Исследовательская работа учащихся в группах





Скачать 335.65 Kb.
НазваниеИсследовательская работа учащихся в группах
страница1/3
Дата публикации11.04.2015
Размер335.65 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Информатика > Исследовательская работа
  1   2   3


Акмазикова Юлия Анатольевна, учитель английского языка. МОУ СОШ № 7, г. Омутнинск

Реализация идей педагогики сотрудничества в системе среднего образования.

Омутнинск 2008 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………..4

  1. Обучение в сотрудничестве……………………………………….7

    1. Что такое обучение в сотрудничестве……………………….7

    2. Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»………………………………..9

    3. Концепция сотрудничества…………………………………...11

    4. Особенности содержания и методики………………………..12

  1. Возможные варианты обучения в сотрудничестве……………..18

    1. Student Team Learning ( STL)- «Обучение в команде»…….19

    2. Jigsaw- «Пила»…………………………………………………...21

    3. Learning Together- «Учимся вместе»…………………………21

    4. Исследовательская работа учащихся в группах…………….22

  1. Организация обучения в малых группах………………………...25

    1. Первые шаги……………………………………………………...25

    2. Отличие обычного группового обучения от обучения в малых группах по методике сотрудничества………………………….33

  1. Заключение……………………………………………………………39

  2. Список использованной литературы……………………………...41


Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

  • Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

  • Традиционные способы информации- устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

  • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

  • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

  • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Таким образом, в этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Обучение в сотрудничестве

Что такое обучение в сотрудничестве?

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам ХХ столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х- начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Нидерланды, Япония, Израиль и др.). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж. Аронсона (1978, Калифорния), а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль (1988). Идеологии обучения в сотрудничестве этих представителей отличаются. Однако, их объединяют общие принципы и подходы. В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссий. Этот подход в большей мере, чем американский, базируется на методе проектов, предложенном Дж. Дьюи. Оба варианта этого метода дополняют друг друга и служат прекрасной подготовкой к собственно проектной деятельности учащихся.

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, т.к. идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути, и следовательно- педагогична.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно- ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных навыков. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся их качествами личности. А это уже- успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи- так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве- учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно- личностная, субъект- субъектная (сотрудничество).

По преобладающему методу: проблемно- поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

  • Гуманно- личностный подход к ребенку.

  • Единство обучения и воспитания.



Концепция сотрудничества

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель- ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика- объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществом молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношении «ученик- ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сотворчества, соуправления).

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  1. Гуманно- личностный подход к ребенку- ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается результатом образования, критерием качества работы педагога, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход к ребенку в учебно- воспитательном процессе- это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

  • Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно- воспитательного процесса;

  • Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

  • Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

  • Новую трактовку индивидуального подхода;

  • Формирование положительной Я- концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

  • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе- полноценная человеческая личность;

  • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

  • личность- цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

  • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талатливы;

  • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и другие).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно- воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

  • оптимистическую веру в ребенка;

  • сотрудничество, мастерство общения;

  • отсутствие прямого принуждения;

  • приоритет положительного стимулирования;

  • терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

  • уравнивание ученика и учителя в правах;

  • право ребенка на свободный выбор;

  • право на ошибку;

  • право нa собственную точку зрения;

  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;

  • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения характеризует:

  • требовательность без принуждения, основанная на доверии;

  • увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

  • замена принуждения желанием, которое порождает успех;

  • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

  • применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;

  • поиск лучших качеств личности;

  • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я- концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

  • учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе;

  • прогнозирование развития личности;

  • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Для формирования положительной Я- концепции необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

  • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили радость;

  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильности поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я- концепции ребенка;

  • предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

  • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

  • идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

  • вариативность и дифференциация обучения;

  • используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;

  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

  • развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

  • возрождение русских национальных и культурных традиций;

  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

  • постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды.

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиции педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются семья, школа и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении- будущем всей страны

Возможные варианты обучения в сотрудничестве.

Метод обучения в сотрудничестве имеет варианты не только в американской версии, но и в европейской.

Эти варианты обучения в сотрудничестве опираются на следующие принципы:

  • группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из 3 учащихся), девочки и мальчики;

  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

    • оценивается работа не одного ученика, а всей группы ( т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»);

    • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В некоторых случаях это бывает слабый ученик. Если слабый ученик может обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания- не формальное его выполнение (правильное или неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

    • в варианте «пила» вводится прием встречи участников различных групп для углубленной проработки одинаковых заданий. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы, которые в свою очередь докладывают о своей части задания.

Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа учащихся в группах iconРабочая программа по биологии в 7 классе на 2011-2012 учебный год
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,...
Исследовательская работа учащихся в группах iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа учащихся в группах iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа учащихся в группах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным...
Исследовательская работа учащихся в группах iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа учащихся в группах iconУрок по основам светской этики Тема: «Россия наша Родина»
Понятия учащихся. Работа со словарями в группах. Выработка единого понятия. Работа над синонимами Отчизна, Отечество. Выработка понятия...
Исследовательская работа учащихся в группах iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа учащихся в группах iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа учащихся в группах iconУчебно-исследовательская работа учащихся
Методическое пособие для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции
Исследовательская работа учащихся в группах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: беседа, фронтальная работа, индивидуальный опрос с выборочным чтением, ответы на вопросы, рисунки, работа...
Исследовательская работа учащихся в группах iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа учащихся в группах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово учителя, работа с карточками, работа в группах, практическая работа, работа с тестами
Исследовательская работа учащихся в группах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,...
Исследовательская работа учащихся в группах iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа учащихся в группах icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа учащихся в группах iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск