Кризисные коммуникации





Скачать 152.37 Kb.
НазваниеКризисные коммуникации
Дата публикации27.03.2015
Размер152.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о о б р а з о в а н и ю
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Декан факультета психологии
______________ Э.В. Галажинский
«____» __________ 2009 г.


КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Рабочая программа

Специальность 030602 - Связи с общественностью

Статус дисциплины: федеральный компонент ОПД

Томск 2009

Одобрено кафедрой социальных коммуникаций

Протокол № 66 (1) от «31» августа 2009 г.

Зав. кафедрой, д. ф. с. ф. н., доцент ___________________ И.П. Кужелева-Саган
Рекомендовано методической комиссией факультета психологии

Председатель комиссии, д-р психол. н., профессор
__________________ О.М. Краснорядцева
«____» ____________ 2009г.
Рабочая программа по курсу «Кризисные коммуникации» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 03602 - Связи с общественностью.
Общий объем курса 24 ч. Из них: лекции – 14 ч., семинарские занятия – 8 ч., самостоятельная работа студентов – 2ч. Зачет.

Составитель: Гужова Ирина Викторовна – к. филос. н., ст. преп. кафедры СК ТГУ.
Рецензент:

Кужелева-Саган И.П. – доктор философских наук, доцент

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель курса: сформировать у студентов системное представление о роли PR в прогнозировании, предотвращении, анализе и преодолении кризисных ситуаций в общественно-политических и бизнес-организациях.

3адачи учебного курса:

- раскрыть сущность и практическую значимость ключевых понятий дисциплины;

- представить существующие типологии кризисов, основные этапы развития кризисных ситуаций, возможные стратегии их преодоления;

- охарактеризовать PR-технологии, используемые в процессе прогнозирования, предотвращения, минимизации последствий кризиса;

- проанализировать механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризиса, учитывая когнитивно-эмоциональную специфику поведения вовлеченных в ситуацию людей;

- на основе анализа конкретных ситуаций познакомить студентов с вариантами разрешений кризисов средствами PR (неудачными и успешными), случаями положительного имиджевого эффекта от грамотного построения кризисных и послекризисных коммуникаций;

- выработать у студентов навыки практического применения принципов и технологий кризисных коммуникаций в общественно-политических и бизнес организациях.

Требования к уровню освоения курса. В результате освоения настоящего курса, студенты специальности «Связи с общественностью» должны:

- знать ключевые понятия дисциплины;

- ориентироваться в существующих подходах к типологизации кризисов, к описанию этапов его развития, к разработке стратегии преодоления кризисных ситуаций;

- иметь представление о кризисных коммуникативных технологиях и специфике человеческого поведения в кризисных ситуациях;

- уметь на основе анализа конкретных ситуаций (а также контент-анализа публикаций СМИ) определять тип и этап развития кризиса, обнаруживать его причину и признаки, разрабатывать стратегию его преодоления (предотвращения, минимизации) средствами PR.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Сущность кризиса и основные подходы к определению.

Кризис: подходы к определению понятия, основные характеристики. Соотношение понятий: кризис, неопределенность, риск, конфликт, проблема, опасность, угроза, авария, катастрофа. Соотношение понятий: «антикризисное управление», «антикризисный PR», «кризисный PR», «кризисные коммуникации», «адаптационный PR», «персональный антикризисный консалтинг», «кризисник».
Тема 2. Диагностика кризиса в контексте PR.

Классификационные признаки и типологии кризисов в аспекте связей с общественностью. Факторы и причины возникновения кризиса. Симптомы кризиса. Этапы развития кризиса. Структура кризиса.
Тема 3. Основные принципы кризисных коммуникаций.
Тема 4. Основные направления деятельности кризисника на различных этапах развития кризиса.
Тема 5. Стратегия оперативного антикризисного реагирования:

а) Разработка и реализация оперативной антикризисной PR-стратегии.

Овладение кризисной ситуацией (разработка плана, создание команды, назначение представителя). Принципы управления кризисом и возможные ошибки. Этапы управления в условиях кризиса. Оценка эффективности «PR-сопровождения» кризиса.

Б) Специфика управления информационными потоками в кризисных ситуациях.

Основные проблемы коммуникации в кризисной ситуации (дефицит информации и кризис доверия). Внутренние и внешние потоки информации. Организация собственного информационного потока (в том числе работа над специальным антикризисным сайтом). Создание кризисного информационного центра. Анализ восприятия кризиса общественностью. Освещение кризиса в СМИ. Специфика применения инструментов и технологий PR в кризисных ситуациях. Деятельность спиндоктора. Виды PR-текстов в режиме кризисных коммуникаций. Специфика подготовки ключевых сообщений. Слухи и борьба с ними. Информационные атаки и противодействие им. Обеспечение информационной безопасности.

В) Психология людей в кризисных ситуациях в аспекте коммуникативного взаимодействия.

