Скачать 136.93 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ Учебная программа дисциплины по специальностям 230201.65 Информационные системы и технологии 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК **.** Учебная программа по дисциплине «Технологии Интернет» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов по специальностям 230201.65 Информационные системы и технологии, 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Составитель: Сачко М.А., ст. преподаватель, кафедра информационных систем и прикладной информатики Утверждена на заседании кафедры ИСПИ от 19.03.2014 г., протокол № 9 Утверждена на заседании Учёного совета института ИИБС от 29.04.2014г., протокол № 7 © Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ Интернет – это всемирная сеть сетей, которая использует для взаимодействия стек протоколов TCP/IP. Вначале Интернет был создан для улучшения взаимодействия между научными организациями, выполнявшими работы в интересах правительства США. В течение 80-х годов к Интернету подключились образовательные учреждения, государственные организации, различные американские и иностранные фирмы. В 90-е годы Интернет переживает феноменальный рост, причем увеличение числа соединений превышает все темпы, имевшие место ранее. Теперь к Интернету присоединены многие миллионы пользователей, причем только половина из них коммерческие пользователи. Дисциплина «Технологии Интернет» рассматривает прикладной уровень сетей Интернет/Интранет. Изучаются основные сервисы Интернет: DNS, DHCP, e-mail, WWW, FTP, и их администрирование. Изучается программирование CGI-приложений для построения интерактивных веб-сайтов. Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности. Дисциплина «Технологии Интернет», изучающий приложения и сервисы, работающие в сетях Интернет/Интранет, базируется на курсах «Телекоммуникационные технологии» и «Сети ЭВМ», в которых были рассмотрены более низкие уровни сетевого взаимодействия. Поскольку основная операционная система серверов Интернет – Unix, требуется владение этой ОС в объеме курса «Введение в Unix». Данная программа построена в соответствии с учебным планом специальностей 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 230201.65 «Информационные системы и технологии». 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью дисциплины является подготовка технических специалистов – администраторов Интернет, ответственных за организацию и управление сервисами Интернет в сети крупной организации, а также разработчиков и администраторов веб – сайтов. Основные задачи изучения дисциплины: - формирование у студентов навыков проектирования и обслуживания сервисов информационных сетей в организации; - ознакомление с основными сервисами Интернет; - приобретение практических навыков работы с серверным оборудованием; - формирование навыков поддержки серверов WWW и FTP. 1.2 Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины В результате изучения дисциплины «Технологии Интернет» в течение одного семестра студент должен приобрести следующие компетенции: - комплексно проектировать и обслуживать сервисы Интернет в организации; администрировать сеть (сети) рабочих станций; - проектировать и администрировать зону (зоны) DNS, производить регистрацию доменного и адресного пространств в соответствующих регистрах; - организовывать и администрировать систему электронной почты предприятия; - поддерживать серверы WWW и FTP; - создавать интерактивные сайты с помощью проектирования и программирования CGI-приложений; - обеспечивать безопасность корпоративной сети с помощью фильтрации трафика. 1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения Дисциплина «Технологии Интернет» изучается студентами очной формы обучения специальностей 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 230201.65 «Информационные системы и технологии» в девятом семестре. Общее количество часов, которое отводится для изучения дисциплины — 119. Согласно учебному плану выделяется 17 часов лекций, 34 часа практических занятий и 68 часов для самостоятельной работы студента. Для студентов заочной формы обучения согласно учебному плану отводится 85 часов, в том числе 22 часа аудиторных занятий (8 часов лекций и 14 часов лабораторных занятий) и 63 часа СРС. В ходе изучения дисциплины студент слушает лекции по теоретическому материалу, ряд вопросов выносится на самостоятельное изучение. Контроль усвоения материала проводится по результатам выполнения лабораторных работ. Для помощи студенту в освоении теоретического материала лекционных занятий и самостоятельной работы предусматриваются консультации ведущего преподавателя. Между аудиторной и самостоятельной работой студентов существует очень тесная взаимосвязь. Студенты, получая знания на лекционных занятиях должны применить их на практических занятиях и при выполнении самостоятельных работ. 