МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЗВЁЗДНЫЙ»
Организация проектной деятельности в детских объединениях дополнительного образования Составитель: Елена Грицина,
методист
ЗАТО Звёздный
2012 год
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Метод проектов (по Е.Полату) – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая разрешается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом.
Основное предназначение проекта: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
В учебной деятельности выделяют:
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определённой темой (проблематикой), дать общую информацию, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по одному вопросу, приведение статистических данных и т.д.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, с заранее известным результатом.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Таким образом, учебный проект как метод обучения – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Характерные особенности проекта:
- наличие проблемы, которую предстоит решить;
- цель проекта реально достижима в отведенный промежуток времени;
- наличие проектного продукта, который создается в ходе работы и становится средством решения проблемы проекта;
- проводится предварительное планирование работы;
- обязательна письменная часть – отчет о ходе работы;
- условие проекта – его публичная защита, презентация результата работы. Проектный продукт должен обладать потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, который столкнётся с проблемой, на решение которой и был направлен проект. Основные этапы проектной деятельности:
1. Проблематизация. Наличие проблемы у ученика или группы учеников вызывает дисгармонию и стремление её преодолеть. Проблему порождает цель проекта, которая носит скрытый характер.
2. Целеполагание. Приобретается образ желаемого результата.
3. Планирование. Выявляются основные шаги, необходимые для движения к цели. Здесь же проводится анализ имеющихся ресурсов, уточняются этапы реализации проекта, сроки, исполнители.
- Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – разбиваем весь путь на этапы и ставим задачи
- Как ты будешь решать задачи? – Определяем способ работы на каждом этапе
- Когда ты будешь это делать? – Ставим сроки каждого этапа
- Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявляем имеющиеся ресурсы.
- Чего нет, чему предстоит обучиться? – Проводим анализ недостающих ресурсов, корректируем план.
4. Реализация плана. При реализации плана проекта необходимо запланировать время на написание письменной части – отчета о работе над проектом. Как правило, это занимает треть планируемого времени.
5. Рефлексия и самооценка. Анализ побед и неудач проекта; почему не удалось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько обоснованы изменения в первоначальном плане; оценка своих собственных действий.
6. Презентация проекта. Презентация занимает, как правило, 7-10 минут. Необходимо заранее подготовить необходимые тезисы, отрепетировать презентацию, быть готовым к вопросам. В ходе выступления необходимо следить за временем. Примерный шаблон письменной части проекта для учащихся начальной школы (старшеклассники полностью самостоятельны в презентации)
I. Введение
Тема моего проекта…
Я выбрал эту тему потому что…
Цель моей работы…
Проектным продуктом будет…
Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…
План моей работы: (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)
- выбор темы и уточнение названия;
- сбор информации (где и как искал информацию);
- изготовление продукта (что и как делал);
- написание письменной части проекта (как это делал, на основании какой информации).
II. Основная часть
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к …
В ходе моей работы я столкнулся с такими проблемами…
Чтобы справится с возникшими проблемами, я…
Я отклонился от плана работы (когда)…
План моей работы был нарушен, потому что…
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…
Но всё же мне удалось достичь цели проекта. потому что…
III. Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось. Например,…
Это произошло, потому что…
Если бы я начал работу заново, я бы …
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…
Работа над проектом показала мне…
При организации групповой работы над проектом выявляются некоторые трудности.
Для успешной групповой проектной работы необходимо формирование проектной группы - людей с определёнными ролями. Один человек может приобретать несколько ролей.
В проектной группе необходимы следующие роли:
1. «генератор идей» - тот, кто придумывает;
2. «эрудит» - тот, кто много знает;
3. «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет;
4. «лидер» и «исполнители». Групповые проекты в детском коллективе могут быть только кратковременными, т.к. детям очень трудно наладить и осуществлять самостоятельную совместную деятельность.
Дети должны сотрудничать, в нужный момент проявлять гибкость, принципиальность, видеть чужую точку зрения, идти на компромисс, убедительно отстаивать свою точку зрения и т.д.
В любом проекте существует система оценивания, которая включает в себя:
- шкалу, используемую при выставлении оценок (НЕ ОТМЕТОК!);
- периодичность выставления оценок;
- механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса;
- механизм самостоятельного определения учащимися того, насколько успешно они обучаются. Критерии оценивания проектов определяются требованиями учебному проекту как педагогическому методу; основа этих требований – дидактическая цель и методические задачи проектной деятельности.
Дидактические цели проектной деятельности – это универсальные компетентности, общеучебные навыки и проектные умения, где:
Универсальные компетентности: мыслительные, деятельностные, коммуникативные, информационные.
Общеучебные навыки: интеллектуальные, организационные, коммуникативные.
Проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, самоанализ и рефлексия. При оценивании проекта необходимо показать детям успехи и недочеты их работы, не сравнивая ребенка с другими детьми!, а только сравнивая с эталонными критериями. Перечень критериев самооценивания проектов:
1. постановка цели и обоснование проблемы проекта;
2. планирование путей достижения цели;
3. глубина раскрытия цели проекта;
4. разнообразие источников информации и целесообразность их использования;
5. соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;
6. анализ хода работы, выводы и перспективы;
7. личная заинтересованность автора проекта, творческий подход к работе;
8. соответствие требованиям оформления письменной части;
9. качество проведения презентации;
10. качество проектного продукта.
При оценивании проекта со стороны компетентных лиц (жюри конкурсов, конференций, выставок и т.д.) выбирается, как правило, 7-10 критериев из предлагаемого списка.
Эталонные критерии оценивания проектов детей начальной школы:
- умение работать в группе, внимательно относится к другим;
- умение пойти на компромисс и разумно реагировать в ситуации конфликта;
- умение высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- умение рассказать о своей работе
- работа четко спланирована, сформулированы все вопросы, на которые необходимо ответить при реализации проекта;
- ребенок умеет критично оценить свою работу. Эталонные критерии оценивания проектов детей средней школы:
1. Цель определена, четко сформулирована, чётко обоснована;
| Эталонный проект ученика 5-6 класса
| Эталонный проект ученика 7-8 класса
| Эталонный проект ученика 9-11 класса
| 2. Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели
| 3. Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
| 4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
| 5. Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора проекта к идее проекта;
| 6. Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;
| 7. На защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентаций, выступление уложилось в рамках регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать у аудитории большой интерес;
| 8. Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
| 9. Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
|
| 10. Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цель проекта достигнута
|
|
| |