного продукта с учетом психологических характеристик предполагаемой аудитории Практическая работа № 5 Разработка вариантов дизайна мультимедийного информационного пордукта Практическая работа № 6 Создание итогового мультимедийного информационного продукта. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЗАДАНИЕ № 1 Написать реферат 1) Мультимедиа как феномен культуры. 2) Роль медиатехнологий в современном обществе. 3) Критерии оценки медиаискусства. 4) Программные средства мультимедиа технологий. 5) Электронные средства массовых коммуникаций, их влияние на тип культуры, знания и мышление. 6) Аппаратные средства использования мультимедиа технологий. 7) Области применения мультимедиа: реалии и перспективы. 8) Области применения мультимедиа приложений. 9) Инструментальные средства для создания гипертекста. 10) Дизайн мультимедийных информационных продуктов. 11) Предназначение мультимедийных продуктов в различных сферах деятельности. 12) Мультимедийные электронные документы. 13) Характеристика российских организаций занимающихся разработкой мультимедийной продукции 14) Мультимедиа в Интернете 15) История совершенствования мультимедийных технологий 16) Линейные мультимедийные средства 17) Нелинейные мультимедийные средства Требования к реферату: Структура реферата: титульный лист, содержание, введение (актуальность/значимость изучаемой темы), два пункта (параграфа), заключение (основные выводы по теме), библиографический список. Объем параграфов должен быть не менее 5 страниц. Объем библиографического списка – не менее 7 источников. Реферат должен быть не менее 10-15 страниц. Требования к оформлению: шрифт «Times New Roman»; размер шрифта 14 пунктов; межстрочный интервал полуторный; отступы (поля) сверху и снизу страницы по 20мм. Отступ справа 10мм, слева 25мм.; заголовки отделяют от текста двумя интервалами; заголовки печатают прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются; Текст выравнивается по ширине, а заголовки – по центру. Каждый параграф начинается с новой страницы. ЗАДАНИЕ № 2 Создать мультимедийный информационный продукт для библиотек Выписка из рабочей программы: «Каждый студент в начале курса получает задание на создание мультимедийного информационного продукта. Студент самостоятельно определяет тематику мультимедийного информационного продукта, его цель и задачи, вид и жанр, предполагаемую категорию пользователей. В завершении курса студент демонстрирует свою творческую работу». Тематика мультимедийного информационного продукта должна быть актуальной для библиотек. Требования к созданию мультимедийного информационного продукта: Мультимедийным информационным продуктом может быть либо презентация, созданная в среде MS PowerPoint (тексты, графика, аудиосопровождение, анимация), либо фильм (не просто цифровое видео, а видеоролик, смонтированный, например, в среде Windows Movie Maker). Может быть использовано также другое программное обеспечение (графические редакторы и т.д.). Продолжительность работы: не более 7 минут. Формат видео – avi или mov. Визуализация файлов должна осуществляться с помощью программы MS PowerPoint либо Windows Media Player. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины. Формой самостоятельной работы по курсу «Мультимедийные технологии библиотечно-информационной деятельности» является разработка мультимедийных информационных продуктов, согласно практическим заданиям, и демонстрация их на аудиторных занятиях. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие / Е. В. Михеева. – Москва : Проспект, 2009. – 448 с. 2. Алешин, Л. И. Информационные технологии : учеб. пособие / Л. И. Алешин. – Москва: Литера, 2008. – Вып. 35. – 424 с. – (Современная библиотека) . 3. Каптерев, А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен : учеб. пособие / А. И. Каптерев. – Москва : Профиздат, 2002. – 223 с. – (Современная библиотека. Вып. 20) 4. Каптерев, А. И. Информатизация культурного пространства : учебник / А. И. Каптерев. – Москва : ФАИР-Пресс, 2004. – 512 с. Дополнительная литература:
|
Мультимедийные технологии библиотечно-информационной ... | Рефератов По дисциплине «Мультимедийные технологии» По дисциплине «Мультимедийные технологии» для студентов 3 курса института спорта и физического воспитания, обучающихся по направлению... | ||
Библиотечно-информационная деятельность Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина 7 апреля... | Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гипертекстовые технологии»... «Прикладная информатика в социально-культурной сфере», специализация «Мультимедийные технологии и web – дизайн» | I. цели и задачи библиотечно-информационной деятельности Выполнение основных контрольных показателей: читателей 14000, книговыдачи 300600, посещений 94200 | ||
Урок. Тема: «Компьютерные презентации» На этом уроке мы познакомимся с тем, что такое мультимедиа, мультимедийные программные средства, мультимедийные презентации, программами... | Реферат По теме: «Мультимедийные технологии» ... | ||
План классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам | Реферат Тема «Мультимедийные технологии» Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального учреждения «алтайский промышленно-экономический... | ||
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Тематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности» Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки... | ||
Мультимедийные технологии Появление самого термина – мультимедиа – также произошло в то время. Причём, скорее всего, он служил ширмой, отгораживающей лаборатории... | Отчет о проведении 2-ой межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Электронные библиотеки в контексте библиотечных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана учебно-методическим центром «Мультимедийные технологии в образовании» (умц) | Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию... |