1.4 Виды контроля и отчетности по дисциплине Для текущего контроля знаний осуществляется проверка отчетов по лабораторным работам и выборочный опрос студентов во время проведения лекционных занятий. Промежуточный контроль знаний студентов проводится в виде зачета, по результату работы студентов на практических и лекционных занятиях. Дисциплина включает три основных блока: два блока сдаются студентами на текущей аттестации и, третий блок на промежуточной атте-стации. Оценка по дисциплине выводится на основе следующих составляющих: – первая текущая аттестация 40 баллов – вторая текущая аттестация 40 баллов – промежуточная аттестация 20 баллов. ИТОГО 100 баллов. 1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины Для проведения лекционных и лабораторных занятий по дисциплине необходимо: – аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием и средством для изображения формул, рисунков; – компьютерный класс с рабочими станциями под управлением ОС Windows (не менее 3 компьютеров) и Unix (Linux, Solaris, BSD) с полной поддержкой сети – не менее 5 компьютеров, с доступом с корпоративную сеть ВГУЭС. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Темы лекций 1. Задача подключения локальной сети организации к Интернет и шаги по ее выполнению. Выбор провайдера. Организация физического канала («последняя миля»). Определение схемы IP-адресации в сети предприятия и схемы обеспечения безопасности. Регистрация адресного и доменного пространств. Приобретение оборудования. Настройка передачи IP-трафика. Запуск DNS. Обеспечение предприятия электронной почтой. Обеспечение информационных сервисов. Организация доступа в сеть предприятия по дозвону. Установка необходимого программного обеспечения на рабочие станции пользователей, инструктаж пользователей. 2. Динамическое выделение IP-адресов. Протокол DHCP. DHCP-клиенты и серверы и их конфигурирование. 3. DNS – доменная система имен. Имена и адреса. Регистры и регистрация в Интернет. Служба DNS. Конфигурирование клиента DNS. Другие службы распознавания имен и порядок их использования хостом. Порядок выполнения DNS-запроса. Программа nslookup. Другие службы распознавания имен. Программный пакет BIND, конфигурация сервера. Первичные и вторичные серверы DNS. Конфигурационный файл /etc/named.conf (/etc/ named.boot). Файл root.cache. Файл зоны. Типы стандартных записей ресурсов. Файл обратной зоны. Файл локальной петли. Создание под-домена. Дополнительные возможности BIND. Уведомление об изменении базы данных. Динамические изменения в базе данных. Форвардеры. Вопросы безопасности. Управление работой демона named 4. Электронная почта. Организация службы электронной почты в Интернет, адресация, стандарты и протоколы. Почтовые агенты в различных ОС. Структура email-сообщения. Заголовки почтового сообщения. MIME: сложные сообщения, кодировки символов, типы данных. Примеры почтовых сообщений с заголовками. Основные команды протокола SMTP. Основные команды протокола POP. Протокол IMAP. Программа sendmail: ее функции и составные части. Псевдонимы, списки рассылки и форвардинг Конфигурация sendmail (файл sendmail. cf). Макросы и классы, предопределенные макросы и классы. Правила и наборы правил. Правила выбора агентов доставки; определения агентовдоставки. Порядок применения наборов правил. Специальные наборы правил (check_...). Подходы к конфигурированию sendmail. Управление работой sendmail и тестирование конфигурации. Сервер POP3 и его установка. 5. Информационные сервисы. Протокол FTP и его команды. Схемы работы. Создание и администрирование анонимного FTP-сервера. Протокол HTTP. HTTP-запрос, методы, форматы и назначение заголовков. HTTP-ответ: статусы, форматы и назначение заголовков. Заголовки данных, кодировки символов. WWW-сервер Apache, модульная структура. Цикл обработки запроса клиента и его фазы. Конфигурирование сервера: файлы, контексты, директивы, разрешения. Управление доступом, аутентификацией и авторизацией. Выполнение CGI-скриптов. Механизм SSI (Server Side Includes). Дополнительные модули: перекодировка кириллицы. Perl API и модуль mod_perl. Apache и Java (mod_jserv). Apache и SSL (mod_ssl). Компиляция и установка сервера и работа с ним. Кэширование и прокси-серверы. 6. CGI и веб-программирование. Интерфейс CGI, его задачи и функ-ции. Конфигурирование сервера Apache для исполнения CGI-скриптов. Структура URL и кодирование данных запроса. Переменные окружения CGI. Проблема сохранения состояния; cookies и другие методы сохранения состояния. Программирование CGI-скриптов на языке Perl. Установка Perl и его библиотек (Unix). Минимальное введение в Perl: типы переменных; операторы, выражения и операции; кавычки и интерполяция; работа с регулярными выражениями; работа с файлами и запуск других программ; работа со строками; написание функций; системное окружение программы и использование библиотек. Библиотека CGI.pm. Строение скрипта и общие методы CGI-программирования. 7. Удаленный доступ и протокол PPP. Сценарии удаленного доступа в корпоративную сеть. Протокол PPP, его задачи, подпротоколы. Взаимодействие PPP-клиента и сервера на примере OC Unix, Windows. 8. Обеспечение безопасности в корпоративной сети. Задача обеспечения безопасности в корпоративной сети. Брандмауэры и их разновидности; открытые и закрытые сети. Списки доступа на маршрутизаторах. 2.2 Перечень тем лабораторных/практических занятий 1. DHCP. Настройка DHCP-клиентов и серверов. Динамическое и фиксированное распределение IP-адресов сервером DHCP. 2. DNS. Получение информации из баз данных DNS, опрос DNS-серверов. Настройка DNS-клиента. Конфигурирование DNS-сервера. Построение и конфигурирование доменной системы из двух уровней (пять зон). Динамическое редактирование базы данных. 3. Электронная почта. Работа непосредственно с протоколом SMTP. Создание Списков рассылки и автоматических обработчиков входящей почты. Работа непосредственно с протоколом POP-3, создание сервера и POP-пользователей. Конфигурирование sendmail, фильтрация сообщений, маскарадинг. 4. Информационные сервисы. Установка и настройка анаонимного FTP-сервера. Установка и настройка WWW-сервера с перекодировкой кириллицы. Аутентификация и авторизация. Организация кэша и про-кси-сервера. 5. CGI и веб-программирование. Написание CGI-приложения. 6. Организация дозвона. Конфигурирование клиента и сервера удаленного доступа на ОС Unix и Windows. Обеспечение доступа клиента в корпоративную сеть и Интернет. 7. Обеспечение безопасности в корпоративной сети. Построение легкого брандмауэра на основе списков доступа и оболочек сервисов. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине 3.1.1. Тематика контрольных работ 1. Подключение локальной сети организации к сети Интернет. 2. Сервер доменных имен. 3. Динамическое распределение адресного пространства. 4. Электронная почта. 5. WEB сервер. 6. Файловый сервер. 7. Удаленный доступ к сети. 8. Создание динамического сайта. 9. Обеспечение безопасности локальной сети. 10. Обработка статистической информации серверов. 3.2. Методические рекомендации по организации СРС В рамках общего объема часов, отведенных для изучения дисциплины, предусматривается выполнение следующих видов самостоятельных работ студентов (СРС): самостоятельное изучение теоретического материала, теоретическая подготовка к лабораторным работам и их защите, контрольные работы на лекционных занятиях. Для выполнения лабораторных работ в соответствии с разделом 2.2 настоящей учебной программы студент должен предварительно освоить теоретический материал соответствующих тем. Для выбора темы контрольной работы студентам заочной и вечерней формы обучения предлагается использовать нумерацию зачетной книжки по принципу: «последняя цифра номера зачетной книжки – номер варианта самостоятельной работы» (раздел 3.1.1). К оформлению текстовой части, таблиц, иллюстраций и списка использованной литературы предъявляются единые требования в соответствии с СТО 1.105-2007 «Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению дипломных, курсовых работ (проектов); контрольных работ, рефератов». 3.3. Рекомендации по работе с литературой За последнее десятилетие информационные технологии в сфере телекоммуникаций и Интернет технологий сделали большой эволюционный рывок, как в области применяемых технологий, так и в сферах использования. Появилось и множество литературы описывающей применяемые протоколы, стандарты. Но так как мир не стоит на месте и постоянно развивается, а самой быстроразвивающейся считается информационный мир, то можно сказать, что многие учебники, выпущенные год или два назад содержат не полную информацию о том, или ином описываемом объекте. Самый объективный и самый актуальный теоретический материал для изучения дисциплины «Технологии Интернет» находится в самой сети Интернет. Несмотря на это, центральные издательства выпустили достаточное количество литературы, необходимой самостоятельного для изучения и подготовки. Для изучения дисциплины «Технологии Интернет», среди последних изданий учебной литературы, можно отнести учебники [1,2,3] затрагивающие многие темы сетевых технологий и технологий Интернет. Для подготовки к лабораторным работам необходимо использовать литературу [4] описывающую практические особенности работы с ОС UNIX. Для более детального изучения практической части дисциплины также рекомендуется ознакомиться с электронными изданиями в сети Интернет [5]. Для подготовки к зачету и интенсификации самостоятельной работы студентам предлагается презентация учебного материала и конспект лекций, находящиеся на портале раздаточных материалов ВГУЭС. 3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины 1. Опишите функции слоев стека TCP/IP и их взаимосвязь. 2. Опишите задачи, стоящие перед системным интегратором при подключении предприятия к Интернет. 3. Зачем нужно динамическое распределение IP-адресов? Укажите его преимущества и недостатки по сравнению со статическим. 4. Как выполняется DNS-запрос? 5. Чем зона DNS отличается от домена? 6. Перечислите конфигурационные файлы, необходимые для первичного сервера зоны. 7. Как разбить сеть класса С на поддомены? Сформулируйте основную проблему этой задачи. 8. Сформулируйте, как обратное DNS преобразование технически сводится к прямому. 9. Чем отличаются почтовые агенты: транспортный, доставки, пользовательский? 10. В чем разница между протоколами POP и SMTP? 11. В чем состоят функции почтового сервера? 12. Назовите составные части сложного почтового сообщения (текст с двумя файлами-приложениями)? Укажите ключевые для понимания формата сообщения заголовки и их значения. 13. Что такое MIME? 14. Опишите функции программы sendmail. Обоснуйте необходимость наличия сложного конфигурационного файла у этой программы. 15. Сравните sendmail с другими транспортными агентами. 16. Опишите, какие возможности имеет sendmail для ограничения (фильтрации) входящих и исходящих сообщений; какие критерии при этом используются. 17. Что такое маскарадинг? Приведите ситуации, в которых он может понадобиться. 18. Какие способы контроля и ограничения имеются в анонимном FTP? 19. Опишите алгоритм аутентификации клиента в протоколе HTTP. 20. Опишите алгоритм определения кодировки посылаемого клиенту документа, которым пользуется Russian Apache. 21. Укажите приоритет контекстов конфигурации в Apache. 22. Какие действия предпринимает сервер, если для обработки поступившего запроса требуется запуск CGI-программы? 23. Почему CGI-программа должна выдавать заголовок «Content-Type»? 24. Что позволяет делать модуль mod_perl? 25. В чем заключается основная особенность CGI-программирова-ия? 26. В чем состоит проблема сохранения состояния в CGI-программировании и какие существуют способы ее решения? Укажите их достоинства и недостатки. 27. Почему язык Perl считается наиболее удобным для написания CGI-приложений? 28. Опишите, что происходит при подключении клиента к серверу удаленного доступа на базе Unix (протокол PPP). Какие программы за-ускаются, в какой последовательности, что они делают? 29. Сформулируйте основные угрозы безопасности корпоративной IP-сети. 30. Дайте сравнительные характеристики различных типов бранд-мауэров. 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1 Основная литература
4.2 Дополнительная литература
|
Реферат по дисциплине «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» «Новостные службы и протоколы Интернет. Протокол nntp. Настройка программы чтения новостей. Новостные ленты. Служба rss» | Реферат Современные технологии доступа в сеть Интернет В настоящие время во всем мире существует огромное количество провайдеров, которые используют различные технологии доступа в сеть... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «интернет-технологии» Учебно-методический комплекс дисциплины «Интернет технологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины «интернет-технологии» Учебно-методический комплекс дисциплины «Интернет технологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Реферат по дисциплине Сетевые технологии высокоскоростных систем... Но когда появляется желание лазить в Интернет с компьютера, лэптопа и кпк с возможностью беспроводного подключения, задумываешься... | Реферат по дисциплине «Информационные технологии» Примеры использования интернет ресурсов для изучения темы “Письменность японского языка” | ||
Рабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”... Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных... | Рабочая программа по дисциплине В. В интернет технологии Рабочая программа составлена на основе фгос во и учебного плана мгту по направлению (специальности) 111100. 62 «Зоотехния» | ||
Рабочая программа дисциплины «Интернет- технологии» ... | Программа дисциплины Технологии поиска, анализа данных и распространения информации в Интернет Значение проекта Семантическая Паутина для расширения возмож-ностей смыслового поиска информации в сети Интернет | ||
Реферат «Интернет деньги» по дисциплине «технология научных исследований» Но на сегодняшний день Интернет стал не только источником информации. Сейчас в сети можно найти работу, продать, купить что-либо.... | Рефератов По дисциплине «Мультимедийные технологии» По дисциплине «Мультимедийные технологии» для студентов 3 курса института спорта и физического воспитания, обучающихся по направлению... | ||
Кафедра информационных систем и прикладной информатики Рабочая программа учебной дисциплины «Технологии Интернет» составлена в соответствии с требованиями ооп: 230400. 62 Информационные... | Реферат по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании» Сша, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по любым сферам... | ||
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные... Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы | Пояснительная записка. Данный урок рассчитан на обучающихся 10-11классов Линии интеграции Урок рассчитан на 2 учебных часа, выстроен по технологии Интернет-урок, в его структуру включено использование Интернет-ресурсов |