Когнитивно-эмоциональные особенности восприятия информации в экстремальной ситуации. Инстинкт толпы. Паника, агрессия, страх и факторы, усугубляющие эти эмоциональные проявления. Специфика коммуникативного воздействия на людей в стрессовом состоянии. Правила психологической безопасности и оказания эмоциональной поддержки в ходе установления контакта и сбора информации, при подготовке и написании информационных сообщений. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.

Тема 6. Антикризисный PR как предкризисное планирование

Определение наиболее вероятных кризисов для организации. Моделирование сценариев реагирования и их апробация в тренинговом режиме. Антикризисный мониторинг. Создание антикризисных программ с целью недопущения кризиса.

Тема 7. Антикризисный PR как превентивное реагирование.

Прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций как основная функция повседневного PR-обслуживания организации (поддержание и коррекция имиджа, оперативность реакции на события, контроль коммуникативных каналов, антикризисный мониторинг). Превентивное реагирование на кризис: заблаговременная подготовка к кризисам как фактор минимизации рисков. Разработка антикризисной PR-стратегии: изменения или адаптации. Адаптационный PR (по А.С. Ольшевскому). Рисковые коммуникации как вариант превентивных антикризисных мер.
Тема 8. Антикризисный PR как посткризисное планирование.

Планирование посткризисных коммуникаций. Оценка эффективности деятельности организации в ситуации кризиса. Исследование влияния кризиса на репутацию базисного субъекта и ее коррекция. Оценка рисков с целью предотвращения рецидивов. Кризис как дополнительный ресурс паблицитного капитала организации. Поиск и использование приобретенных преимуществ организации в послекризисный период.


  1. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ




  1. Понятия «кризис», «кризисный ПР» («антикризисный ПР»), «кризисные коммуникации».

  2. Типология кризиса.

  3. Диагностика кризиса по А.С. Ольшевскому.

  4. Основные направления антикризисного ПР. (4 направления)

  5. Основные принципы антикризисного ПР.

  6. Психологические особенности поведения людей в период кризиса. Специфика восприятия информации в кризисной ситуации.

  7. Оперативное антикризисное реагирование: алгоритм действий.

  8. Управление коммуникативными потоками в чрезвычайной ситуации: основные аспекты.

  9. Работа с корпоративными Интернет-ресурсами в предкризисный период и во время кризиса.

  10. Слухи: профилактика и управление.

  11. Основные задачи и стратегия предкризисного планирования.

  12. Цель, задачи, алгоритм превентивного реагирования на кризис.

  13. Рисковые коммуникации как антикризисная коммуникативная технология.

  14. Этап посткризисного планирования.

  15. Функции и методы работы антикризисного ПР-консультанта.


IV. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Классификационные признаки и типологии кризисов в аспекте связей с общественностью.

  2. Кризис как процесс: причины возникновения и этапы развития.

  3. Особенности поведения людей в экстремальных ситуациях.

  4. Этапы управления кризисом средствами PR.

  5. Прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций как основная функция повседневного PR-обслуживания организации.

  6. Кризис как социальное явление: причины возникновения и основные характеристики.

  7. Связи с общественностью как способ кризисного регулирования.

  8. Роль коммуникативных технологий в управлении кризисными ситуациями.

  9. Диагностика кризиса в контексте связей с общественностью.

  10. Разработка и реализация антикризисной PR-программы.

  11. Управление информационными потоками в условиях кризиса.

  12. Психологические аспекты кризисных коммуникаций.

  13. Особенности кризисных коммуникаций в сфере бизнеса.

  14. Особенности кризисных коммуникаций в политике и общественном секторе.


V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самост.




№№





в том числе






п/п





Лекции

Семинары

Лабораторные занятия

работа





1.

Сущность кризиса, подходы к определению

2

2













2.

Диагностика кризиса

в контексте PR

PR

4

2

2













3.

Основные принципы кризисных коммуникаций.


1

1













4.

Основные направления деятельности кризисника на различных этапах развития кризиса.

Специфика управления информационными потоками в кризисных ситуациях

1

1













5.

Стратегия оперативного антикризсиного реагирования

6

2

4










6.

Антикризисный PR как предкризисное планирование


4

2

2




2




7.

Антикризисный PR как превентивное реагирование.


2

2













8.

Антикризисный PR как посткризисное планирование.


2

2













ИТОГГГ

ГО

24

14

8




2




V. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Количество заданий и их веса:

Темы


Практические задания (вес)

1. Понятие «кризис». Типология кризисов.

* Самостоятельная работа на занятии (0,1)

* Реферат по теме (0,1)

* Разработка кейса по теме (0,1)

2. Диагностика кризиса в контексте PR.

*Работа с кейсом на занятии (0,1)

* Реферат по теме (0,1)

* Разработка кейса по теме (0,1)

3. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.

*Работа с кейсом на занятии (0,1)

* Реферат по теме (0,1)

* Разработка кейса по теме (0,1)


4. Антикризисный PR как предкризисное планирование.

* Учебный проект «Этап предкризисного планирования» (0,2)


Максимальный балл за семестр

5

Зачет (устно+тест)

(0,5)



Самостоятельная работа: с заданием студенты знакомятся непосредственно перед его выполнением на аудиторном занятии.

Реферат: объем реферата на выбранную тему (см. список тем) – не менее 10 страниц (размер шрифта – 14, интервал – 1,5), не считая списка литературы. Список литературы должен содержать не менее 10 источников.

Работа с кейсом на занятии: предполагает присутствие студента на занятии, анализ кейса проводится по заданным аналитическим линиям.

Разработка кейса по теме: студент по заданной теме готовит кейс, иллюстрирующий основные моменты (принципы) того или иного этапа кризисного PR, либо механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризиса.

Учебный проект: опираясь на пройденный материал по теме «Этап предкризисного планирования», разработать направления действий PR-специалиста на данном этапе для конкретного (можно выдуманного) базисного субъекта PR. Оформляется в виде отчета руководству о проделанной работе.

  1. ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

Основная


  1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. – М., 2006.

  2. Блэк С. Паблик Рилейшнз: Что это такое? М, 1990.

  3. Виллард М. Привычное дело кризис // Советник, 2004, №12.

  4. Вылегжанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз. Уч.пос. - М.,2008

  5. Кошелюк М. Страховой полис для имиджа или антикризисная составляющая регионального PR // Советник, 2004, №6.

  6. Лавров О. Чужие игры // Советник, 2004, №3.

  7. Основы теории коммуникации: Учебник. / Под ред. проф. М.А. Василика. – М., 2005.

  8. Ольшевский А. С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб., 2003.

  9. Почепцев Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.,1999.

  10. Почепцев Г.Г. Теория коммуникации. – М.,2001.

  11. Cоловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. – М., 1996.

  12. Умаров М.Ю. PRописные истины: почему не все могут очевидное. - М., 2008.

  13. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз. Учебник. - М., 2009.

  14. PR против кризисов: механизмы управления. М., 1999.


Дополнительная

  1. журнал «PR-диалог» - www.pr-dialog.ru

  2. журнал "Советник" - www.SOVETNIK.ru

  3. журнал «Сообщение» - www.soob.ru

  1. Борисов Ю. Игры в «Русский М&А». М., 2005. (исследование о враждебных

поглощениях).

  1. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособ. – М., 2001.

  2. Гроув, Эндрю. Выживают только параноики. Как использовать кризисные

периоды, с которыми сталкивается любая компания. М., 2003.

  1. Галумов Э.А. Основы PR . – М., 2004.

  2. Доскова И.С. PUBLIC RELATIONS: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. – М., 2004.

  3. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. – М., 1996.

  4. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. – М., 2004.

  5. Ньюсом Д., Терк Д.В., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик

рилейшнз. М., 2001.

  1. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных

ситуациях. – М. 2007.

  1. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб., 2003.

  2. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика:

Учеб. пособие. – М., 2004.
VIII. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


  1. Занин С. Технология антикризисного PR-менеджмента [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zanin.ru

  2. Коммуникации в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pressclub.host.ru/communicaition.shtml

  3. Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://polbu.ru/sazonova_crisispr

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кризисные коммуникации iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кризисные коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура коммуникации: источники, аудитории, сообщения, каналы. Эффект коммуникации. Основные каналы коммуникации: характеристика...
Кризисные коммуникации icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Кризисные коммуникации iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе (фгос ооо)
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения...
Кризисные коммуникации iconРефератов по дисциплине «деловые коммуникации»
Психологические способы воздействия в деловой коммуникации (подражание, заражение и т д.)
Кризисные коммуникации icon1. Введение. Предмет и задачи курса
Тема Современные международные деловые коммуникации. Специфика процесса деловой коммуникации с представителями разных культур
Кризисные коммуникации iconКонспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия»
...
Кризисные коммуникации iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Кризисные коммуникации iconКоммерческое право России
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Кризисные коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними...
Кризисные коммуникации iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Цель изучения дисциплины...
«Деловые коммуникации» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ( Б. 8). Для освоения дисциплины «Деловые коммуникации»...
Кризисные коммуникации iconРоссийской федерации
Бз профессиональный цикл, базовая часть; имеет взаимосвязь со следующими дисциплинами модуля: «философия диалога», «коммуникативыне...
Кризисные коммуникации iconПрограмма дисциплины «Интернет маркетинговые коммуникации» подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Кризисные коммуникации iconП. М. Мозиас (к э. н., доцент кафедры экономики и предпринимательства мгоу)
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Кризисные коммуникации iconЛингвистические и методические аспекты организации контроля знаний...
Работа выполнена на кафедре теории перевода и речевой коммуникации отделения переводоведения и межкультурной коммуникации фгаоу впо...
Кризисные коммуникации iconТехнические средства управления
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации это обмен информацией между людьми....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск